Сроки проведения: 14 августа - 4 сентября 2011

Автор: Кочетков Сергей
Версия: 2.0 от 03.10.2013

Федерация спортивного туризма
Объединение туристов Москвы

Отчёт

о прохождении горно-водного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по рекам
Чонг-Кемин, Кёкёмерен и Малый Нарын,
совершённом группой туристов города Москвы и Санкт-Петербурга (команда eXtreme Team)
по маршруту г.Бишкек - пос. Григорьевка (оз.Исык-Куль) - р.Чонг-Аксу - перевал Аксу Северный - р.Чонг-Кемин (пор .Габарит - пор.Зелёный) - р.Кёкёмерен (пор.Прорыв - пор.Тура-Гоин-2) - р.Малый Нарын (Верхний каньон - каньон Недоступный) - г.Бишкек
в период с 14 августа по 4 сентября 2011 г.

Маршрутная книжка № 1/4-604
Руководитель группы: Кочетков Сергей Анатольевич
тел.: +7-916-118-24-12
email: serg.kochetkov@gmail.com

Содержание

Паспорт маршрута
Определяющие препятствия маршрута
Список участников
Состав судов
Пройденные препятствия
Варианты подъезда и отъезда
Краткое описание реки
График движения
Техническое описание маршрута и Дневник
14.08. Вылет в Алма-Ату
15.08. Алма-Ата - Бишкек - Григорьевка
16.08. Григорьевское
17.08. Чонг-Аксу
18.08. Днёвка
19.08. Перевал. Вылет в Бишкек
20.08. Переезд на Чонг-Кемин, встреча подгрупп
21.08. Стапель, Габарит, 5-й каньон
22.08. 6-й каньон
23.08. Повицкого, Зелёный.
24.08. Переезд на Кёкёмерен
25.08. Полустапель, Прорыв, Слив, Ихтиозавр
26.08. Лестница, Моби-Дик, Кашка-Су
27.08. Тура-Гоин-1 и 2
28.08. Переезд на Малый Нарын
29.08. Полустапель, полуднёвка
30.08. Нижний каньон, Миниканьон, просмотр Недоступного
31.08. Недоступный, антистапель, переезд на Солёное озеро
01.09. Солёное озеро, переезд в Тамчи
02.09. Тамчи
03.09. Переезд в Бишкек, отъезд в Алма-Ату
04.09. Сдача багажа, вылет в Москву
Обеспечение безопасности
Фотографии
Карты, схемы
Контакты
Выводы и рекомендации
Список литературы
Приложение 1. Расходы
Приложение 2. Особенности пересылки багажа Бишкек - Москва
Приложение 3. Расстояния

Паспорт маршрута

Вид маршрута: комбинированный (горный, водный).
Категория сложности: горная - первая, водная - шестая.
Средства сплава: 2-х, 4-х местные катамараны, каяк.
Количество участников: 13 человек.
Время путешествия: 14 августа – 4 сентября 2011г.
Нитка маршрута: г.Бишкек - переезд - пос. Григорьевка (оз.Исык – Куль) - пешком - р.Чонг-Аксу - перевал Аксу Северный - р.Чонг-Кемин (пор.Габарит) - сплав - пор.Зеленый - переезд на р.Кёкёмерен (пор.Прорыв) - сплав - пор.Тура-Гоин-2 - переезд - р.Марый Нарын (пор.Нижний каньон) - сплав - каньон Недоступный - далее автомобилем - оз.Иссык-Куль (Солёное озеро) - пос.Тамчи - г.Бишкек.
Протяжённость маршрута: 82км горная часть, ~107км водная часть.
Продолжительность: 21 день, из них: пешком по горам 4 дня, сплав по р.Чонг-Кемин 3 дня, сплав по р.Кёкёмерен 3 дня, сплав по р.М.Нарын 2 дня, переезды между реками: 2 дня, днёвок: 1,5 дня, отдых и т.п.: 3 дня, перелёты: 2 дня.
Уровень воды: на всех реках - выше среднего.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Название К.с. Длина Характеристика препятствия Способ прохождения

р.Чонг-Кемин

порог Габарит 5 200м почти габаритный проход по центру, гряда полуобливных камней со сливами до 1м Полная обработка
порог Дюресу 4 400м мощная шивера с камнями и сливами до 1м в ключевой части Взаимная страховка с воды
порог Каменоломня 5 300м S-образный поворот, крупные камни, отдельные сливы с бочками, прижим к скале Полная обработка
порог Ералаш 6 400м условно 3 ступени, бочки в шахматном порядке, сливы до 2м, полуобливные камни, требуется резкий манёвр Полная обработка
порог Мельница 4 400м мошная шивера с камнями, требующая манёвр с ходу
порог Баня 4 300м серия сливов и бочек, навалы на камни с ходу
порог Повицкого 5 500м ряд мощных сливов, бочек, прижимов Полная обработка
порог Зелёный 6 400м несколько ступеней со сливами до 2м, заварными бочками, сильный прижим к камню посреди струи, труднодоступный выход не проходили

р.Кёкёмерен

порог Прорыв 5 1,3км каскад сливов до 1,5м через гряды валунов Взаимная страховка с воды
порог Слив 5 200м основной слив - с мощной бочкой в левой части Полная обработка
порог Мост 5 150м цепь сливов через россыпь крупных скальных обломков Полная обработка
порог Ихтиозавр 4 30м на ПП 2 протоки (основная левая), сливы и навалы на камни Взаимная страховка с воды
порог Лестница 6 280м каскад сливов до 2м, камни в русле Полная обработка
порог Моби-Дик 5 200м левая протока - слив с горизонтальным зубом, правая - гряда валунов (справа проход по высокой воде) Полная обработка
порог + шивера Кашка-Су 5 200м на входе - огромный камень, через 20м слева большой полуобливной камень с мелкими камнями по бокам Полная обработка
порог Тура-Гоин-1 4 70м посередине реки - 2 больших обломка, образующих проходы со сливами между собой и справа Полная обработка
порог Тура-Гоин-2 6 1км сливы до 2,5м, бочки, камни в русле, прижимы Полная обработка

р.Малый Нарын

каньон Нижний каньон 4   шивера с несложными прижимами с ходу
каньон Миниканьон 4 2,5км шивера с несложными прижимами с ходу
каньон Недоступный 6   несколько ступеней со сливами до 3м, требуется точный заход и манёвр, участок в труднодоступном каньоне с мощными бочками и полуобливными камнями Взаимная страховка с воды

Список участников

Фамилия, Имя, Отчество Год рожд Туристическая подготовка Обязанности в группе
1 Кочетков Сергей Анатольевич 1978 Китой 5Р, Кёкёмерен – Нарын 6У, М.Нарын – Чонг-Кемин 5У, Улуг-О 4Р, Она 4Р, Кок-Хем – Бий-Хем 5У Рук.водной части, капитан К4-1
2 Мижегурская Екатерина Александровна 1987 Китой 5У, М.Нарын – Чонг-Кемин 5У, Улуг-О 4У, Она 4У, Б.Лаба – Белая 3(6)У Завхоз, К4-1
3 Феоктистов Андрей Николаевич 1981 Чуя(Мажой) 6Р, Шавла-Аргут 5У, Жом-Болок - Ока 5У, Белая 2(5)Р, Чуя 4У, Мзымта 3У, Тохмайоки 2Р К4-1
4 Каменецкий Антон Анатольевич 1972 Улуг-О 4У, Кёкёмерен-Чаткал 5У, Жомболок 5У, Китой-Онот 5У, Шавла-Аргут-Катунь 5У, Апуримак 6У К4-2
5 Петржик Андрей Михайлович 1985 Шавла-Аргут-Катунь 5У (каяк), Чандалаш - Чаткал - Чонг-Кемин 5(6)р (кат), Чегем 2(5) (каяк), Белая 2(5) каяк Медик, К2-1, каяк
6 Рагулина Кира Олеговна 1987 Чандалаш-Чаткал-Чонг-Кемин 5(6)У, В. Башкаус-Н. Чулышман 5У К2-1
7 Смолов Максим Александрович 1980 Чегем 2(5), Белая 2(5), Шавла-Аргут-Катунь 5Р, Хангарул-Зунмурин 4Р К4-2
8 Смолова Ксения Александровна 1981 Шавла-Аргут-Катунь 4У,Хангарул-Зунмурин 4У, 3ГУ (С. Осетия), 1ПР (Зап. Саян), 2 эл. 4 Приэльбрусье К4-2, Рук. горной части
9 Ярных Андрей Валерьевич 1979 Апуримак 6У, Китой-Онот 5У, Каа-Хем 5У, Ия 4У, Белая 3(6) У, Ока Саянская 4У, Катунь 4У, Снежная 4У Капитан К4-2
10 Смирнов Андрей Борисович 1962 Ак-Алаха-Кара-Алаха-Аргут 6У, Китой-Онот 5У, Китой 5У, Каа-Хем 5У, Снежная 4У К4-2
11 Монни Алексей Владимирович 1983 В. Башкаус-Н. Чулышман 5У, Аксаут-Б. Лаба 5У К2-2
12 Монни Виктор Владимирович 1987 Фиртина 2(3)У, Уксунйоки 3У К2-2
13 Борцов Пётр Александрович 1980 Чуя-В. Башкаус-Н. Чулышман 5У, Н. Кураган-Катунь 5У, Билин-Кызыл-Хем-Каа-Хем 5У К4-1

Состав судов

К4-1: объём 3500л, производитель “Рафтсервис”
К4-2: объём 2500л, производитель “Рафтмастер”
К2-1: объём 850л, производитель “Тритон”, модель “Тритон-2”
К2-2: объём 1200л, производитель “Красное Солнышко”, модель “Верблюд-2”
Каяк: WaveSport Diesel 75

Пройденные препятствия

    Кочетков С.А. Мижегурская Е.А. Феоктистов А.Н. Каменецкий А.А. Петржик А.М. Рагулина К.О. Смолов М.А. Смолова К.А. Ярных А.В. Смирнов А.Б. Монни А.В. Монни В.В. Борцов П.А.
пер.Аксу Северный   - - - - да да да да - - - - -
Габарит 5 К4-1 К4-1 К4-1 К4-1 К2-1 К2-1 К4-2 К4-2 К4-2 К4-2 К2-2 К2-2 -
Дюресу 4 К4-1 К4-1 К4-1 К4-1 К2-1 К2-1 К4-2 - К4-2 К4-2 К2-2 К2-2 К4-2
Каменоломня 5 К4-1 К4-1 К4-1 К4-1 К2-1 К2-1 К4-2 - К4-2 К4-2 К2-2 К2-2 К4-2
Ералаш 6 К4-1, К4-2 - К4-1 К4-1 - - К4-2 - К4-2 - К4-1 - К4-2
Мельница 4 К4-1 К4-1 К4-1 К4-1 К2-1 К2-1 К4-2 К4-2 К4-2 К4-2 К2-2 К2-2 -
Баня 4 К4-1 К4-1 К4-1 К4-1 К2-1 К2-1 К4-2 К4-2 К4-2 К4-2 К2-2 К2-2 -
Повицкого 5 К4-1 К4-1 К4-1 К4-1 К2-1 К2-1 К4-2 К4-2 К4-2 К4-2 К2-2 К2-2 -
Прорыв 5 К4-1 К4-1 К4-1 К4-2 каяк К4-2 К2-1 К2-1 К4-2 К4-2 К2-2 К2-2 К4-1
Слив 5 К4-1 К4-1 К4-1 К4-2 К2-1 К2-1 К4-2 - К4-2 К4-2 К2-2 К2-2 К4-1
Мост 5 К4-1 К4-1 К4-1 К4-2 каяк К2-1 К2-1 К4-2 К4-2 К4-2 К2-2 К2-2 К4-1
Ихтиозавр 4 К4-1 К4-1 К4-1 К4-2 каяк К2-1 К2-1 К4-2 К4-2 К4-2 К2-2 К2-2 К4-1
Лестница 6 К4-1 К4-1 К4-1 К4-2 К2-1 К2-1 К4-2 - К4-2 К4-2 К2-2 К2-2 К4-1
Моби-Дик 5 К4-1 К4-1 К4-1 К4-2 К2-1 К2-1 К4-2 К4-2 К4-2 - К2-2 К2-2 К4-1
Кашка-Су 5 К4-1, К2-2 К4-1, К2-2 К4-1 К4-2 К2-1 К2-1, К4-2 К4-2, К2-1 К4-2 К4-2 - К2-2 К2-2 К4-1
Тура-Гоин-1 4 К4-1 К4-1 К4-1 К4-2 К2-1 К2-1 К4-2 - К4-2 - К4-2 К4-2 К4-1
Тура-Гоин-2 6 К4-1 К4-1 К4-1 - К2-1 К2-1 К4-2 - К4-2 - К4-2 К4-2 К4-1
Нижний каньон 4 К4-1 К4-1 К4-1 К4-2 К2-1 К2-1 К4-2 К4-2 К4-2 - К2-2 К2-2 К4-1
Миниканьон 4 К4-1 К4-1 К4-1 К4-2 К2-1 К2-1 К4-2 К4-2 К4-2 - К2-2 К2-2 К4-1
Недоступный 6 К4-1 - К4-1 К4-2 К2-1 К2-1 К4-2 - К4-1, К4-2 - К4-2 К4-1 К4-1

После р.Чонг-Кемин Каменецкий пересел на К4-2 вместо Смирнова.
Участок “Кашка-Су - лагерь после Тура-Гоин-2” некоторые участники проходили дважды.
Ярных в каньоне Недоступный прошёл 1-ю ступень в составе К4-1 вместо Борцова.

Варианты подъезда и отъезда

Отправной точкой нашего маршрута является столица Киргизии г.Бишкек. Добраться до Бишкека из Москвы возможно на поезде или самолёте. Все участники нашей группы выбрали самолёт. В Бишкек из Москвы летает Аэрофлот и Киргизские авиалинии. Мы выбрали Аэрофлот как более надежную авиакомпанию, о чем впоследствии пожалели, поскольку она предъявляет жёсткие требования к перевозке негабаритного багажа. Для похода по Киргизии возможен также перелет через Алма-Ату. Таким вариантом заброски и выброски воспользовалась часть нашей группы, заходившая к началу сплава пешком от Иссык-Куля. Перелёт через Алма-Ату существенно дешевле и позволяет также сэкономить на перевозке багажа через ж/д (или транспортную компанию), так как Казахстан входит в таможенный союз наряду с Россией и Белоруссией.
Все местные транспортные разъезды, связанные с заброской-выброской и переездами с реки на реку осуществляла компания Horizon Travel под руководством Сергея Воронина, расположенная в Бишкеке. Для передвижения по Киргизии нам была выделена машина Камаз с двумя водителями грузоподъёмностью 5 тонн.
В Киргизии очень развита дорожная сеть, дороги проходят по долинам многих рек. Многие дороги в хорошем состоянии, при желании даже можно обойтись и без машины повышенной проходимости. Следует отметить, что на р.Малый Нарын в аварийном состоянии находится деревянный мост, расположенный выше по течению от каньона Недоступный. В полусгнившем деревянном настиле имеются ряд провалов, наша машина выше этого места проехать не смогла. Зная об этом до заезда на реку, мы наняли в г.Нарын лёгкий Газон, завёзший нас к началу сплава - выше Нижнего каньона.

Краткое описание рек

Р. Чонг-Кемин берет свое начало на Чилико-Кеминской перемычке и течет между Заилийским Алатау и Терскей-Алатау (район Северного Тянь-Шаня) по территории Киргизии. Возможна заброска как в верховья с территории Казахстана, так и снизу более удобным вариантом из Бишкека.
Среднегодовой расход воды - 20.1 м3/сек. Сплав наиболее комфортен в августе и сентябре. Среднегодовой расход в августе 39 м3/сек, в сентябре 21 м3/сек.
Длина сплавной части по р. Чонг-Кемин - 157 км.
Средний уклон - 14 м/км.
Реку Чонг-Кемин условно можно разбить на несколько участков:

  1. Верхний участок. Находится выше устья р.Кель-Алматы. Иногда этот участок называют “1 и 2 каньонами”.
  2. Участок разбоев от р.Кель-Алматы до р.Алагир, скорость течения довольно высока. Затем протоки постепенно сливаются в одно русло, и после левого безымянного притока реки начинается следующий участок.
  3. "Третий каньон". Участок "каньоном" называют весьма условно, т.к. на нём отсутствуют высокие каньонообразные берега. Длина около 10 км. Здесь расположено 8 препятствий, самые сложные из них - это пороги "Слон" (5А) и "Алмаатинец" (5А).
  4. Участок разбоев от р.Орто-Кой-Суу до моста. Длина 18-20 км.
  5. "Четвертый каньон" представляет из себя ущелье с не очень высокими берегами. Длина около 10км. Здесь расположено 5 препятствий, самое сложное из них - порог "Габарит" (5С). Участок заканчивается около нового моста через Чонг-Кемин. С четвертого каньона целесообразно начинать сплав при заброске из Бишкека.
  6. Несложный участок. Длина около 8км. На нём имеется несколько шивер и порожков. Заканчивается участок на одном из рукавов впадающего в Чонг-Кемин левого притока - р.Дере (Дюрез, Дюресу).
  7. "Пятый каньон". Длина - 1.6км. Это фактически 1 порог - "Дюресу" (5В). Правый берег невысокий, на левом имеются скалы, поросшие лесом.
  8. Островно - шиверистый участок. Длина около 10км. Много островов. Имеется 1 препятствие - шиверисто - порожистый участок в районе пос.Бузулган-Сай (в некоторых описаниях - пор.Бузулгансайский).
  9. "Шестой каньон". Длина - около 4,5км. Заканчивается участок около ГМС. Один из самых сложных участков реки. Здесь расположено 4 препятствия - пор."Каменоломня" (5В), "Ералаш" (6А), "Мельница" (5), "Баня" (5).
  10. Шиверисто - порожистый участок. Длиной около 5км. На нем расположено 1 препятствие - порог "Повицкого" (5С).
  11. "Седьмой каньон". Длина около 3км. Здесь расположено 2 препятствия, хотя их разделение чисто символическое. Начальный порог - самое сложное препятствие реки Чонг-Кемин - порог "Зеленый" (6В). Этот участок не входит в стандартный "пятёрочный" маршрут по р.Чонг-Кемин. Правда нет и "шестёрочного" маршрута по этой реке.
  12. Простой участок. Длина - около 2км.
  13. "Восьмой каньон". Длина - около 2км. Ущелье. Этот участок совпадает с одним порогом (5С), который имеет аналогичное название. Сплав после восьмого каньона спортивного интереса не представляет.
  14. Простой населенный участок. Длина - около 50км. Много разбоев.
  15. "Девятый каньон" (Нижне-Кеминское ущелье). Длина около 8 км, уклон 8-10 м/км. В каньоне несложные прижимы, шиверы, отдельно стоящие камни. Заканчивается он при впадении р.Чонг-Кемин в р.Чу.

Река Кёкёмерен образована слиянием стекающей с хребта Таласский Алатау р.Суусамыр и стекающей с хребта Джумгал-Тоо р.Западный Каракол. Река Кёкёмерен - один из крупнейших притоков Нарына (правый). Географически относится к внутреннему Тянь-Шаню, вследствие чего имеет более теплый и комфортный климат.

На Кёкёмерене выделяются следующие участки:

  1. Начальный участок - от слияния р.Зап.Каракол и р.Сусамыр до "Верхнего ущелья". Длина около 6км.
  2. “Верхнее ущелье” - длина около 5 км., уклон около 18м/км, начинается от порога "Прорыв"(5Б), затем идут пороги "Слив" (5С), "Мост" (5В), "Ихтиозавр" (5А), "Лестница"(6А).
  3. Простой участок реки длиной 6-7 км.
  4. “Первый каньон” - п.8 и п.9 “Моби-Дик”(5Б). Длина около 1км.
  5. Участок реки длиной 16 км, уклон 4,7 м/км. На нем три препятствия - п.10-12. Последнее находится в п.Кызыл-Ой.
  6. “Второй каньон"- длина около 5 км, уклон до 16 м/км. Основные препятствия - “Кашкасу” (5А), протяженный непрерывный участок п.15-19(5С). В среднюю и выше воду - очень непростой (до 6А).
  7. Несложный участок реки длиной 2 км.
  8. “Третий каньон” -длина около 4 км., уклон до 19 м/км. Начинается с правого притока - р.Тура-Гоин. Здесь находятся пор. "Тура-Гоин-1"(5В) и самое сложное препятствие Кёкёмерена - пор. "Тура-Гоин-2"(6А).
  9. Простой участок длиной 45 км, уклон 4.7 м/км. Имеется лишь два не очень сложных препятствия. На этом участке находятся поселки Арал и Орнок.
  10. “Нижнее ущелье” (“Четвертый каньон”). Из общей длины “Четвертого каньона” 35-37 км каскад порогов занимает около 25 км. Самые сложные на участке - два безымянных препятствия 5В и 5С к.с.

Реку Малый Нарын и её составляющие можно разбить на несколько участков:

  1. Р.Джилусу. После впадения в р.Учемчек крупного левого притока - р.Джамгырчи река носит название Джилусу. Расход воды - около 30 куб.м в сек. На этом участке находится 6 препятствий, определяющими из которых являются: пор. "Калибр" 5 к.сл., каньон "Коркунучту бурулуш" 5 к.сл., пор. "Неожиданный" 5 к.сл., пор. "Джилусу" 5 к.сл.
  2. Р.Болгарт. Образуется после слияния рек Джилусу и Бурхан. Расход - около 40 куб.м в сек. На этом участке нет категорированных препятствий.
  3. Начальный участок р.Малый Нарын. После слияния рек Болгарт и Арчалы река носит название Малый Нарын. Расход - около 50куб.м в сек. От пос.Арчалы кроме мощных шивер ничего нет. На на этом участке в Малый Нарын впадают два правых притока: р.Карагоман и р.Карасаз.
  4. Верхний каньон. В нем находится 11 препятствий. Определяющее из них пор. "Зигзаг" 5 к.с. Заканчивается участок коротким, явно выраженным скальным каньоном, который расположен перед автомобильным мостом.
  5. Спокойный участок. Представляет собой практически сплошную шиверу с валами более 1м, лишь изредка прерываемую участками быстротока.
  6. Нижний каньон. Здесь расположено 12 препятствий. Определяющие из них: 7 ступеней "Мини-каньона" (4 к.сл) и самое сложное препятствие реки Мал.Нарын - каньон "Недоступный" (6 к.сл.), в котором также выделяют 7 ступеней.
  7. Выходной шиверистый участок. До стрелки с рекой Большой Нарын 3 к.с. 15 км (1час хода), скорость течения 15км/ч, шиверы, прижимы, перекаты.

График движения

Горная часть

Дата Дни пути Участки маршрута Км Набор высоты Способы передвижения
15.08 1 г.Алма-Аты – пос.Григорьевка (оз.Исык–Куль) 7 автомобиль,
пешком
16.08 2 пос.Григорьевка – р.Чонг-Аксу - второе Верхнее озеро 13 +880 пешком
17.08 3 Второе Верхнее озеро – р.Чонг-Аксу (3 км ниже истока) 19 +850 пешком
18.08 4 Днёвка (плохие погодные условия)      
19.08 5 р.Чонг-Аксу (3 км ниже истока) – перевал Аксу Северный (1А, 4050 м) – р.Чонг-Кемин (устье р.Кызыл-Башат) 16 +720
-1130
пешком
20.08 6 р.Чонг-Кемин (устье р.Кызыл-Башат) - р.Чонг-Кемин в устье р.Мамбет-Булак 27 -470 пешком

Итого активными способами передвижения: 82 км

Водная часть

Дата Дни пути Участки маршрута Основные события и препятствия Км Способы передвижения
19.08 5 г.Москва - г.Бишкек Вылет водной подгруппы   самолёт
20.08 6 г.Бишкек-р.Чонг-Кемин, встреча подгрупп Переезд на р.Чонг-Кемин, встреча подгрупп   автомобиль
21.08 7 пор.Габарит - за мостом после 4 каньона стапель, пор.Габарит, 5-й каньон 10 сплав
22.08 8 там же - пор.Ералаш пор.Дюресу, Каменоломня, Ералаш 18 сплав
23.08 9 там же - пор.Зелёный пор.Ералаш, Мельница, Баня, осмотр пор.Зелёный 8 сплав
24.08 10 там же - пор.Прорыв (р.Кёкёмерен) полуантистапель, переезд на р.Кёкёмерен 370 автомобиль
25.08 11 там же - пор.Лестница полустапель, пор.Прорыв, Слив, Мост, Ихтиозавр 8 сплав
26.08 12 там же - пор.Тура-Гоин 1 пор.Лестница, Моби-Дик, Кашка-Су 29 сплав
27.08 13 там же - 7км ниже пор.Тура Гоин-2 пор.Тура-Гоин-1 и 2
(участок Кашка-Су -лагерь пройден ещё раз)
9 сплав
28.08 14 там же - слияние р.М.Нарын и р.Б.Нарын полуантистапель, переезд на р.Малый Нарын 305 автомобиль
29.08 15 там же - мост после Миниканьона полустапель, заезд к мосту после Миниканьона, полуднёвка 18 автомобиль
30.08 16 там же - каньон Недоступный Нижний каньон, Миниканьон, просмотр каньона Недоступный 19 сплав
31.08 17 там же - Солёное озеро каньон Недоступный, антистапель, переезд на Солёное озеро (рядом с оз.Иссык-Куль) 6
300

сплав,
автомобиль

01.09 18 там же - пос.Тамчи отдых на Солёном озере, переезд в пос.Тамчи 120 автомобиль
02.09 19 пос.Тамчи отдых в пос.Тамчи    
03.09 20 пос.Тамчи - г.Бишкек переезд в г.Бишкек, отъезд части участников в Алма-Ату 230 автомобиль
04.09 21 г.Бишкек - г.Москва перелёт в г.Москва   самолет

Итого активными способами передвижения: 107 км

Техническое описание маршрута и Дневник

14.08. Вылет в Алма-Ату

В который раз убедились что лететь из Домодедово сильно удобнее, чем из Шереметьево. Из-за удобного (беспробочного) подъезда на машине. Заранее позаботились об упаковке наших вещей, к которой в последние годы работники аэропорта относятся ужасно дотошно. Взятого с собой рулона упаковочной плёнки хватило не только на то, чтобы обернуть наши хрупкие рюкзаки и вёсла, но также и для помощи другим менее предусмотрительным пассажирам. Долетели до Алма-Аты без приключений.

15.08. Алма-Ата - Бишкек - Григорьевка

Обменяли немного денег прямо в аэропорту (курс вроде как нормальный). Отказавшись от такси, прошли несколько сотен метров до автобусной остановки и сели на автобус до автовокзала. Автовокзалов в Алма-Ате несколько, нужный называется “Сайран”. Если выбрать правильный автобус, который идёт более-менее напрямую, ехать минут 30. Важно! Если вам нужны газовые баллоны, озаботиться этим лучше в Алма-Ате. Найти баллоны - “дихлофосники” оказалось в Бишкеке большой проблемой, в результате чего пришлось покупать новую горелку под резьбовой баллон в довесок к довольно дорогим и неудобным резьбовым баллонам. На “Сайране” куча маршруток до Бишкека. Если не считать проблемой жару-духоту и давку на границе с потерей часа-полутора, доехать до Бишкека легко. Если у вас нет с собой водного снаряжения, которое нам нужно было отдать Воронину перед горной частью, можно сесть прямо на маршрутку до Иссык-Куля. Заброска в таком случае сильно ускоряется.
В Григорьевку приехали в 12 ночи. Одурманенные жарой Бишкека, решили во что бы то не стало дойти до Иссык-Куля. Семь километров прошли за полтора часа, но найти сносную стоянку ночью оказалось не просто. Берег озера покрыт растительностью с колючками, а также множеством тропинок, ведущих в эти колючки. Набродившись в районе заброшенной воинской части, решили идти назад к отмеченному на карте бывшему причалу, где и поставили палатки в кустах слева от пляжа. Для последователей: если идти в сторону пристани, надо немного не доходя до неё свернуть направо, пересечь по мосту речку и тут же свалиться к озеру. Место вполне сносное и не прямо на чужом огороде.
В качестве комментариев к этому дню хочется добавить:
1. Не рекомендуется проходить казахско-киргизскую границу в понедельник в разгар купального сезона.
2. Газ в Бишкеке можно купить только в магазине «Аксай-Тревел», и то по предварительной договорённости. Эту договорёность в крайнем случае можно получить, поднявшись на 2й этаж к боссу и сказав что-то типа “очень надо, глубокоуважаемый...”.

16.08. Григорьевское

Проснулись в 10 утра от палящего солнца. Искупались, собрались. Вышли с пляжа в 13.00. На дороге поймали такси и за 10 сом с человека уехали в Григорьевку. Таксист отказался забрасывать нас вверх по Григорьевскому ущелью, а привёз в центр посёлка, где мы без особого труда нашли машину наверх. За поселком, на въезде в Григорьевское ущелье дорогу закрывает шлагбаум. Берут 20 сом за въезд в национальный парк. Водитель довёз нас до верхнего коша и запросил ещё денег, если ехать до верхних озёр. Мы отказалась и пошли своим ходом (Рис.1). Григорьевское ущелье населено, постоянно встречаются юрты, в которых можно перекусить и отдохнуть. К вечеру дошли до первого озера. Удобных мест для стоянок не оказалось. Вокруг очень много юрт. Решили идти до второго верхнего озера. Немного поплутав, встали на его берегу уже в потёмках. Стоянка оказалась удобная: в стороне от дороги и очень красивая (Рис. 2). Прошли за день 13 км. Высота стоянки – 2500 метров.

17.08. Чонг-Аксу

Встали в восемь утра. Солнышко пригревает. Перед выходом, не удержались и залезли в ледяную воду горного озера. С каждым километром дороги, юрт становилось всё меньше. На высоте 2960 метров сделали обеденный перерыв. Небо нахмурилось, и впереди нарисовались плотные дождевые тучи (Рис. 3). После привала шли по правому берегу реки Чонг-Аксу до поворота её долины на юг. Начался дождик, похолодало. Решаем набрать ещё 200 метров вверх по ущелью. Тропа вывела на крупнокаменистый курумник и внезапно пропала. Хорошо, что кое-где просматривалась маркировка нужного направления каменистыми турами. На отдых встали сразу после спуска с осыпи. Высота 3333 м. С заходом солнца сильно похолодало, так что еду пришлось готовить, не вылезая из палаток. За день прошли 19 км и поднялись на 800 метров.

18.08. Днёвка

Ночью все очень плохо спали – бессонница. У Ксении и Максима разболелась голова, горняшит. Погода, тоже не «лётная». Идёт снег. Видимость очень плохая. Поэтому решено было сегодня на перевал не ходить, а использовать этот день на акклиматизацию. К сожалению, ценой этого выбора стал радиальный выход на озеро Джасык-Кёль...
После обеда погода улучшилась, мы сходили на разведку и нашли тропу до перевала «Аксу Северный».

19.08. Перевал. Вылет в Бишкек

Горная подгруппа

Встали с рассветом в шесть утра. Вышли в восемь. Погода солнечная. После брода через р.Чонг-Аксу по разведанной тропе начали подъём к перевалу. Тропа сначала круто набирает высоту по травянисто-грунтовому склону в северо-восточном направлении (рис.4). Потом уходит на восток и петляет по осыпи (рис.5). Перед перевалом крутизна склона несколько возрастает и, огибая снежник с востока, тропа выводит на перевал (рис.6). В 13.00 мы были там (рис.7). С перевала (4052 м) было хорошо видно, что погода скоро изменится. Ветрено. Сделали памятную фотографию и сбежали вниз по хорошей набитой тропе, которая постепенно становилась все менее и менее отчётливой. В какой-то момент мы поняли, что дальнейший путь будет проще продолжить по льду. Пришлось пересекать ледник «Восточный Аксу» и двигаться вдоль его западного края (рис. 8). На ледниковой морене под дождём обнаружили нечёткую тропу. И дальше так и двигались по ней вдоль левого берега р. Восточная Аксу. Постепенно отчётливость тропы увеличивалась. В месте слияния Восточной и Западной Аксу ещё раз перешли вброд на левый берег вновь образованной реки (рис.9). Вода высокая. На стрелку впадения Западной Аксу в Чонг-Кемин подошли к семи вечера. Нашему взору открылась прекрасная панорама Чилико-Кеминской перемычки (рис. 10). Отдохнув, решили пройти ещё немного до ближайшего левого притока Чонг-Кемина. По традиции на стоянку встали около восьми часов.
Комментарий:
Если планируется посещение озера Джасык – Кёль рекомендуется спускаться по леднику Восточный Аксу вдоль его западного края и далее двигаться по тропе вдоль правого берега р. Восточная Аксу. В этом случае не придётся переходить вброд никакие реки.
За день прошли 16 километров. Набор высоты составил 700 м, а сброс – 1100 м.

20.08. Переезд на Чонг-Кемин, встреча подгрупп

Горная подгруппа

Снова встали в шесть утра и вышли в восемь. В последний день было необходимо пройти около 34 км до встречи с остальной группой. Путь пролегал по левому берегу Чонг-Кемина. Сначала это была набитая тропа, которая вскоре перешла в грунтовую дорогу (рис. 11). Один за другим следовали бурные притоки Чонг-Кемина, которые приходилось преодолевать вброд. Частые разувания неизбежны. В районе полудня миновали морену «Кара-Корум» с её неожиданными подъёмом и спуском. Около шести вечера на очередном притоке расположились на обедо-ужин. Передохнув, двинулись дальше, но уже скоро нас встретил «камаз», делегированный нашими друзьями, которые уже начали волноваться, глядя на сгущавшиеся над горами сумерки.
Пройденный путь – 27 километров, по высоте сбросили ещё примерно 500 метров.

Водная подгруппа

В Бишкек (аэропорт Манас) прилетели в 4 часа утра, получили багаж, загрузились в ожидавшую нас машину, собрали всех разбредшихся по аэропорту. Нужно было загрузить остальной груз, отправленный заблаговременно поездом, а также решить различные финансовые проблемы. На базе Сергея Воронина мы оплатили Камаз, который будет сопровождать нас на реке. Камаз стоил 95тысяч рублей или примерно 147тысяч сом. После того, как были решены финансовые вопросы, мы закупили продукты, перекусили в местной забегаловке, поменяли деньги (курс: 1руб.=1,5сом) и выехали на реку.
От Бишкека до реки около 250км.(6-7 часов). Въезжая в долину, как обычно оцениваем урывками реку из окон автомобиля. Вода серого (цементного) цвета, однако той «ленивости» потока, когда мутная взвесь не может даже взбиться в пену, не ощущается. Кое-кто заявляет, что ничего страшного на открывающихся с высоты участках реки нет.
Перед началом пятого каньона дорога переваливается на левый берег и упирается в шлагбаум, рядом стоит домик, из которого появляется местный киргиз и просит заплатить ему 50сом за человека и 150сом за машину. грамотный представитель местной власти вместо 11 человек (9 участников и 2 водителя) насчитал 12 и тут же выписал квитанцию, в которой обозначил сумму равную 750сом вместо 700. Члены группы расстроились, но не обиделись.
Наконец, добравшись до начала 4 каньона около 18:00, мы встали на ночёвку, а руководитель отправился на машине дальше вверх по реке – встречать четырёх, которые выехали на неделю раньше нас и устроили себе пеший переход, забрасываясь к верховьям реки через перевал. Уже ночью, группа собралась вся вместе и, переволновавшись, а затем успокоившись, легла спать.

21.08. Стапель, Габарит, 5-й каньон

Встали около 8 часов утра. Отстапелились. Через 5 минут сплава от места стапеля начинается порог. “Габарит” 5С. Просмотр порога по ЛБ.
Порог можно условно разделить на три ступени. Первые две ступени короткие, разделены быстротоком. Первая ступень представляет собой гряду скальных обломков, которая оттесняет поток к ПБ. Попасть в правую часть русла довольно сложно, струя несет в габаритный проход по центру. В невысокую воду в центре непроход для К-4. Затем 2 ступень - вода падает через гребенку полуобливных камней каскадом сливов. Ступень заканчивается перед устьем левого притока р. Джиндысу. 3 ступень длиной около 350 метров. По всей длине выходной части расположены сливы до 1 м, большое количество крупных камней.
В 15.00 начали прохождение порога «Габарит». Расставили страховку и съёмку. Первым порог успешно прошёл К4-1, попав в габарит кормой вперёд. Вторым стартовал К4-2, во время прохождения которого с берега смыло каяк с веслом, поскольку уровень воды поднялся дневным минипаводком на 30 см. Каяк прошёл порог параллельно с катамараном и в ключевых местах пытался вплыть в периметр рамы, дабы спастись от стихии, но гребцы не обращали никакого внимания на него и плывущее рядом весло. Последнее, так и не дождавшись помощи, ушло вниз безвозвратно, а каяк решил спасаться сам и в конце порога сел на камень и стал дожидаться хозяина. Благодаря чёткому маневрированию экипаж успел обойти габарит слева.
Далее в порог пошли Монни (К2-2), а затем и Тритончик (К2-1). Первые, попав в габарит, довольно просто прошли дальше, но, забрав во втором сливе сильно вправо, протаскивались у берега по камням. Вторая двойка, резко завернув перед габаритом влево, успешно его обошла. Около часа экипажи К4-2 и Монни пытались достать каяк из реки – предпринимали попытки вытащить его на кат, зацепив спасконцом, а также зацепить карабином, зайдя из улова. Каяк сидел прочно на камне и никуда уходить не собирался. И только когда приплыл хозяин и сам пришел спасать свой каяк - спасработы удачно завершились (к 18.00).
Далее проплыли участок до моста и в 19.00 встали на стоянку. Шиверы № 14 и 15, расположенные в 4 каньоне после пор. Габарит, можно проходить сходу. Пётр этот участок прошёл пассажиром на К4-2.

22.08. 6-й каньон

Дежурные встали в 7. Выплыли в 11. На К4-2 в этот день поменялся состав, место Ксюши занял Петя Борцов.
Через 8 километров от моста (около 40 минут сплава) начинается 5 каньон, в котором находится пор. “Дюресу” 5 В. Ориентиры порога - долина р. Дюресу и осыпь ПБ, где можно зачалиться для осмотра порога. Ярко выраженного каньона нет, ПБ невысокий, на ЛБ заросшие лесом скалы. Длина порога около 1,5 км. Порог изобилует камнями разного размера, много мощных бочек. В середине порога сливы около 1- 1.5 м, после которых шивера с большими камнями, упирающаяся на местном левом повороте реки в скалу правого берега. Проходить здесь лучше под левым берегом, переваливаясь через полузатопленные камни. Заканчивается порог мощной шиверой длиной 800 м, насыщенной камнями. Порог пройден всеми экипажами походным порядком.
Дошли без просмотров до пор. Каменоломня. От пор. Дюресу до пор. Каменоломня 15-16 км. На этом участке расположен шиверно-порожистый участок у пос. Бузулгансай, который мы прошли без просмотра. Сложность участка до 5А. Через 3-4 км чалка к ПБ для осмотра пор. “Каменоломня” 5Б. Общая длина около 300м. Разведка по правому берегу. В начале порога хаотически набросаны крупные обливные и полуобливные камни, отдельные сливы с бочками. На правом повороте прижим к скале левого берега.
Порог “Каменоломня” после предварительного просмотра прошли успешно все экипажи. В шивере через пару сотен метров после порога К2-2 повстречал рамой зуб. Зуб оказался прочней, в результате переднюю поперечину временно (на весь оставшийся поход) починили с помощью рябины, скотча, чалки и морковки с карабином.
Через 250-300 метров быстротока после пор. Каменоломня чалка в устье ручья для осмотра пор. Ералаш 6А. К пор. Ералаш мы подошли в 13:40. Наверху нас ждала машина и мы решили устроить перекус, после чего пошли на просмотр порога.
Длина порога около 300м. Порог условно разделен на три ступени. Входная ступень: шивера на резком повороте реки заканчивается сливом через всю ширину реки, в середине большой обливной зуб. У правого берега скала перегораживает треть русла. Возле зуба пенная каша. Правая часть струи после зуба бьет в скалу правого берега. Далее ряд мощных сливов и бочек. Через 50 м чуть левее середины русла лежит огромный плоский камень, после которого на левом повороте навал на гряду полузатопленных камней (вторая ступень). Далее после правого поворота, на котором есть навал на скалу левого берега, метров через 50 третья ступень порога: крутой слив с большой подводной плиты посреди русла. После этого места река успокаивается до следующего левого поворота через 300 м.
В 16.00 К4-2 усиленным экипажем (Ярных, Кочетков, Смолов, Борцов) осуществил прохождение порога «Ералаш». На основном ПП реки уходили резко влево. Последний обливной камень посреди струи пытались обойти справа, но в бочку всё равно попали и, повисев секунд 5, вышли из неё и через 50м причалили к берегу. Остальные экипажи отложили прохождение до утра.

23.08. Повицкого, Зелёный.

К4-1 успешно прошёл “Ералаш” в 11:00, обойдя последний обливняк слева телемарком. Двойки обнесли. В районе 13.00 выплыли дальше. На этот раз от сплава отдыхал Пётр. Пор. “Мельница” и “Баня” шли без просмотра со взаимной страховкой с воды, высокий уровень воды сгладил ряд порогов до уровня мощных шивер. Пор. “Мельница” 5В начинается на плавном левом повороте русла шиверой, затем идут несколько виражей с навалами на камни левого и правого берегов. После порога простой участок длиной 50 м. На очередном правом повороте начинается преп.21 Пор. Баня 5B-5C. Разведка с правого берега, но довольно неудобная, так как на входе в порог правый берег - высокая конгломератная стенка. В начале порога несколько сливов, затем через 30м второй правый поворот, сужение русла. В этом месте по центру громадный валун, рассекающий поток, и острые камни вдоль правого берега. Затем идет серия сливов и бочек. В конце по центру расположен большой камень, на который наваливает весь поток. За ним прижим к правому берегу, далее на выходе шивера.
Перед порогом «Повицкого» остановились на просмотр и перекус, съели аж 2 арбуза. Сходили на просмотр пор. по ПБ. Порог изобилует камнями, бочками. Вода довольно мощная. Заканчивается на правом повороте реки, за которым видна мель левого берега. На выходе из порога поток устремляется к правому берегу и наваливается по центру на скалу диаметром в 6 м. Далее река успокаивается. На правом берегу над порогом находится памятник В.Повицкому, погибшему при прохождении реки 13.08.1979г. По нашему уровню воды и подготовки порог оказался довольно простым, все катамараны прошли успешно.
В районе 15.30 приплыли на поляну перед пор. «Зелёный» 6В. Правый берег - высокий (до 200 м) конгломератный склон, левый берег - низкий, поросший лесом. В конце порога оба берега сжимаются высокими стенами. Заходная часть порога начинается на левом повороте, за которым идет сразу правый. Здесь начинается самая сложная и опасная часть порога. Вода разгоняется на прямом участке длиной 30 м и прыгает через гряду крупных скальных обломков, перегораживающую все русло. Чистых проходов нет. Высота сливов в разных местах до 2.5 м. Далее на левом вираже продолжительная горка из сливов и бочек, которая заканчивается мощным косым 2-2.5 метровым сливом. Через 20- 30 м сильный навал на большой скальный обломок в правой части русла. Вся вода идет слева от обломка. Здесь начинается крутой правый вираж с навалом в конце на скалы левого берега и мощным 2-х метровым сливом. Долго смотрели, думали, обедали, смотрели и думали снова. Порог коварен и криминален, отдельные энтузиасты хотели идти порог частями, отдельные сразу махом, кое-кто задумался о доме, а были и такие, которым просто хотелось спать. В результате после долгих обсуждений идти порог решилось ровно три человека, что слишком много для одиночного геройства и слишком мало для адекватного экипажа (люди никогда не сидели друг с другом вместе). В итоге, попытку прохождения решено было отложить на завтра.
Вечером гуляли по прилегающим горкам правого берега, откуда с высоты птичьего полёта открывается превосходный панорамный вид на порог и долину Чонг-Кемина.

24.08. Переезд на Кёкёмерен

Утром начали полуантистапель. Трое человек, так и не сумевших набрать цельный экипаж для прохождения «Зелёного», мрачно озирались на копошащихся членов команды, безнадёжно вопрошая отдельных лиц о возможности совместного прохождения. На Кёкёмерен выехали в 11:00. Обедали в Александровке и лишь под ночь въехали в тоннель, ведущий в долину Кёкёмерена, поэтому обещанных адмиралом отличнейших видов не застали. На поляну за пор.Прорыв приехали в 22:00, съели арбуз и устало повалились спать.

25.08. Полустапель, Прорыв, Слив, Ихтиозавр

Встали в 8.00. В 9 начали собирать катамараны. Погода солнечная, тепло. Отметили ДР Антона Каменецкого - подарили ему букет цветов и самый модный и безопасный спасжилет типа «Круг». Пару часов экипаж чинил повреждённый переездом катамаран К4-1 (даже полуобливной клык, «посчитавший» все пять поперечин на Чонг-Кемине, не принёс столько ущерба судну, как переезд).
Выплыли в 15.00, заехав выше Прорыва. Андрей Петржик решил-таки сесть на каяк. Максим и Ксюша Смоловы решили пойти на К2-1. Кира пересела на К4-2. Порог “Прорыв” 5В все прошли успешно со взаимной страховкой с воды. После порога километровый участок шиверы. Сразу чувствуется, что вода мощнее, чем в Чонг-Кемине. Шивера переходит в пор. Слив 5С. Порог представляет собой мощный слив около 2 метров. Прохождение порога по центру может быть криминальным для небольших катамаранов. На сливе начались небольшие приключения. Оба К4 проходили порог по центру К2 заходили под ПБ. На К4-2 у Максима, сидевшего на носу слева, при входе в бочку весло подпёрлось носом катамарана и бочкой, а выйдя из неё, резко вылетело вверх-направо и, слегка задев по каске правого носового Андрея Смирнова, упало в воду. Экипаж К2-2 зашёл ближе к центру, чем К2-1, и у Вити на зацепе весло сломалось пополам. Остальные прошли без приключений, каяк обнесли. Андрей Петржик, который шёл на каяке, пересел на К2-1 вместе с Кирой. Ксюша решила порог не проходить.
Зачалились за 30 метров до автомобильного моста для осмотра одноименного порога. Порог "Мост" (5В) - начинается с горки перед мостом. За ним река делает небольшой поворот направо, вода через россыпь крупных скальных обломков скатывается цепью сливов. Длина основной части 150 м, ширина русла 25 м. В конце левый поворот, за ним еще два мощных слива. После второго слива справа кусок стоячей воды - первый после начала порогов.
При прохождении пор.Мост появились дождевые облака, начал дуть сильный порывистый ветер. После прохождения порога 3 экипажа собрались на ПБ, ожидая К2-1, экипаж которого снимал прохождение порога. Здесь нас подстерегало очередное приключение.
Из воспоминаний Алексея Монни:
“Следующие испытание подстерегало нас после порога мост. Оставив брата на катамаране я пошёл за фотоаппаратом, а вернувшись увидел замечательную картину – сползающую с камня петлю от морковки и возглас Ксении, ой кат уплывает. Быстро прокрутив в голове перспективу окончания сплава здесь и сейчас, оценив предполагаемые убытки в сумму нового ката для Фео и нового кейса с объективом для меня лично я решил поучаствовать в соревнованиях бег с препятствиями. Борьба была упорная и велась с переменным успехом – катамаран то вырывался в перед, ловко уходя от прижимов и бочек, то вырывался вперед ваш покорный слуга, грозно размахивая на бегу стропарезом и криками вернись я все прощу. Понимая, что затяжной марафон буде явно не в мою пользу я двинулся наперерез конкуренту свернув с дороги (никогда не думал, что по прибрежным камням можно бегать так быстро) В итоге на очередном повороте катамаран подошел слишком быстро к берегу и был пойман.”
На правом повороте через 300 метров от пор. Мост расположен пор. “Ихтиозавр” 4С. Порог несложен, проходится под ЛБ.
К 18:00 мы подошли к пор. “Лестница” 6А. Просмотр порога осуществляли с берега, можно также спуститься к воде. Здесь на протяжении первых 200 м расположено 3 мощных слива через всю реку высотой от 1 до 1.5 м. Далее из правого берега торчит отвесная скала, которую при просмотре нужно обходить сверху. Отсюда начинается основной участок порога длиной 70-80 м, где вода проходит через 4 мощных слива высотой около 1.5 м, последний около 2 м. Каждый слив разорван одним или несколькими надводными или подводными валунами. После осмотра порога решили встать на ночевку за порогом, отложив прохождение на утро. Катамараны оставили перед порогом на склоне. Ночью пошёл дождь, начисто разрушающий миф о том, что на Кёкёмерене гидрокостюм высыхает за ночь насквозь до состояния «поставил на пол – пусть стоит». Даже водители отмечали очень нетипичную погоду для этого места в это время года.

26.08. Лестница, Моби-Дик, Кашка-Су

Выплыли в 11.00. Все успешно по-одному прошли Лестницу. Первым порог успешно прошел К4-1 и встал на страховку. К4-2 решил обойти основные бочки под ЛБ. К2 повторили траекторию К4-1, причем К2-1 старался держаться ближе к обливным камням ЛБ, а К2-2 успешно прошел порог через основные сливы.
Вскоре после Лестницы река упрощается, здесь заканчивается Верхнее ущелье Кёкёмерена. Участок до порога Моби-Дик прошли за 45 минут. Заметив огромные камни в русле, мы зачалились к ПБ для осмотра порога. Всё же приятно, когда проходишь маршрут по второму разу - не нужно постоянно смотреть на GPS и ориентиры в лоции. Просмотр осуществляли по дороге. Порог Моби Дик 5C начинается горкой длиной 50-70м, разорванной на две части обливным камнем. Основная струя отжимается влево грядой валунов и проходит через мощный слив, бьющий в зуб. Правая струя переваливает через несколько больших обливных камней, сваливается в узкий слив между большими валунами и короткой горкой стекает в основную струю. Можно проходить порог левым вариантом - левее зуба, данный вариант может быть опасен для небольших судов в высокую воду. Возможен более безопасный проход справа от зуба.
После Моби-Дика на ПБ есть неплохая поляна, на которую есть съезд с дороги. Пообедали на ней в 14:00.
После порога Моби Дик река успокаивается, длина прогонного участка около 16 км. После двух галечных островов начинается несложная шивера. Перед шиверой мы зачалились и после беглого просмотра перечалились ближе к пор. Кашкасу 5А. На заходе в порог лежит огромный камень, проход возможен как слева, так и справа от камня. Заход справа осложнен большим количеством обливных камней. После глыбы струя разгоняется и бьет в камень, за которым образуется мощнейшая бочка, запертая снизу другим камнем. Ключевое место порога довольно легко обходится справа. При прохождении все экипажи зачалились справа от большой глыбы, потом выходили на основную струю с уходом от бочки.
Сразу за ПП начинается мощная шивера 5С (длина ок.1 км). Представляет собой серию мощных сливов, часто косых, через валуны в русле с глубокими пенными ямами. Условно можно разделить на два участка, разделённых ЛП: на первом, в отличие от второго, почти отсутствуют камни в русле. Шивера понравилась всем без исключения. После крутого ЛП река упрощается, препятствия становятся локальными.
Через 1 км долина резко расширяется после поворота направо. Впереди появляется терраса на левом берегу. На этом повороте заканчивается Второй каньон. Отсюда до преп.8 в Третьем каньоне 2 км несложной шиверы. За 300-400 м до выхода левых скал к реке начинается горка с редкими камнями. Здесь нетрудно причалить вправо. С этого места виден левый поворот реки, здесь на высоком правом берегу можно разглядеть статую горного козла у моста через ручей Тура-Гоин. Здесь мы решили встать на стоянку в 17:30. Вечером сходили на просмотр, но до пор. Тура-Гоин-2 не дошли.

27.08. Тура-Гоин-1 и 2

Утром ещё раз сходили на просмотр обоих Тура-Гоинов. Мощь второго с берега ощущается плохо.
Порог Тура-Гоин-1 5В начинается с заходной шиверы, которая после левого поворота переходит в сам порог длиной 50-70 м. Сначала следует несколько не очень больших сливов и валов, а потом вода налетает на ребро большого скального обломка в середине реки и падает двумя мощными сливами в ворота по обе стороны от обломка. Правая сторона ворот - высокие скалы. Проход возможен в любые ворота.
Порог тандемом прошли К4-1, К2-1 в составе Андрей Ярных, Максим Смолов, Алексей и Виктор Монни, К4-2, Антон и Ксения снимали на видео. Первым пошел К4-1, скальный обломок экипаж обошел справа, К4-2, который шел следующим, также прошел порог по правой протоке. Оба ката встали на страховку К2, который успешно прошел порог.
Между порогами Тура-Гоин-1 и Тура-Гоин-2 река течет в каньоне, левый берег в основном образован отвесными скалами, а правый - крутой земляной осыпью. Дорога идет над рекой на высоте 5-15 м. Через 200 м после пор. Тура-Гоин-1 в русле скальные останцы и валуны. Далее около 100 м спокойной воды, небольшой левый поворот. На протяжении следующих 100 м слабый поворот направо, вода разгоняется на горке, в конце обливной зуб, сливы. Затем еще 100 м спокойной струи, справа россыпь красных камней. Отсюда начинается длинный правый поворот. Следует довольно мощная горка со сливами и боем в скалу слева. После прижима 100 м быстрой струи с валами и уловами, далее начинается заходная горка Тура-Гоин-2 6А. Длина порога около 1 км. Порог представляет собой ряд непрерывных сливов с мощными бочками и обилием обливных камней. В конце порога струя разгоняется с ходу бьет в выступ скалы слева и лежащий рядом острый зуб. Справа простой чистый проход, который надо наметить заранее. Просмотр порога осуществляется с высокого ПБ.
Порог проходили в следующем порядке: К4-1, К4-2, К2-1. К2-1 сделал в пороге промежуточную чалку. Страховку выставляли за последним сливом двумя спасконцами, прошедшие порог катамараны дополняли её с воды.
В 14.00 перекус на поляне в нескольких километрах ниже Тура-гоин-2.
После перекуса часть группы (К4-2 и оба К2) решили пройти еще раз участок от Кашкасу до Турагоин-1, причём на К2-2 шли Сергей и Катя, а братья Монни - на К4-2. На К2-1 сели Андрей Петржик и Максим Смолов, Кира пересела на К4-2. Также четвёрка прошла Турагоин-2 ещё раз, в составе Кочетков, Ярных и братья Монни, причём экипаж сознательно прошел порог через последний мощный слив ближе к ЛБ. Прохождение было успешным.
Пока часть группы катала пороги по второму разу, Ксения и Пётр сделали радиальный выход на ближайшую горку. В 19.30 все собрались в лагере.

28.08. Переезд на Малый Нарын

Выехали в 11:30 на Малый Нарын. Пообедали в кафешке на перевале в пос.Сары-Булак, где готовили оперативно и вполне съедобно. Около 18.00 прибыли в г.Нарын, закупились провизией, а также нашли машину (Газон) для заброски в верховья Малого Нарына.
Приехали на стрелку Большого и Малого Нарынов в 21:00. Темно, холодно и ветер, встали на ночёвку.

29.08. Полустапель, полуднёвка

С утра накрапывал дождик. Стоит отметить, что сотовая связь в районе лагеря отсутствовала и начиналась только несколькими километрами ниже стрелки Нарынов, поэтому для связи с водителем Газона использовали спутниковый телефон. Водитель опоздал всего на 15 минут и в 12:15 был уже у нашего лагеря. Катамараны погрузили на Газон, людей в Камаз. И такой процессией доехали к 15:00 до “второго моста”. Деревянный мост оказался действительно в плачевном состоянии, были видны дыры и проломы. Наш камаз очевидно не проходил. Всё ещё накрапывал дождь, было очень холодно и сыро. Решили сегодня никуда не плыть, а устроить полуднёвку. Сергей и Ксения организовали минитренировку по горной технике для кандидатов на страховку Недоступного - Виктора Монни и Андрея Смирнова.

30.08. Нижний каньон, Миниканьон, просмотр Недоступного

Утром погода не лучше чем вечером, шёл дождь. Тем не менее, загидрились и в 11 выехали на Газоне вверх по Малому Нарыну. Сплав начали от Нижнего каньона (4 КС). Каньон представляет собой последовательно идущие препятствия (по лоциям – 7) в ущелье; по террасе ПБ на высоте 10 – 30 м от воды идёт дорога; рабочий – ПБ; ЛБ – скальный; в "7-й ступени", после автомобильного моста – оба берега скальные; в препятствиях (ступенях) увеличение уклона, сливы, "бочки", прижимы к скальному берегу, в низкую воду – много камней в русле. Сплавлялись где-то около часа. Препятствия не просматривали, страховка осуществлялась с воды. На участке от мота по каньона Недоступный расположены ещё несколько препятствий, которые мы не выделили. Общий фон 3-4КС. В 13:30 зачалились перед Недоступным. Поскольку мы проплыли удобную стоянку, было решено расположить лагерь над выходной частью каньона на первой удобной после начала каньона полянке слева от дороги, оставив катамараны привязанными перед каньоном. После обеда несколько часов ходили вдоль каньона на просмотр. Ключевые места смотрели с биноклем, намечали тактику движения, запоминали ориентиры.
Каньон Недоступный (6В) состоит из семи ступеней.
Первая ступень: заход - узкий проход под скалой правого берега, а дальше - косой слив справа налево и струя, падая, бьет в высокую каменную глыбу посреди реки. Расстояние от правой скалы до каменной глыбы - метра 3. Слева проходов нет, всё завалено камнями.
Далее около 100 м быстротока на прямом участке. Сразу за ключевым местом, у левого берега, несколько удобных уловов для установки страховки. За участком быстротока река поворачивает влево, несильно наваливаясь на опору старого моста под правым берегом, и отсюда начинается разгонная шивера второй ступени. Через 50 м новый автомобильный мост, за которым река входит в ярко выраженный каньон.
Вторая ступень начинается в 30 м за мостом. Поток, разогнавшись, наваливается на правом повороте на гряду крупных камней у левого берега. И падает с них сливом около 2м. В правой части струи в шахматном порядке, друг за другом, - два обливных камня, после которых – большие бочки. В 5м ниже - огромный валун разбивает струю на две части. Слева - чистый слив, справа – бочка с подсосом на выходе под правую стенку. Осмотр ступени удобно проводить с автомобильного моста.
Третья ступень. Начинается через 70 - 80 м быстротока. Ступень представляет собой мощный косой слив и ряд валов.
Перед крутым правым поворотом русло расширяется и течение успокаивается. Сразу за поворотом находится четвёртая ступень.
Четвертая ступень. В струе, около правого берега, стоит обломок скалы. Чуть дальше, ближе к левому берегу, в потоке стоит огромный полуобливной камень. Вдоль стенки левого берега есть широкий трек. Слив с полуобливного камня с последующей мощной бочкой за ним. После 4-й ступени возле правого и чуть ниже у левого берега есть улова, в которых можно отдохнуть.
Пятая ступень представляет собой ряд жестких бочек, расположенных в хаотическом порядке на протяжении метров 300.
Затем река огибает высокий скальный утёс правого берега (около 100 м) и начинается шестая ступень.
Шестая ступень. На прямом участке поток разгоняется (в русле валы от 1 до 1.5 м) и падает сливом через гряду открытых и обливных камней возле левого берега. За сливом мощная бочка и дорожка валов под правым берегом, далее - валы и бочки. Далее, через 40 м левый поворот с крутой горкой, длиной около 40 м, состоящей из сливов, валов и бочек.После 70 - 80 м быстротока следует косой слив в сужении русла. За скалой - устье крутопадающего притока (р.Джол-Джакши) и относительно большой улов.
Сразу за впадением ручья на плавном левом повороте идёт разгонная шивера седьмой ступени (длиной около 50 - 60 м).
Седьмая ступень начинается на плавном левом повороте разгонной шиверой. Далее - на правом повороте слив через всю реку, у левого берега более пологий. Далее поток разгоняется и наваливается прижимом на выступ скалы левого берега. Уйти от прижима мешает большой полуобливной камень, лежащий посередине между входным сливом и прижимом. После прижима река немного успокаивается. На прямом участке длиной около 200 м идёт серия валов с бочками в сужении русла. В конце участка крутой левый поворот с навалом на гряду надводных камней, отходящую от правого берега (условно это можно назвать восьмой ступенью). После гряды струя пропадает и образуются "поганки".
Далее русло расширяется, идёт шивера средней мощности. За плавным правым, а затем левым поворотом река выходит на прямой участок, в конце которого виден автомобильный мост. Чалка возможна на правый берег в 200 м выше моста, здесь дорога подходит близко к воде.

31.08. Недоступный, антистапель, переезд на Солёное озеро

В 11:30 три катамарана, К4-1 (Кочетков, Феоктистов, Борцов, Монни В.), К2-1 (Петржик, Рагулина) и К4-2 (Ярных, Монни А., Каменецкий, Смолов) начали прохождение каньона «Недоступный».
Первая ступень далась на удивление просто. На выходе если попасть в левую протоку вжимает в стенку ЛБ, К4-1 здесь слегка поцарапал продолину. К2-1 не успел налево и кормой полулагом упал в бочку второго слива под ПБ. Как ни странно, ничего не произошло. К4-2 полулагом съехал в левый слив и ушёл от левого прижима. Группа катамаранов собралась в улове за ПП. Подождали пока береговая группа перейдёт на следующую точку съёмки, отчалили. Река после ЛП постепенно входит в довольно узкий коридор, начинающийся шиверой. В коридоре высоких сливов нет, но по нашей воде была пара небольших необливных камней, один из которых виден с берега. Основная сложность - в очень мощных бочках и резких поворотах течения. К4-1, осуществлявший съёмку с нашлемной камеры, встал в первое улово за скалой ПБ через 50м после выхода из коридора. Через 10-15 секунд экипаж увидел проплывавший мимо кильнувшийся К2-1 с Кирой в раме. Стартовав было за ним, услышали крик с шедшей позади двойки четвёрки чтобы спасали второго (Петржика). Тормознули и вскоре увидели его, мелькавшего на поверхности. Стартовали наперерез. Иногда Андрей пропадал, погружаясь под воду секунд на 5-10 в сбойках. Через минуту он схватился за внешний упор правого кормового, Андрей Феоктистов, сидевший там, пытался его вытащить на катамаран, но постоянные бочки не давали это эффективно сделать. Через несколько минут вышли на более спокойный участок, где, пристав к ЛБ, пришли в себя. Оба других катамарана успешно зачалились на противоположном берегу, выловили уплывшее весло. Через некоторое время стартовали дальше и, придя к мосту, воссоединились с береговой командой. Сплав закончен.
Разложивши свои вещи на небольшой поляне у подножья небольшого посёлка, группа приготовилась к вдумчивой просушки вещей. Как вдруг, откуда ни возьмись, появилась целая орава крайне дружелюбных местных жителей. Каким-то неестественным образом около 15 человек спокойно разместились в кабинах двух легковых автомобилей и, завидев у дороги группу туристов, с весёлым гиканьем, вышли наружу. Им тут же, с некоей гордостью, было объявлено, что путешествующие сплошь и рядом москвичи и немножко питерцы. В ответ было предложено испить водки за независимость столь дружелюбной страны. Братание произошло весьма успешно. И лишь один товарищ слегка опечалился, когда его и его братьев назвали киргизами.
- Мы не киргизы, мы КЫРГЫЗЫ, - гордо произнёс он, на чём инцидент был исчерпан.
Спустя 15 минут, группа местных жителей, покачиваясь и распевая национальные гимны, отправилась в сторону ближайшего дома с целью приобрести барана, чтобы принести его в жертву столь знаменательному событию. Купив барана, они, теперь уже вшестнадцатиром, спокойно загрузились в пару легковушек и проехали дальше, помахав из окошка ручками.
На Солёное озеро мы выехали в 18.15, приехали в 4 утра.

01.09. Солёное озеро, переезд в Тамчи

Проснувшись утром, мы обнаружили себя в удивительном месте - повсюду сухую землю покрывала невысокая эфедра, пестря красными бусинками ягод, до горизонта простиралась гладь Иссык-Куля, обозначая в дымке северный берег. Тучи, проплывавшие над долиной, волшебным образом рассеивались над озером и вновь собирались в тяжёлые шапки над горами, тёплое солнце согревало наши недосушенные вещи. В трёхстах метрах от берега мы нашли небольшое озерцо, около 200м в диаметре с очень солёной водой. Неподалёку была и кафешка, где особо изголодавшимся местные ребята приготовили зайца. Только под вечер мы узнали, что за холмом в четырёхстах метрах есть другие кафе и несколько магазинчиков. Перед отъездом с нами попросился доехать до трассы местный мальчик. Прождав его 10 минут, водитель пошёл его звать, через ещё 10 минут мы решили уехать, но как только тронулись он прибежал, закинул свои вещи и снова отошёл куда-то. Прождав ещё 5 минут мы выгрузили его вещи и уехали в Тамчи.

02.09. Тамчи

Посёлок Тамчи расположен на северо-западе озера Иссык-Куль. Мы остановились, как и тремя годами ранее, у Лидии Михайловны (см. Контакты). На территории её участка в двухэтажной постройке имеется несколько двух и трёхместных номеров. Столовая с кухней, туалеты, душ и большая ванна - в двух шагах во дворике, заполненном разнообразными цветами и яблонями. С началом учебного года село выглядело опустевшим, некоторые кафе закрылись, ассортимент блюд в остальных сократился.

03.09. Переезд в Бишкек, отъезд в Алма-Ату

Днём выехали в Бишкек. На обед остановились в хорошем кафе при въезде в Токмак. В Бишкеке разместились во дворе у Воронина. Вечером горная часть команды, возвращавшаяся через Алма-Ату, сдала нам часть вещей для отправки багажом ж/д и уехала. Пара человек съездили на местную дискотеку.
В Алма-Ату выехать из Бишкека не проблема. Маршрутки с автовокзала ходят стабильно, подгруппа уехала в районе 8 вечера. Если на границе нет больших очередей, весь путь займёт 4-5 часов. Не доезжая до Алма-Аты (пока ещё не начался город) они выскочили из маршрутки и расположились недалеко от дороги за лесополосой. Переночевали в палатках. Если не считать приключением пришедших поутру цыган, так делать можно и нужно, чтобы не искать гостиницу в Алма-Ате. Но ещё интереснее и умнее, наверное, было бы выехать в Алма-Ату сразу после обеда и до ночи успеть добраться до Медео. Заночевать около горнолыжного курорта красивее, удобнее и как-то более познавательно. Утром доехать до центра города удалось на первом же рейсовом автобусе. Интересно отметить, что кондукторы в Алмате сплошь здоровые дядьки, которые выбегают из автобуса, голося “цеха-цеха”, что значит “давай скорее” и называя место куда едет автобус. В их обязанности, судя по всему, входит втащить ваш рюкзак в автобус. По крайней мере сначала хватался рюкзак, а потом, догоняя его, мы пытались узнать куда же нас довезут. Место называется, конечно, на казахском, но русский почти все понимают. До Медео ехать из центра города около часа, но автобусы ходят редко. Вещи оставляли на ж/д вокзале (наверное на автовокзале тоже можно) за относительно небольшие деньги. В Алма-Ате прогулялись по центру, от ж/д вокзала через Центральную мечеть дошли до рынка, где перекусили в сетевой столовой и поехали на Медео. Рынок в Алма-Ате не столь колоритен как базар в Бишкеке, но тоже сильно отличается от привычного нам российского. Вообще Алма-Ата - это нечно среднее между Бишкеком и российскими городами. Тут уже практически европейский город, на улицах не стоят тындыры с хлебом, но какой-то азиатский дух всё равно ощущается... Вечером заехали на ж/д вокзал и на такси минут за 20 (за адекватные деньги) доехали до аэропорта. Заезжая и выезжая через Алма-Аты удалось немного сэкономить на билетах, у нас экономия составила порядка 25% учитывая дополнительные переезды. Надежды покататься на знаменитом высокогорном катке Медео не оправдались, льда там не было. Нижняя канатка идёт параллельно с дорогой и является больше обзорной, чем смысловой, и платить за неё смысла нет. А вот верхняя канатка более интересна, туда стоило бы заехать, но меняные деньги у нас закончились на нижней очереди и наверх было решено не ехать.

04.09. Сдача багажа, вылет в Москву

В этот день началась эпопея с багажом. На ж/д вокзал приехали рано утром, долго ждали Бакыта, начальника таможни. В багажном отделении узнали условия - 100р за 1кг плюс 2000 сом за каждую декларацию за пересечение казахской границы. Прикинув вес, получилось около 30000р. Слегка шокированные, решили ехать в аэропорт, договариваться с Аэрофлотом, а всё лишнее потом оставить Воронину для отправки ж/д багажом. Из офиса авиакомпании к машине вышел представитель и сообщил, что каяк будет очень дорого нам стоить, т.к. он длинный, тяжёлый и занимает лишнее место, а эти три ограничения Аэрофлота по новым правилам суммируются и оплатить придётся около 300 евро. В результате мы оставили Воронину деньги на пересылку, связку рам с вёслами 45кг и каяк 20кг, в аэропорту заплатили 200 евро за 4 лишних рюкзака (по 50 за каждый).

Обеспечение безопасности

Обеспечение безопасности было одним из приоритетных аспектов похода. Как и в прошлые года, команда eXtreme Team весной и летом проводила тренировки техники управления катамараном и поведения в экстремальных ситуациях, весной - под Харьковом на Хохлобочке, летом - на Оке под Тарусой.
Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого участника каски, спасательного жилета достаточного объема, ножа на жилете и гидрокостюма. Группа имела несколько подробных лоций рек. Некоторые участники, включая руководителя, уже проходили ранее по рекам данного маршрута, что исключало вероятность неожиданного выхода к ключевым препятствиям.
На каждом катамаране имелся спасконец, одно (для К2) или два (для К4) запасных весла, рация. Также имелся спутниковый телефон, основная аптечка, аптечка первой помощи и ремнабор, последние два на сплаве перевозились всегда на катамаранах. Одно весло при прохождении маршрута было утеряно и одно сломано.
При сплаве применялись: разведка ключевых препятствий и подходов к ним, а также участков ответственных чалок, страховка с берега (спасконцами) и с воды (катамаранами) на всех порогах 5-й и 6-й КС. В единственном случае оверкиля К2-1 его последствия были ликвидированы с помошью двух страховавших катамаранов-четвёрок.
Аварийные ситуации не привели к серьезным повреждениям судов и травмам участников.

Фотографии

Карты, схемы

Контакты

Воронин Сергей Валентинович +99-677-295-01-60,
директор Horizon Travel +99-631-235-85-19
г.Бишкек, ул.Махатма Ганди, 118 horizon3@elcat.kg
Гайворонская Лидия Михайловна, пос.Тамчи 054-314-45-87
+99-639-435-13-63

Выводы и рекомендации

  • Пройден очень интересный маршрут 6 к.с. вобравший в себя самые интересные в спортивном плане участки трёх разных по характеру рек.
  • Сложность препятствий и расхода рек шла на маршруте по нарастанию.
  • Наша группа прошла все сложные пороги данного маршрута за исключением пор.Зелёный, в котором нам показалось, что очень велика вероятность поломать катамаран об камень в середине струи, в дополнении к которому следующий слив образовывал заварную бочку. К тому же это была только первая из рек маршрута.
  • Благодаря использованию нашлемной камеры нам удалось осуществить съёмку прохождения всех основных порогов от первого лица, включая съёмку прохождения всего каньона Недоступный.
  • В каньоне Недоступный есть одно место, которое невозможно просмотреть с уровня дороги, основные препятствия именно там.
  • Ввиду пересечения границы таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, стоимость отправки багажа через ж/д чрезвычайно высока. Решившимся всё же на это, следует обязательно ознакомиться с Приложением 2.
  • Туристам, выбирающим авиакомпанию Аэрофлот, следует внимательно изучить ограничения и расценки на провозимый багаж. Нам они показались, мягко говоря, неадекватными.

Список литературы

Отчёт Сергея Черника Кёкёмерен - Нарын, Чонг-Кемин - Чу 2000г.
Отчёт Сергея Черника Кёкёмерен - Нарын 2006г.

Приложение 1. Расходы

Участок путиКм
Пропуска в ЗПК 860р. * 13 чел.11180р.
Камаз 30р. * 1960км.58800р.
Встреча - проводы в аэропорт5200р.
Зарплата водителей 767р. * 2 чел. * 16 дней24544р.
Газ 20л.666р.
Газовая плита200р.
Кухонный тент (100 евро)4300р.
4 чел. на такси150р.

Багаж Москва - Бишкек

РЖД13158р.

Багаж Бишкек - Москва

Аэрофлот200 евро (50*4 рюкзака)
Хранение багажа Кочетков882,7р (174,4+217,1*3+57)
Хранение багажа Феоктистов1477р (174,4+217,1*6)
Хранение багажа Петржик2128,3р (174,4+217,1*9)
Тамож. пошлины Феоктистов4292,16р (3958+250+84,16 комиссия)
Тамож. пошлины Петржик6079,75р (3873,97=(21*43.1425+250)+77,48 комисс.)

Приложение 2. Особенности пересылки багажа Бишкек - Москва

Багаж РЖД

100 р./кг + 2000 сом с каждой декларации за пересечение Казахской границы. Очень желательно указать контактный телефон, т.к. по прибытии груза багажное отделение уведомляет тремя способами, по телефону дешевле и оперативнее всего:

  • заказная карточка: 110,3р.
  • по тереграфу: 162,5р.
  • по телефону: 57р.

Багажное отделение работает (на выдачу касса №6) с 8:00 до 20:00, перерывы на обед 16:20-16:50, 19:10-19:30.
Телефоны:
8-499-266-2149, 8-499-266-2126, 8-499-266-2403
кассир: 8-499-266-2507
старший кассир: 8-499-266-2149

Таможня Казанского вокзала

Россия, Белоруссия и Казахстан образуют таможенный союз, при ввозе на него действуют следующие нормы бесплатного провоза багажа на одного человека:

  • если отправитель и получатель - разные лица, то не более 31кг, заранее декларировать ничего не нужно;
  • если отправитель и получатель - одно и то же лицо, то не более 50кг, при этом по возвращении обязательно нужно задекларировать при пересечении границы в аэропорту Москвы вес своего багажа (желательно чтобы своего багажа не было, для этого просто ваш багаж вывозят из зала ваши товарищи) и что с вами следует несопровождаемый багаж по Ж/Д, с указанием его веса и номера ТТН (товарно-транспортной накладной, 6 цифр). У нас багаж ж/д был отправлен после нашего прилёта и номера ТТН не было, но декларция имеет даже в этом случае силу, поскольку в ней указанвес багажа в самолёте.

При превышении этих норм или отсутствии декларации (если отправитель и получатель - одно лицо) (при этом считается что норма 50кг выбрана полностью), нужно оплатить таможенную пошлину 4 евро за 1кг плюс 250р, плюс 2% комиссия КБ “Славянский кредит” за пересчёт денег.
С сентября 2011 таможня находится на Киевском вокзале (здание с надписью “Экипировочное депо”), при входе нужен документ, удостоверяющий личность.
Часы работы: пн, вт, ср: 9:00 - 18:00, чт: 11:00 - 18:00, пт: 9:00 - 16:45.
Телефон: 8-499-623-6104, нами занималась Щербакова Кристина Юрьевна.

Получение багажа

11.10 Кочетков оформил таможенные документы и получил багаж.
14.10 Феоктистов оплатил таможенный сбор, оформил таможенные документы и получил багаж. Заодно Кочетков взял из багажного телеграмму об ошибке в фамилии Петржика.
17.10 Петржик оформил таможенные документы и получил багаж. Сумма, оплаченная в таможню ранее, была по большему курсу евро, поэтому повторно платить не пришлось.
20.10 Кочетков получил в Московской таможне бланк заявления о возврате платежа, в правовом тделе снял и заверил ксерокопию паспорта, составил заявление Феоктистова на возврат Кочеткову неверно уплаченной суммы (огромное спасибо Наталье Сергеевне, помогшей правильно составить заявление), съездил домой к Феоктистову, который написал это заявление, сняли ксерокс паспорта Феоктистова.

Приложение 3. Расстояния

Указаны расстояния в км, пройденные машиной на нашем маршруте по оценкам водителей и Сергея Воронина. Следует иметь ввиду, что спидометр на нашей машине был сломан и есть небольшая вероятность, что данные расстояния немного завышены.

Участок путиКм
Бишкек - Чонг-Кемин (пор.Габарит)220
Чонг-Кемин (пор.Габарит) - Бишкек220
Бишкек10
Развилка после туннеля160
до развилки у Кочкорки220
разъезды по Кёкёмерену80
до г.Нарын200
до полуразрушенного моста на М.Нарыне и обратно140
до Кочкорки200
до развилки на Солёное озеро40
до поворота на Солёное озеро70
от трассы до Солёного озера и обратно44
от съезда с трассы на Солёное оз. до Балыкчи75
до Тамчи и обратно90
Балыкчи - Бишкек180
Бишкек10
Итого1959