Сроки проведения: 26 августа - 9 сентября 2006

ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА г. МОСКВЫ

ТУРИСТСКИЙ КЛУБ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. М.В. ЛОМОНОСОВА

О Т Ч Ё Т

о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности по Западному Тянь-Шаню (реки Кёкёмерен и Нарын), совершенном в августе-сентябре 2006 г.

Руководитель группы: С.И.Черник

Адрес руководителя: г.Москва, Краснохолмская наб. д.13, стр.1, кв.109

телефон (служебный): 729-50-55, 54, 53

e-mail: gsi@sovintel.ru

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что спортивный поход может быть зачтен всем участникам и руководителю _________________ категорией сложности.

МОСКВА 2006

Содержание

1. Справочные сведения о путешествии

Нитка маршрута, сроки

  • Район путешествия: Западный Тянь-Шань
  • Нитка маршрута: г. Москва - г. Бишкек (самолет) - пос.8 Марта («Кожомкул») - сплав по рр.Кёкёмерен - Нарын до Токтогульского водохранилища - г.Бишкек - г. Москва (самолёт)
  • Сроки путешествия: 26 августа - 09 сентября 2006 года.

1.2 Состав группы

Фамилия, имя, отчество Максимальный туристский опыт Спорт. разряд Обязанности в группе
1 Черник Сергей Иванович Кёкёмерен, Башкаус, Чулышман, Язгулем 6Р ЗМС руководитель, кап. кат-4-1
2 Загребнев Игорь Владимирович Китой 6У -
3 Паутов Андрей Сергеевич Китой 6У -
4 Тангиев Никита Игоревич Китой-Онот 5У, Урсул-Катунь 4Р КМС
5 Черник Иван Сергеевич Кёкёмерен - Нарын - Чон-Кемин 6У КМС кап. кат-4-2
6 Цепенок Сергей Александрович Чуя-Катунь 5У, Чаткал 5У 1 разряд видеосъемка, врач
7 Ерилов Дмитрий Павлович Кутсайоки-Тумча 4У, Тунсайоки 3У - ремнабор
8 Морозова Ирина Александровна Кутсайоки-Тумча 4У, Тунсайоки 3У -
9 Лапин Михаил Александрович Урик 4У, Жом-Болок 5У - кап. кат-4-3
10 Плотников Денис Владимирович Урик 4У, Жом-Болок 5У 1 разряд завхоз
11 Пушкин Александр Сергеевич Чаткал 5У -
12 Полянский Владимир Валентинович Кутсайоки-Тумча 4У, Урик 4У -
13 Кочетков Сергей Анатольевич Кок-Хем - Бий-Хем 5У, Она 4Р 1 разряд кап. кат-4-4
14 Петрусинский Денис Вячеславович Кутсайоки-Тумча 4У, Ципа 5У -
15 Петрусинская Наталья Геннад. Кутсайоки-Тумча 4У, Ципа 5У -
16 Григорьев Олег Александрович Черемош 3Р, Кутсайоки-Тумча 4Р -
17 Торопов Максим Олегович Шавла 5У, Чульча 5У, Жом-Болок-Ока 5У - кап. кат-2
18 Кирпичёв Дмитрий Евгеньевич Бамбуйка 4У, Она 4У -

1.3 Особенности организации путешествия.

Основную (по весу) часть продуктов закупали в Бишкеке, поскольку провоз 1кг багажа на самолёте из Москвы в Бишкек в наше время стоил $5.

Основное снаряжение везли с собой 4 участника похода, добиравшиеся до Бишкека на поезде.

Суда были укомплектованы экипажами следующим образом:

  • кат-4-1 – Черник С.И., Загребнев И.В., Паутов А.С., Тангиев Н.И.
  • кат-4-2 – Черник И.С., Цепенок С.А., Еридов Д.П., Морозова И.А.
  • кат-4-3 – Лапин М.А., Плотников Д.В., Пушкин А.С., Полянский В.В
  • кат-4-4 – Кочетков С.А., Петрусинский Д.В., Петрусинская Н.Г., Григорьев О.А.
  • кат-2 – Торопов М.О., Кирпичев Д.Е.

При сквозном прохождении участка от порога «Прорыв» за порог «Тура-Гоин-2» экипаж кат-4-1 был изменён на: Черник С.И., Загребнев И.В., Паутов А.С., Пушкин А.С. Кат-4-2 и кат-4-3 в этом мероприятии не участвовали.

Так как поход проходил в рамках школы СУ (специализированного уровня) в качестве УТП (учебно-тренировочного похода), то первые 4 дня на воде полностью были посвящены тренировкам и занятиям по технике и тактике сплава на сложной реке, по страховке и спасработам. Следует отметить, что многократные прохождения порогов Прорыв, Слив, преп.4, Мост позволили сработаться экипажам, вспомнить, закрепить (а кому-то и приобрести) навыки прохождения порогов 5 категории сложности, отработать тактику прохождения порогов большой группой и взаимодействие между экипажами.

2. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дни п/п Дата Участок маршрута Способ передвижения Пройденное расстояние
1 26.08 Москва – Бишкек самолёт -
2 27.08 Закупка продуктов – переезд за пос. 8 Марта машина -
3 28.08 Стапель - -
4 29.08 Тренировочный сплав, прохождение пор.Прорыв катамараны 4 км
5 30.08 Тренировки, прохождения пор.Прорыв - Слив - преп.4 катамараны 5 км
6 31.08 Тренировки, прохождения участка Прорыв - Мост катамараны 6 км
7 01.09 Прохождение пор.Ихтиозавр - Лестница, тренировки катамараны 2 км
8 02.09 Сплав до 2 каньона (прохождение пор.Моби-Дик) катамараны 20 км
9 03.09 Прохождение 2 каньона, пор.Тура-Гоин-1 и 2 катамараны 23 км
10 04.09 Переезд к месту стапеля, тренировочное ралли (участок «пор.Прорыв – за пор.Тура-Гоин-2») катамараны 47 км
11 05.09 Сплав до Нижнего ущелья катамараны 43 км
12 06.09 Занятия по спасработам, полуднёвка, баня - -
13 07.09 Сплав до устья р.Кёкёмерен и по р.Нарын до моста трассы Бишкек-Ош, переезд в Бишкек катамараны 110 км
14 08.09 Отдых в Бишкеке - -
15 09.09 Бишкек - Москва самолёт -

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА

26 августа 2006 г. вылетели из Москвы рейсом Авиакомпании «Алтын Эйр» в 16-10. Координаты авиакомпании: офис 230-17-61, часы работы 9-00 – 18-00, ул. Б.Ордынка 62/1. Машина фирмы Сергея Воронина встретила нас в аэропорту и отвезла на ночевку в свой офис (есть где бросить вещи и заночевать в спальниках).

27 августа закупили продукты, переехали к месту стапеля на р.Кёкёмерен у порога «Прорыв».

Западный Каракол впадает в Кёкёмерен несколькими протоками. Река после этого успокаивается совсем. Через 2-3 км на левом берегу находится поселок «8 Марта». Здесь река поворачивает направо. На правом берегу начинается низкая терраса, заросшая лесом. В нижнем конце террасы хорошее место для лагеря. Через 1 км после поселка «8 Марта» река поворачивает налево, справа галечный островок. За поворотом в русле появляются отдельные камни. Через 300 м правый поворот. Слева виден распадок притока реки. Ниже поворота горка в левой части реки. Второй левый поворот расположен напротив курумника на правом берегу. Шивера постепенно усложняется. На следующем правом повороте в русле лежит крупный камень длиной около 6 м. Еще один крупный прямоугольный валун расположен за третьим левым поворотом. для просмотра порогов можно зачалиться либо до валуна, либо непосредственно за ним. Ниже начинается горка (правый, затем левый повороты реки), переходящая в 250 м шиверу, которая представляет начало преп.1. На левом склоне долины курумник, справа виден распадок притока реки. Дорога проходит на левом берегу на высоте 6-10 м.

3.1. Участок «Первые препятствия Кёкёмерена - порог «Моби-Дик»

Длина участка до моста около 4 км, уклон 18,3 м/км. Плёсов между препятствиями нет, есть только короткие быстротоки длиной 20-30 м после преп.1, преп.3, преп.4.

28 августа стапель.

29 августа катамараны были завезены (фото 1) на 3-4 км выше порога «Прорыв». 1.5 – 2 часа тренировок по технике гребли на катамаране, по выходу на струю, по заходу в улов со струи. Отрабатывали чалку и прохождение группами судов несложных препятствий.

Препятствие 1 - довольно бурный, но несложный порог. Начинается с 250 м шиверы. Ширина реки уменьшается до 10-15 м. После шиверы струя разгоняется на горке, которая заканчивается преп.2.

Препятствие 2. Порог «Прорыв» (5С).

Порог «Прорыв» - одно из наиболее серьезных препятствий Кёкёмерена. Длина наиболее сложной начальной части около 300 м, падение 12-15 м. Вода скатывается по крутой 200 м горке, на которой россыпь крупных валунов создает сложную систему сливов, валов, пенных ям. Напротив на дороге стоит километровый столб. Ниже на левом берегу выдаются скальные выходы, которые заставляют реку повернуть направо. Струя сжимается и с ходу наваливается на два обливных камня.

После этого кульминационного места следует километровый участок «шиверы-порога», представляющий собой каскад сливов, образованных надводными и обливными камнями. «Шивера-порог» переходит без перерыва в преп.3.

Порог проходили последовательно все 5 катамаранов в следующей очередности, которая сохранялась практически на всех порогах: кат-4-1, кат-4-2, кат-2, кат-4-3, кат-4-4.

На заходе в порог придерживались струи у правого берега (фото 3), затем после первой гряды камней смещались в центр (фото 2). На правом повороте смещались чуть ближе к правому берегу, а в конце порога опять в центр (фото 4). Чалка к левому берегу.

Затем все экипажи повторили прохождение порога.

30 сентября обнесли катамараны к началу пор. «Прорыв» и прошли порог группами 3, затем 2 катамарана. Затем все суда пошли дальше. Чалка перед пор. «Слив» к правому берегу.

Препятствие 3. Порог «Слив» (5С).

На протяжении 200 м река проходит через 3 концентрированных слива с высотой падения 1.2, 1 и более 2 м. В последнем сливе вода падает перед подводным валуном, выше которого образуется мощнейший пенный котел (фото 5). Прыжок через центр слива представляется весьма опасным по большой воде, а для небольших судов и в малую воду. Имеется струя в левой части слива, которая обходит этот котел, однако попасть в неё очень трудно: предыдущий слив собирает всю воду в центральную струю, а перед основным сливом в левой части реки маневру мешают полуобливные камни.

Проходили правым вариантом (фото 7-8). Поскольку все катамараны чалились в улово к правому берегу непосредственно перед последним сливом, то зайти аккуратно в него рядом с правым берегом ни у кого не вызвало проблем.

Препятствие 4 (5В) - участок длиной около 800 м от конца преп.3 до начала горки перед мостом. Начинается шиверой, густо засоренной камнями, которые постепенно оттесняют воду к правому берегу (фото 6). Струя разгоняется и бьет в два подводных зуба и скалу правого берега. За прижимом через 50-70 м река проходит 1,5 м слив в воротах из огромных валунов и выходов скал. Далее струя снова разгоняется, следует каскад сливов через валунов. После преп.4 около 30 м быстрой струи без камней, которая затем превращается в заходную горку порога «Мост».

Проходили препятствия группами 3, затем 2 катамарана в основном по струе, избегая навалов на скалы и камни. Чалка к левому берегу в 30-50 м выше моста.

31 сентября завезли все катамараны выше пор. «Прорыв». Начали сплав обычным порядком. Прошли уже хорошо накатанный участок до моста. Потом ушли на просмотр и организацию страховки.

Длина участка от моста до порога «Моби-Дик» 11 км, уклон 15 м/км.

Препятствие 5. Порог «Мост» (5В).

Порог начинается с горки перед мостом. За ним река делает небольшой поворот направо, вода через россыпь крупных скальных обломков скатывается цепью сливов. Длина основной части 150 м, ширина русла 25 м. В конце левый поворот, за ним еще два мощных слива. После второго слива справа кусок стоячей воды - первый после начала порогов.

Проходили порог последовательно по одному катамарану. Первую половину порога вдоль правого берега (фото 9-12), затем траверс под левый берег, далее через слив и уход от прижима в левой части русла.

Перенесли базовый лагерь за порог «Лестница».

01 сентября. День наметился довольно тяжелый физически и психологически. Физически – потому что предстояла огромная работа по просмотрам, анализу ситуации, организации страховки, длительным ожиданиям, несмотря на наличие раций. Психологически – потому что некоторые участники, хотя и были подготовлены после нескольких дней тренировок морально, физически и тактически к прохождению порога 6 к.с, не видели до этого ничего похожего в походах. Поэтому спокойное и грамотное прохождение порога «Лестница» кат-4-1 позволило частично снять психологическое напряжение у многих участников.

Препятствие 6. Порог «Ихтиозавр» (5А).

Длина 30 м, расположен на правом повороте через 300 м шиверы после порога «Мост». Порог довольно красив. Здесь расположены выходы скальных пород, в которых вода промыла многочисленные выемки. Река делится на две основные струи, в нашу воду проходима только левая протока. Правая дробится скалами и валунами, в левой сливы и навалы на камни.

Мы проходили порог левой протокой без страховки ниже порога (фото 13-15).

Далее сразу проходили участок реки до порога «Лестница»- с мощными валами, сливами и пенными котлами, который требует более четкого маневрирования, чем сам порог «Ихтиозавр». Река проходит через левый, а затем правый повороты.

Перед следующим левым поворотом зачалились к правому берегу.

Недалеко от этого места на шоссе стоит километровый столб.

Препятствие 7. Порог «Лестница» (6В).

Просмотр всего порога снизу, но основные участки видны и с дороги. Здесь на протяжении первых 200 м расположено 3 мощных слива через всю реку высотой от 1 до 1.5 м. Далее из правого берега торчит отвесная скала, которую при просмотре нужно обходить сверху. Отсюда начинается основной участок порога длиной 70-80 м, где вода проходит через 4 мощных слива высотой около 1.5 м, последний около 2 м. Каждый слив разорван одним или несколькими надводными или подводными валунами. После порога «Лестница» река течет прямо ещё 500-600 м. На этом участке расположен каскад сливов с большими бочками.

Проходили первые два слива по центру, затем смещались в самому левому берегу (фото 16-18), а 5-7 сливы по центру (фото 19-22).

02 сентября с ходу плыли участок до пор. «Моби-Дик».

После правого поворота препятствия упрощаются. Здесь закончился каскад порогов «Верхнего ущелья» Кёкёмерена.

Следующий отрезок реки длиной 6-7 км до порога «Моби-Дик» существенно проще, он идется 40-45 мин. Через 2-3 км после порога «Лестница» река входит в сужение долины, на выходе из которого справа впадает ручей. Около его устья расположен порог, который мы проходили слева. Река выше порога представляет собой непрерывную цепь горок и шивер. Ниже порога препятствия постепенно упрощаются, горы слева отходят. Потом слева начинает подходить высокая земляная терраса. При её пересечении река входит в «Первый каньон» (т.е. преп.8 и преп.9-порог «Моби-Дик»).

Препятствие 8.

Ниже троса в русле лежат отдельные камни - это преп.8. После левого поворота впереди видны огромные камни в русле - ориентиры порога «Моби-Дик». Нужно просмотреть с шоссе весь этот участок, причалив до начала ущелья.

Препятствие 9. Порог «Моби-Дик» (5С).

Начинается с горки длиной 150 м, где в середине реки лежит цепочка крупных валунов, образующих сливы / последний ок.1.5 м /. Справа осыпающийся обрыв высотой 10-12м. Сразу после неё мощный концентрированный слив и серия валов. Начинается левый поворот. Основная струя отжимается влево грядой валунов. Начинается горка длиной 50-70м, разорванная на две части обливным камнем. Основная, левая струя проходит через мощнейший слив, бьющий в зуб. При этом образуется опасный котел. Правая струя переваливает через несколько больших обливных камней, сваливается в узкий слив между большими валунами и короткой горкой стекает в основную струю. Можно проходить порог левым вариантом - левее зуба, но он довольно опасен в случае неудачного захода. Предпочтительнее относительно безопасный правый вариант: заход по основной струе до скалы, потом уход на сливе вправо через обливные камни и движение по правой струе.

Все катамараны «проехав» горку смещались в левую часть русла, где и прыгали в слив (фото 23-29). Правый вариант реализовать в нашу воду невозможно из-за отсутствия там необходимого количества воды.

После преп.5 несколько участков отвесных скал, на реке несколько мощных сливов. Справа через 500м после преп.5 низкая терраса. На этом участок реки «Автомобильный мост - порог «Моби-Дик» заканчивается.

Характер реки не меняется ещё несколько километров.

Участок от конца «Первого каньона» до начала «Второго каньона» имеет длину 16 км, уклон 4,7 м/км. На нем имеется 3 препятствия. Через 500 м после низкой террасы справа река входит в царство красно-рыжих гор. В этом месте шивера сменяется довольно мощным порогом преп.10 - первый порог участка. Еще через 1км долина поворачивает направо, слева долина притока. Здесь расположено преп.11 - второй порог участка. После левого поворота препятствия постепенно упрощаются, долина реки расширяется. Впереди видны дома - это посёлок Кызылой. Река закладывает петлю влево, затем возвращается к поселку, в середине которого расположено преп.12 - третий порог этого участка.

На ночёвку остановились в рощице на правом берегу за посёлком и за порогом. К этому месту удобный подъезд машины сопровождения.

В конце левого поворота видно, что впереди река снова входит в ущелье - «Второй каньон». До Арала от рощицы и поляны 24.5 км.

03 сентября выплыли обычным порядком.

3.2. Участок «Второй и Третий каньоны»

Участок «Второй и третий каньоны» - длина 11 км, уклон 11 м/км, местами до 16 м/км. Здесь расположена вторая часть наиболее сложных порогов Кёкёмерена.

После поляны река проходит левый поворот. Ущелье уже началось, но препятствий сначала нет. Через 500 м два галечных острова, проход между ними. Потом начинается чистая горка, которая на правом повороте переходит в несложный порог -

Препятствие 1. Слева отвесные скалы, просмотр только справа. Шоссе постепенно поднимается на высоту 30-40 м над рекой. В русле много тёмно-серых валунов, длина порога 150-200 м. Впереди виден огромный красноватый камень - это начало преп.2.

Проходили по правой части реки и зачаливались вправо.

Препятствие 2. Порог «Кашкасу» (5С).

Длина порога 200-250 м. Один из наиболее сложных во 2 каньоне. Перед левым поворотом вода начинает разгоняться. На повороте в центре реки лежит огромный камень «Голова ящера», отколовшийся от скалы левого берега. В проходе слева от камня образуются довольно сложные завихрения. Через 20-30 м струя налетает на россыпь валунов среднего размера. Справа впадает ручей Кашкасу. После устья ручья ещё несколько узких проходов, потом следует более спокойный 100 м отрезок реки.

Проходили сначала слева от «Головы ящера» (фото 30), затем смещались в правую половину русла, а заключительную часть порога ближе к левому берегу. Чалились к правому берегу.

Препятствие 3 (5С).

Длина 200-300 м. Начинается сразу за правым поворотом. Представляет собой серию мощных сливов, часто косых, через валуны в русле с глубокими пенными ямами.

Препятствие 4-7 (5В).

Весь оставшийся участок 2 каньона трудно разбить на пороги и выделить отдельно преп.4, 5, 6, 7. Препятствия проще изучать с прибрежных камней правого берега. Этот участок несколько проще, чем преп.1-3, однако надо учитывать узость русла, засоренность его крупными валунами, большую скорость течения, обилие сливов и тупиковых проходов между камнями.

Смотрели только начальный участок около 300 м. Проходили весь участок всей группой одновременно без промежуточных чалок.

(длина около 1 км, до крутого левого поворота реки). На этом отрезке река совершает по одному слабому правому и левому повороту.

После крутого левого поворота препятствия упрощаются и становятся локальными, разделёнными участками быстротоками. Справа голая терраса на высоте около 10 м, где возможна ночёвка. Через 1 км долина резко расширяется после поворота направо. Впереди появляется терраса на левом берегу. На этом повороте заканчивается 2 каньон.

Отсюда до преп.8 в 3 каньоне 2 км несложной шиверы. За 300-400 м до выхода левых скал к реке начинается горка с редкими камнями. Здесь нетрудно причалить вправо. С этого места виден левый поворот реки, здесь на высоком правом берегу можно разглядеть статую горного козла у моста через ручей Тура-Гоин. После окончания 2 каньона ЛЭП сначала забирается вверх на правый склон, потом спускается к реке перед входом в 3 каньон. Издалека видна роща вдоль ручья Тура-Гоин, которую пересекает ЛЭП. Один километровый столб расположен в начале входной горки, а следующий уже незадолго до преп.9. Долина ручья Тура-Гоин с воды не видна.

Перед 3 каньоном мы зачалились к правому берегу для просмотра препятствий.

Препятствие 8. Порог «Тура-Гоин-1» (5В).

Начинается с длинной горки, которая после левого поворота переходит в сам порог длиной 50-70 м. Сначала следует несколько не очень больших сливов и валов, а потом вода налетает на ребро большого скального обломка в середине реки и падает двумя мощными сливами в ворота по обе стороны от обломка. Правая сторона ворот - высокие скалы. Проход возможен в любые ворота.

Мы пользовались правой струёй для прохождения. Заходная горка пройдена практически по центру (фото 31), а слив проходили правым вариантом (фото 32). Слив, в большую воду длинный и мощный, в нашу воду практически незаметен.

Далее посматривали пор. «Тура-Гоин-2». Порядок движения прежний.

Ниже скальных ворот у входа в 3 каньон левый берег в основном образован отвесными скалами, а правый - крутой земляной осыпью, которая очень затрудняет спуск с дороге к реке. Дорога идет над рекой на высоте 5-15 м, что достаточно удобно для большинства просмотров препятствий 3 каньона. Через 200 м после слива преп.8 в русле скальные останцы и валуны. Далее около 100 м спокойной воды, небольшой левый поворот. На протяжении следующих 100 м слабый поворот направо, вода разгоняется на горке, в конце обливной зуб, сливы. Затем еще 100 м спокойной струи, справа россыпь красных камней. Отсюда начинается длинный правый поворот. Следует довольно мощная горка со сливами и боем в скалу слева. Перепад 2.5 м на 20-25 м, на выходе зуб. После прижима 100 м быстрой струи с валами и уловами, далее начинается заходная горка преп.9, сложнейшего порога Кёкёмерена.

Препятствие 9. Порог «Тура-Гоин-2» (6В).

Длина около 1 км. Начало находится недалеко от километрового столба, конец за следующим столбом. Порог условно можно разбить на три части. На прямом участке расположено несколько локальных сливов, вода начинает разгоняться. На правом повороте находится серьезный слив, в левой половине камень, похожий на створку раковины. Далее два слива меньшей мощности, а затем первый из трех наиболее серьезных сливов порога. Река перегорожена грядой валунов разного размера, высота слива от 1.5 до 2 м. За этим первым ключевым сливом ок. 100 м горки с большими валами, бочками и обливными камнями, потом слив. За ними река поворачивает налево, и проходит через мощнейший концентрированный слив высотой - 2.5 м, форма которого осложнена подводным валуном. Через 20-25 после второго ключевого слива обливной камень, потом ещё один мощный слив. Река поворачивает направо, основная струя уходит в левую часть русла, справа - лабиринт из обливных и полуобливных валунов. За 400-500 м струя разгоняется и с ходу бьет в выступ скалы слева и лежащий рядом острый зуб (3-й ключевой слив). Справа от зуба слив простой, но туда труднее попасть.

Катамараны до первого ключевого слива шли ближе к правому берегу, сам слив прошли по центру, второй ключевой слив ближе к правому берегу, а выходную часть порога вдоль правого берега (фото 33-34, 35-37).

Препятствия 10-14.

После преп.9 река поворачивает налево. Через 30-40 м находится короткий порог преп.10, перепад 2-3 м на 10 м реки. Шли слева. Через 20-30 м река перегорожена ещё одной грядой камней. Проход слева через слив или справа, лавируя между камнями. Далее ещё один мощный слив.

После короткого участка быстротока начинается правый поворот. Сразу за ним очень мощный, но пологий концентрированный слив высотой 1.5-2 м (проще проход справа), далее бой в скалу слева. Левый берег - высокая скальная стена. Река поворачивает налево, потом направо. Уклон постепенно падает, но в русле много валунов. До конца препятствий река течёт в узком каньоне с осыпающимися стенками, кое-где выходы скал. Глубина каньона 10-15 м. За левым поворотом правый берег начинает выполаживаться, появляются террасы, горки, шиверы становятся локальными. Справа ниже каньона находится низкая лесистая терраса, удобная для ночлега. Слева к реке спускаются скалы и осыпи, окрашенные в различные красные и коричневые цвета (фото 38). Здесь заканчивается участок «2 и 3 каньоны».

Заночевали в 40 минутах сплава ниже пор. «Тура-Гоин-2». Поляна не очень-то живописная, зато на неё прекрасно заезжает машина сопровождения.

04 сентября. Утром загрузили кат-4-1, кат-4-4, кат-2 на машину и уехать в месту стапеля. В этот день руководителем было запланировано прохождение всего участка, на котором тренировались и проходили пороги в течение 6 дней, в режиме ралли. Последовательность прохождений всех порогов была такая: кат-4-1 – кат-2 – кат-4-4. От места старта до лагеря плыли 4.5 часа, включая 4 остановки для подкачки баллонов катамаранов по 5-7 минут. Участок длиной чуть менее 50 км был пройден тремя катамаранами без осложнений в основном по пройденным ранее траекториям.

Вечером состоялось торжественное вручение Кочеткову С. шлема туриста-водника, сделанного из половинки арбуза, как главному «пожирателю» огромного запаса арбузов, сделанного нами ещё в Бишкеке (фото 39).

3.3. Участок «Конец «Третьего каньона» - преп.1 «Четвертого каньона»

Длина участка 45 км, уклон 4.7 м/км. Имеется лишь два не очень сложных препятствия.

После террасы на правом берегу за 3 каньоном отдельные камни в русле попадаются еще в течение нескольких километров. Потом горы далеко отходят. На реке только перекаты, кое-где протоки, галечные острова, подмытые кусты. Окружающие холмы окрашены в красные, желтые, белые, коричневые и прочие цвета. Примерно через час сплава река подходит к холмам и поворачивает направо. Слева впадает небольшая речка Джумгал, вдоль которой проходит шоссе со стороны пос. Рыбачий. Ниже устья слева раскинулся пос. Арал.

Препятствие 1. Вскоре после Арала река входит в узкое ущелье. Сначала следуют несколько перекатов, потом на реке несколько горок со сливами и разбросанными по руслу камнями - это и есть преп.1, длина 1,5-2 км. После него река делает несколько зигзагов, и долина резко расширяется. Вскоре слева становится виден пансионат «Маринка». Перед ним подвесной мост.

Препятствие 2. После пансионата начинается неприятный участок проток, островов, коряг, подмытых кустов длиной около 2 км. За ним следует длинная горка с валами и сливами, всего 250-300 м.

Слева видны строения. Через 4-5 км на обоих берегах раскинулся пос. Орнок, здесь находится почта.

05 сентября. В районе пос. Орнок, примерно в 2км ниже, на правом берегу мы заночевали.

06 сентября. Занятия по спасработам. Полуднёвка (фото 40, 41-42). Баня (фото 43).

07 сентября. Выплыли в 8-00. Все препятствия Нижнего ущелья шли с ходу без просмотра. В устье Кёкёмерена отдыхали 20 минут (фото 44-47).

Сразу за мостом начинается горка, заканчивающаяся двойным прижимом с водоворотами и уловами. Вскоре над рекой натянуты 2 троса. Река входит в «Нижнее ущелье» («Четвертый каньон»). На правом повороте слабая шивера. Справа тянется огромная отвесная стена из красного песчаника («первая стена»).

Далее река спокойна на протяжении 8-10 км. Кое-где горки с отдельными камнями в русле.

3.4. Участок «Пороги «Четвертого каньона»

Из общей длины «4 каньона» Кёкёмерена 35-37 км каскад порогов занимает около 25 км.

Четкие ориентиры порогов указать нельзя. Преп.1 находится после 3-й стены из красного песчаника на правом берегу. Ниже неё река делает излучину вправо, на левом берегу выходы «настоящих» скал. Далее начинается правый поворот, слева видны скалы, справа заросший курумник, над ним обрыв из песчаника. Здесь начало преп.1.

Препятствие 1 - горка, справа россыпь валунов. Потом вода проходит через несколько мощных сливов и валов. Длина 150-200 м. Сразу за преп.1 - пешеходный мостик («Чертов мост»). Преп.1 лучше смотреть справа.

Препятствие 2 - следует практически сразу за мостиком, длина ок.300 м. В русле отдельные камни.

За ним около 1 км спокойной воды, потом река поворачивает налево и сбегает по горке с камнями. После правого и ещё одного левого поворота река разгоняется и на следующем длинном правом повороте проходит через прижим к скалам слева. Через 200 м натянут трос. Река начинает отклоняться вправо. Ниже по долине (в 5 км от троса) виден поперечный хребет, выступающий слева. Преп.4 расположено перед ним, а преп.5 существенно дальше.

Препятствие 3. Расположено через 1.5 км после троса. Это несильный прижим вправо. Два аналогичных препятствия расположены на 700 м выше и на 1200 м ниже п.3. От последнего прижима около 1.5 км до начала преп.4.

Препятствие 4. Несколько сложнее, чем преп.2-3. Река подошла к правому борту долины и начинает прорыв через узкое ущелье. Преп.4 состоит из 2 горок с валунами, расположенных у левого и правого поворотов, длина 400 м. В конце преп.4 левый берег представляет скально-осыпную стенку, справа каскад узеньких террасок. Скорость реки остается высокой. На левом повороте в русле лежат крупные валуны.

Долина резко расширяется. Справа впадает ручей Кашкасу, далее за правым поворотом трос через реку. После ещё одного правого поворота река скатывается по горке и закладывает вираж влево. Здесь она притормаживает и широко разливается - чувствуется подпор связки преп.5-7. Справа обрывистый земляной склон, слева низкий берег. Этот 200-300-м прямой участок заканчивается резким правым поворотом. Видно, как река начинает скатываться по горке среди россыпи красноватых камней. Это заход в преп.5. Причаливали для просмотра связки преп.5-7 к левому берегу.

Препятствие 5 - длина 200 м, переходит без разрыва в преп.6. Камни разных размеров образуют лабиринт, требующий точного маневрирования.

Препятствие 6 - расположено после левого поворота через 50-70 м после преп.5. Длина 600 м. Левый берег низкий. Высокая правая терраса заканчивается в начале преп.6, далее берег становится скально-осыпным. Тропа, идущая по правому берегу, отходит от реки. Вода скатывается по прямой горке, где разбросано несколько крупных обливных камней. Довольно мощные валы, сливы, пенные ямы. Препятствие желательно просмотреть.

Препятствие 7 (5В) - практически без разрыва следует за преп.6. Длина около 400 м. Валы, отдельные камни, сливы. Слева скала, так что при желании просмотреть преп.7 надо чалиться вправо после преп.6. После слабого правого поворота река успокаивается на 100 м. Слева заросший курумник. На правом берегу осыпь вскоре заканчивается, так что рациональнее после прохождения преп.7 причалить вправо за осыпью. После левого поворота река разгоняется и начинает дугу вправо. Уклон русла резко возрастает, берега круто поднимаются. Отсюда начинается 1200-м серьезный участок, переходящий непосредственно в сложное и опасное препятствие п.8. Поэтому его нужно просмотреть, проще всего по тропе правого берега.

Река проходит через короткий каньон; слева монолитные серые скалы, справа - обрыв из серого песчаника. Перед каньоном слабый прижим влево, потом навал на камни у правого берега. В самом каньоне вода разгоняется на горке; мощные валы от выступов скал и валунов. После каньона участок быстротока с валами и сливами, где можно причалить вправо (на верхней террасе есть место для ночевки, оно гораздо хуже вариантов у преп.5-6 и перед преп.11). Через реку натянут трос. Впереди виден поперечный хребтик, выступающий с правого борта долины. Река начинает левый поворот. У правого берега лежит огромный камень Это ориентиры преп.8.

Препятствие 8 (5С) - это самый серьёзный порог в 4 каньоне Кёкёмерена. Основная часть его - 150 м - начинается на указанном выше левом повороте реки. Здесь слева выступает россыпь крупных валунов, которые основная часть струи обходит справа. Чуть ниже расположены обливные камни в пр. части реки, на которые сильно наваливает центральная струя. Струя после этого проходит через несколько сливов и в заключение бьет в большой надводный валун с острой вершиной. Именно этот последний участок и представляет особую опасность. Просмотр порога с правого берега.

При прохождении реализовали вариант прохождения вдоль правого берега, лавируя между камнями.

Препятствие 9 - после преп.8 река успокаивается метров на 200-300. В середине этого участка справа впадает р. Актилбырган. За левым поворотом скорость возрастает, начинается шивера, требующая аккуратно маневрирования. Её вторая часть за правым поворотом реки соответствует преп.9. Общая длина около 1 км.

Препятствие 10. За преп.9 следует короткий участок быстротока 100-150 м, и на слабом правом зигзаге реки в русле лежат несколько конгломератных глыб, образующих довольно мощный слив. Проходить лучше справа, где он более пологий. Для просмотра удобна галечная отмель правого берега. Ниже преп.10 на реке на протяжении 2 км находится несколько горок с мощными валами.

С участка реки после преп.10 видно, что долина впереди перегорожена невысоким земляным хребтиком (высота у реки 40-50 м, наверху плоская безлесная терраса), который река обходит справа, прорываясь через узкое ущелье. В нем расположено преп.12. Справа невысокий осыпной берег, слева плоская лесистая терраса с изобилием дров. Здесь удобное место для ночёвки. На берегу крупные валуны.

Слева видна узкая долина притока.

Препятствие 11 - находится на правом повороте реки до входа в ущелье. По стилю напоминает преп.5 – горка с россыпью красноватых камней различных размеров. Длина 200 м. Просматривать удобно с левого берега вместе с преп.12.

Препятствие 12. После преп.11 река поворачивает налево и входит в короткое узкое ущелье с осыпными берегами (слева можно пройти вдоль воды, хотя и довольно трудно). На протяжении 300 м реку перегораживает несколько гряд валунов, образующих довольно мощные сливы с пенными котлами. Желательно просмотреть препятствие, можно по любому берегу. После второго левого поворота долина реки расширяется, преп.12 переходит в простую шиверу.

Препятствие 13. Через 200 м река поворачивает направо. Слева выступает россыпь валунов, сжимающих струю. Горка. Препятствие простое.

Препятствие 14. Через 50-70 м быстротока в русле лежат 3 валуна средних размеров. Далее слабый левый поворот, за ним - глыба конгломерата. Река успокаивается. На крутом правом повороте следующая одиночная глыба, затем горка со слабым прижимом вправо. В конце левого поворота ещё одна глыба в струе. Преп.14 тоже несложно.

За преп.14 начинает ощущаться подпор каньона Кемерена, который расположен ниже устья р.Кобук. Река широко разливается, скорость воды падает, появляются галечные отмели и острова. После сухого сая на правом берегу начинается участок скал. Река поворачивает налево; слабый прижим к скалам сначала правого, потом левого берега. Река входит в узость, где натянуты тросы переправы. Ниже ущелье снова расширяется, река уходит к левому борту долины. Слева - низкая плоская терраса с кустарником и небольшими деревьями; правый берег осыпной, обрывистый, выше плоская терраса. Затем река вплотную подходит к огромным отвесным скалам левого берега и начинает длинный вираж вправо. Здесь расположена несложная для прохождения горка с валами и небольшими пенными ямами. Справа чередуются участки обрывистого берега и галечной отмели. В начале длинного левого поворота находится шивера с валами; справа долина ручья, у берега галечная отмель, с которой видно устье р.Кобук. Слева отвесные скалы, справа осыпной подмытый берег.

Препятствие 15. Ниже устья р.Кобук река, разгоняясь, врывается в скальный коридор с отвесными стенками. В струе раскиданы валуны, образующие пенные ямы и создающие слабые прижимы к острым скалам обоих берегов. В конце преп.15 - довольно мощный, но пологий слив в скальных воротах. Длина 200-250 м.

Прошли порог в основном вдоль правого берега.

От преп.15 до устья Кёкёмерена река течёт в узком скальном каньоне. На выходе преп.15 находится очень красивый узкий скальный коридор. За ним вода снова разгоняется. В основной струе два больших обливных валуна, их видно со скалы напротив преп.15. В этом месте терраса справа над каньоном прерывается участком отвесных скал, который тропа обходит на очень большой высоте, вблизи вершины горы. Ниже скорость воды все время остается высокой. Хотя препятствия на этом участке технически не сложные - одиночные валуны, пенные ямы, сливы через часть реки, не очень сильные прижимы, мощь реки заставляет относиться к ним с осторожностью. При желании просмотреть этот участок придется подниматься на тропу правого берега, обходя сверху все береговые скалы. Перед устьем Кёкёмерена находится пешеходный мостик, натянуты тросы ГМС. Остатки заброшенной ГМС находятся на левом берегу на стрелке Нарына и Кёкёмерена. Стрелка представляет собой низкую террасу, где можно найти дрова.

3.5. Участок «Река Нарын»

Ниже устья Кёкёмерена горки с небольшими валами. Через 3 км слева впадает река Джуактерек, имеющая довольно выраженную долину. Нарын поворачивает направо. Здесь расположена горка с отдельными камнями. Вторая горка с мощными валами находится немного ниже, за крутым левым поворотом. Берега Нарына на этом отрезке - в основном обрывистые земляные или сланцевые склоны темных расцветок. Вскоре после горок Нарын начинает прорезать поперечный хребет, образуя очень красивый каньон. Препятствия имеются только во второй половине каньона, после поворота реки направо. В устье р.Турук мощные валы. Ниже левого поворота долины Нарына находятся несколько прижимов. Река выходит в широкую долину, характер которой сохраняется до Камбаратинского каньона. Через несколько км у устья ручья Бызтундук расположена горка с довольно мощными валами и обливными камнями. Затем река вообще успокаивается. Лишь на крутых поворотах возникают слабые прижимы.

До Камбаратинского каньона препятствий нет. Высокий хребет, при пересечении которого образовался Камбаратинский каньон, хорошо виден уже за 15-20 км. Нарын начинает делать петли, за 2-3 км до выхода в каньон появляются галечные острова и отмели. Последняя низкая терраса расположена перед левым поворотом у входа в каньон. Самым заметным ориентиром входа в каньон является серпантин тракторной дороги через всю гору на правом берегу. С галечной отмели правого берега можно подняться на верхнюю террасу по долине сая, впадающего в конце отмели. Там видна заброшенная тракторная дорога, один конец которой серпантином поднимается к перевалу через хребет, второй идет вниз к началу каньона. Там дорога разветвляется, причем каждая ветвь её обрывается через несколько сот метров. Далее можно пройти по каньону метров 300, что позволяет детально рассмотреть препятствия, расположенные от левого поворота каньона до начала правого. Это наиболее сложная часть Камбаратинского каньона р. Нарын.

От устья Кёкёмерена до обеда-перекуса плыли 2 часа (фото 48-50), а после обеда 1 час 50 мин до сухого «сая» на правом берегу перед Камбаратинским каньоном (фото 51-52), и далее 2 часа 40 мин до моста трассы «Бишкек – Ош», включая доплыв до каньона, прохождение его без просмотра, доплыв до моста (в 2006 году уровень воды в Токтогульском водохранилище довольно низкий).

Препятствие 1 (5С). На самом левом повороте слева лежат валуны. Вся вода падает со слива, слева - мощнейшая пенная яма, в центре и справа - 2-3 м валы. Валы продолжаются почти до устья левого притока и правого поворота.

Проходили в начале порога по центру, чуть ближе к правому берегу. Затем через валы удирали от всей мешанины валов как можно левее.

Отметим, что препятствия Нарына с его жёлто-коричневой водой и необычайной мощью при просмотре с большой высоты плохо «читаются», так как нет привычной белой пены и трудно оценить размеры валов и сливов.

Участок ниже устья Каинды лучше проходить вдоль левого берега, затем смещаться правее. Далее можно плыть без просмотра до пешеходного мостика. После чисто скального коридора длиной 300-400 м огромные скалы справа отходят от реки. Нарын течет в каньоне с невысокими стенками из сильно разрушенных скал. Перед началом длинного правого поворота небольшие валы. В начале поворота через реку перекинут подвесной мост.

Препятствие 2 (5А) - начинается ниже моста. Просмотр возможен по частям, так как вдоль берегов мешают глобальному просмотру выходы скал. Преп.2 начинается с нескольких сливов, затем на крутом правом повороте сильный навал на несколько крупных валунов в центральной струе. Ниже находится горка с пенными ямами и валами. В её конце каньон заканчивается. Справа огромный улов, из которого выйти трудно даже на катамаране. Река очень круто поворачивает налево, более чем на 90 градусов.

Порог проходили в основном по центру, уходя от опасных навалов на камни или больших бочек.

Препятствие 3 - следует сразу за поворотом. Вода скатывается по крутой горке (в середине через реку перекинут мост), на выходе валы более 2 м. На берегах выходы невысоких скал, образующих «ворота». Порог легко просмотреть справа. Ниже «ворот» река поворачивает направо. Здесь расположена мощная шивера. Еще несколько шивер находятся на левом повороте реки.

Порог проходили ближе к левому берегу, далее шиверы по центру.

Далее река успокаивается. После длиной петли на север Нарын входит в еще один красивый каньон, где препятствий практически нет. После каньона река входит в широкую долину. Ниже левого поворота находится последняя шивера. За ней течение замедляется. На левом берегу заброшено строительство Камбаратинской ГЭС. Через 4-5 км шоссе Бишкек-Ош.

Сплав мы закончили прямо у моста в 18-30. На ожидавшей нас машине сопровождения выехали в Бишкек.

4. Итоги похода, замечания к отчёту

Для проведения УТП река Кёкёмерен была выбрана по следующим причинам:

  • наличие возможности установки базовых лагерей при организации занятий, тренировок и тренировочных прохождений порогов;
  • постепенное нарастание сложности препятствий на верхнем участке реки, возможность проходить сначала менее сложные, а потом более сложные препятствия;
  • прекрасное знание реки руководителем, который был до этого на ней 3 раза;

а также:

  • необычайно красивая долина реки Кёкёмерен, поражающая даже видавших виды путешественников;
  • сложные, удивительно фотогеничные пороги с прозрачной зеленой водой.

5. Приложения

Основные результат нашего похода:

  • проведены занятия в школе СУ по технике, тактике, страховке, спасработам, лоции реки и некоторые другие в рамках УТП в сложном маршруте;
  • грамотное и довольно удачное прохождение водного похода 6 к.с.;
  • огромное удовольствие, которое получили все 18 участников данного мероприятия.

При описании препятствий применена классификацию, в которой сложность препятствий измеряется по шестибальной шкале, категории 4, 5, 6 имеют подкатегории А, В и С. При этом к препятствиям 6 к.с. относятся 5С, 6А, 6В, 6С, к препятствиям 5 к.с. - 4С, 5А, 5В, к препятствиям 4 к.с. – 4А, 4В. К подкатегории 6С относятся лишь непроходы, очень опасные пороги и «суперпороги».

5.1 Картографические материалы

5.2 Технические фотографии