Сроки проведения: 20 июля - 5 августа 2012г.

Федерация спортивного туризма
Объединение туристов Москвы

Отчёт

о прохождении водного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по рекам
Акалаха - Аргут - Катунь,
совершённом группой туристов городов Москвы и Самары (команда eXtreme Team)
по маршруту г.Новосибирск - пос. Акташ - р.Акалаха (пор.Светлана, начало сплава) - р.Аргут - р.Катунь (устье р.Чуя, окончание сплава) - г.Новосибирск
в период с 21 июля по 5 августа 2012 г.

Маршрутная книжка № 1/4-606
Руководитель группы: Кочетков Сергей Анатольевич
тел.: +7-916-118-24-12
email: serg.kochetkov@gmail.com

Содержание

Паспорт маршрута
Определяющие препятствия маршрута
Список участников
Состав судов
Пройденные препятствия
Варианты подъезда и отъезда
Краткое описание рек
График движения
Техническое описание маршрута и Дневник
21.07. Москва - Новосибирск - Акташ
22.07. Акташ - р.Акалаха
23.07. Стапель
24.07. пор.Светлана
25.07. пор.Азартный, Верхний Аргут
26.07. Степной Аргут, начало обноса Карагемского прорыва
27.07. Окончание обноса Карагемского прорыва
28.07. Степной Аргут, пор.Надолбы
29.07. Труба Сапожникова
30.07. Шивера Седая, пор.Иедыгемский
31.07 Пороги Стерегущий, Ары-Юльский
1.08. Пороги Белый, Раздельный
2.08. Днёвка
3.08. Пороги Атланты, Ворота
4.08. Сплав по реке Катунь, антистапель
5.08. Новосибирск, отъезд в Москву
Обеспечение безопасности
Контакты
Список литературы
Выводы и рекомендации
Карты, схемы
Фотографии
Приложение №1. Образцы заявлений на получение пропусков в погранзону

Паспорт маршрута

Вид маршрута: водный.
Категория сложности: шестая.
Средства сплава: два 4-х местных катамарана.
Количество участников: 8 человек.
Время путешествия: 21 июля – 5 августа 2012г.
Нитка маршрута: г.Новосибирск - пос.Акташ - с.Беляши - пор.Светлана - р.Аргут - р.Катунь.
Протяжённость маршрута: 156км
Продолжительность: 16 дней (сплав/пешком 12дней, автозаброска/выброска 3 дня, днёвка 1д.)
Уровень воды: на всех реках - высокий.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Название К.с. Длина Характеристика препятствия Способ прохождения

р.Акалаха

Порог Светлана 100м Большой уклон, сливы, бочки, навалы на камни на прямом участке, брёвна, требует резкого манёвра Обнос
Порог Азартный 300м 3 слива, общее падение около 8м, на выходе шивера Полная обработка, прохождение без груза

р.Аргут

Каскад Карагемский прорыв 6C 8км Каньон с большим падением и сложнейшими порогами Обнос
Порог Труба Сапожникова 1,5км Сливы, бочки, камни и обломки скал в русле с короткими участками быстротока между ними Полная обработка, прохождение без груза
Порог Водопад Сапожникова 300м Большой уклон, обливные камни с мощными бочками в шахматном порядке Обнос
Порог Белый 1км Повышение уклона, бочки, сливы и обливные камни, выделяемые в 4 ступени с короткими участками быстротока Полная обработка, прохождение без груза
Порог Раздельный 6B 30м Мощный слив через всю реку, по центру большая бочка, справа прижим к скале ПБ с отбойным валом, слева узкие проходы вдоль камней, навалы на камни Обнос вещей, проводка катамаранов вдоль ЛБ

Список участников

Фамилия, Имя, Отчество Год рожд Туристическая подготовка Обязанности в группе
1 Кочетков Сергей Анатольевич 1978 Чонг-Кемин - Кёкёмерен - М.Нарын 6P, В.Башкаус - Н.Чулышман 5Р, Китой 5Р, Даламан 4Р Руководитель, капитан К4-1
2 Мижегурская Екатерина Александровна 1987 Чонг-Кемин - Кёкёмерен - М.Нарын 6У, В.Башкаус - Н.Чулышман 5У, Китой 5У, Даламан 4У Завхоз, видеооператор, К4-1
3 Феоктистов Андрей Николаевич 1981 Чонг-Кемин - Кёкёмерен - М.Нарын 6У, Чуя(Мажой) 6Р, Шавла - Аргут 5У, Жом-Болок - Ока 5У К4-1, зам. руководителя
4 Бакланов Валерий Михайлович 1950 В.Башкаус - Н.Чулышман 5У, Китой 5У, Даламан 4У Фотограф, К4-1
5 Терёхин Дмитрий Викторович 1984 Кучела - Катунь 6У, Хангарул - Зун-Мурин - Утулик 4У Капитан К4-2, медик
6 Стеклов Владимир Васильевич 1959 Онот 6У, В.Башкаус - Н.Чулышман 5У К4-2
7 Хоменко Дмитрий Сергеевич 1984 Укучикта 6У, Б. Лаба 2(5)У, Снежная 4(5)У К4-2
8 Костин Илья Игоревич 1973 Сумульта 5Р, Малка 5У, Китой 5У, В.Башкаус - Н.Чулышман 5У Фотограф, К4-2

Состав судов

К4-1: объём 4000л, производитель “Рафтсервис”
К4-2: объём 2000л, производитель “Рафтмастер”

Пройденные препятствия

Группа прошла все препятствия маршрута, кроме порогов: Светлана, Карагемский прорыв, Водопад Сапожникова, Раздельный.

Е.Мижегурскую на пор.Азартный заменял Д.Терёхин, на пор.Труба Сапожникова – И.Костин, на пор.Белый – В.Стеклов.

Д.Хоменко на пор.Труба Сапожникова и Белый заменял С.Кочетков.

Порог Иедыгемский экипаж К4-2 прошёл килем вверх без Д.Хоменко, пор.Остров – ещё и без В.Стеклова.

Варианты подъезда и отъезда

До пос.Кош-Агач ходит рейсовый транспорт и многочисленные фирмы-извозчики готовы на обычном междугороднем транспорте подвезти до него. От Кош-Агача в степь уходит грунтовая дорога на пос. Джазатор (бывшие Беляши). Преодолев в посёлке два моста, дорога уходит по ЛБ Ак-Алахи резко вверх, где вскоре заканчивается на поляне, расположенной чуть выше пор.Светлана. Качество дороги после Кош-Агача таково, что проезд можно осуществить только на хорошо проходимом автотранспорте (ГАЗ-66, УАЗ, Камаз, Урал, Нива и т.п.).

Через пару километров после Кош-Агача расположена погранзастава, на которой проверяют пропуска, выданные в погранотряде Акташа. Пропуска оформляются за месяц для граждан России и за два для остальных. Контактные телефоны погранотряда см. в разделе Контакты.

Краткое описание рек

Р. Ак-Алаха – основной исток Аргута, дающий ему начало, сливаясь с менее расходной р. Джазатор. С точки зрения сплава Акалаху можно разделить на следующие характерные участки:

  1. до Жанжикульского каскада - 21 км;
  2. Жанжикульский каскад (пр. 4-8) - 5 км;
  3. Прогон до Талдыбулакского каскада - 6 км;
  4. Талдыбулакский каскад (пр. 9-11) - 2 км;
  5. Прогон до Верхнеакалахинского каскада - 7 км;
  6. Верхнеакалахинский каскад (пр. 12-15) - 2 км;
  7. Спокойный участок до слияния с Караалахой (2 км) и далее до Нижнеакалахинского каскада - 2.5 км. Расход воды перед слиянием 20:35 м3/с, после впадения Караалахи - 40:60 м3/с;
  8. Нижне-Акалахинский каскад (пр. 16) - 2,5 км;
  9. Прогонный участок на протяжении 10:12 км;
  10. Байжигитский каскад (Нижнеакалахинское ущелье) -около 5 км;
  11. Последние 6:8 км - спокойная вода.

Расход воды в устье около 60 м3/с.

Препятствия Акалахи сконцентрированы в четырех каскадах: это Жанжикульский каскад (ключевые препятствия - пороги ТКТ86 и Лом), Такдыбулакский каскад (наиболее сложны пороги Сольфеджио и Скат), Верхнеакалахинский каскад и Нижнеакалахинский каскад, включающий сложнейшие пороги Акалахи - Светлана и Азартный)

Р. Аргут – правый и самый крупный приток Катуни, образующийся слиянием Акалахи и Джазатора. Длина Аргута - 132 км. Средний уклон реки 10 м/км, среднегодовой расход в устье 112 м3/с, площадь бассейна 7000 км2 (из них 300 км2 ледников). Обилие ледников определяет характер водного режима: 40% стока дают ледники и вечные снега, 34% - сезонные снега, 17% - дожди, 9% - подземные воды. Наиболее высокий уровень воды - с июня по начало августа.

Аргут с точки зрения сплава условно делят на пять участков:

  1. Верхний Аргут (от п. Джазатор до начала Карагемского прорыва). Длина - 30 км. Средний уклон - 2,5 м/км. На участке пр. 26-31 - в основном несложные, но мощные шиверы. Все препятствия можно проходить без просмотра.
  2. Карагемский прорыв (заканчивается в 1,5км выше устья р. Карагем) - препятствие 32. Длина - 8-9км. Средний уклон - 15м/км, максимальный до 25м/км. Расход 60 м3/сек - 180 м3/сек. Вряд ли полностью проходим на катамаранах, единственное полное прохождение совершено на бублике. Для катамаранов в принципе доступны входная часть и выходные 2-3 км. Обнос по дороге ПБ, которая поднимается на борт каньона.
  3. Степной Аргут (до устья р.Кулагаш). Простой участок, длина - 23км. Уклон - 3.5 м/км. Расход после устья р. Карагем - до 180 м3/сек. Наиболее сложные препятствия участка: пор.Степной, пор. Коротыш. Характерные препятствия - мелководные шиверы, перекаты.
  4. Дикий Аргут - наиболее сложный участок реки из традиционно проходимых. Длина участка - 50 км. Средний уклон - 8 м/км, в прорыве Сапожникова - 12 м/км. Начинается от устья р.Кулагаш т.н. прорывом Сапожникова длиной 6км. Прорыв включает несколько длинных и мощных препятствий, самое сложное из которых - порог-водопад Сапожникова, заканчивается возле устья р.Иедыгем. Ниже устья р.Юнгур - второе сложное место Дикого Аргута - так называемая Юнгурская теснина, ключевые препятствия которой - пороги Белый и Раздельный. Заканчивается Дикий Аргут семикилометровым каньоном Труба.
  5. Быстрый Аргут - длина 25км, уклон 5м/км. Наиболее серьезные препятствия (пороги Тихоня, Атланты, Ворота) заметно проще ключевых порогов Дикого Аргута. Остальные препятствия - мощные шиверы средней сложности.

Маршрут по Аргуту продолжается сплавом по Катуни, который после прохождения Аргута и его вышеназванных притоков спортивного интереса не представляет. Ближайшее удобное место выброски с Аргута - стрелка рек Чуя и Катунь. Уехать можно также из населенных пунктов Иня, Еланда, Чемал, Манжерок.

График движения

Дата Дни пути Участки маршрута Основные события и препятствия Км Способы передвижения
21.07 1 г.Новосибирск - пос.Акташ Переезд до пос. Акташ 800 автомобиль
22.07 2 пос.Акташ - пор.Светлана Переезд до с.Беляши и далее до пор.Светлана 150 автомобиль
23.07 3 там же стапель, раскатка 1,3 сплав
24.07 4 там же - за пор.Азартный Просмотр и обнос пор. Светлана 1 пешком
25.07 5 там же - за с.Беляши пор. Азартный, сплав за с. Беляши 17 сплав
26.07 6 там же - над Карагемским  прорывом Сплав до Карагемского прорыва, начало обноса 18
1,7
сплав,
пешком
27.07 7 там же - за Карагемским прорывом Обнос Карагемского прорыва 4,7 пешком
28.07 8 там же - за пор.Труба Сапожникова Степной Аргут, пор. Наболбы, обнос вещей за Трубу Сапожникова 24
1,9
сплав,
пешком
29.07 9 там же Прохождение Трубы Сапожникова,
обнос Порога-водопада Сапожникова
1,5
1,7
сплав,
пешком
30.07 10 там же - перед пор. Стерегущий Шивера Седая, пор.Иедыгемский, Острв, Зиг-заг 4,5 сплав
31.07 11 г.Новосибирск - пос.Акташ Пор.Стерегущий, Ары-Юльский, просмотр пор.Белый 11 сплав
01.08 12 там же - устье р. Шавла Пор.Белый, Раздельный 20 сплав
02.08 13 там же днёвка    
03.08 14 так же - стрелка рр.Аргут и Катунь пор. Атланты, Ворота 24 сплав
04.08 15 Там же - устье р.Чуя сплав по р.Катунь, антистапель, выезд в г.Новосибирск 24 сплав, автомобиль
05.08 16 г.Новосибирск Переезд в г.Новосибирск 700 автомобиль

Итого активными способами передвижения: 156км

Техническое описание маршрута и Дневник

21.07. Москва - Новосибирск - Акташ

Все участники нашей группы покупали билеты на самолёт самостоятельно в разное время, поэтому летели мы четырьмя разными рейсами. Не обошлось без задержек. Последняя группа прилетела в Новосибирск в 9:30 утра, часа на 3 позже планируемого. В аэропорту нас уже встречал водитель Сергей (телефон в разделе Контакты). Заехали на ж/д вокзал за катамаранами, которые мы отправляли багажом. Сергей Кочетков купил видеокамеру в магазине недалеко от вокзала, так как выяснилось, что никто из группы её не взял. Выехали из Новосибирска в 13:00. На выезде из города оказалась пробка, новосибирцы спешили на дачи.

Далее поехали быстро, остановились только на короткий обед в кафе на повороте на Барнаул. В 19:30 мы были в Бийске, где было решено закупить продукты. В местном супермаркете оказалось всё необходимое, даже сплавные кеды. Выехали из Бийска в 20:30. Новый микроавтобус шёл по асфальту 90-130 км/ч и в пос.Акташ мы были уже в 02:55. Мы хотели остановиться в мотеле, как и в прошлую нашу поездку на Алтай 2 года назад, но мест не было, поэтому мы разбили палатки на поляне в 200 метрах от мотеля. Утром нам предстояла пересадка на вездеход, мы рассчитались с водителем и легли спать около 4:00.

22.07. Акташ - р.Акалаха

Подъём в 8:15. В 8:30 приехал вездеход. Мы собрали лагерь и выехали с места ночёвки в 10:00. Заехали в погранотряд в Акташе, это нужно обязательно делать при посещении Акалахи и верховий Аргута. Позавтракали в местном кафе, выехали из Акташа в 11:00. Доехали по асфальту до с.Ортолык и, немного срезав, свернули в степь на грунтовку, ведущую через перевал в долину р.Джазатор. В 13:00 мы остановились на погранзаставе, где проверили наши пропуска и паспорта. В 13:40 отъехали от поста.

Дорога на Беляши очень красивая, несколько раз останавливались и фотографировали. Где-то через полчаса после заставы увидели необычное явление – островки снега в долине ручья, хотя было довольно тепло. В 17:00 приехали в с.Беляши, где местные жители показали нам мост через Акалаху. После моста дорога уходит резко вверх, ехать становится тяжело даже на ЗИЛе, и вскоре заканчивается на большой поляне. В 18:15 после беглого просмотра реки мы определили, что находимся чуть выше порога Светлана и решили встать. Водитель уехал, мы разбили лагерь и начали стапель.

23.07. Стапель

Подъем в 8:30. Стапель и упаковка продуктов. Катамараны были собраны к 16:00. Поскольку мы стояли перед серьезным порогом Светлана (6В), возможное прохождение было решено отложить на следующий день. Экипаж К4-2 занёс катамаран на километр вверх для раскатки. После просмотрели с ЛБ пор.Светлана и, перебравшись вброд через протоку на остров, увидели пор.Азартный. Для просмотра Азартного протоку переходить необходимо, иначе видно очень мало. Она непригодна для сплава на катамаранах, но место для брода пришлось поискать.

24.07. пор.Светлана

Встали в восемь утра. Обнесли рюкзаки за порог Азартный, около 1км. В 12:00 экипаж К4-1 в составе Кочетков, Феоктистов, Бакланов и Терёхин переправились на ПБ для просмотра и возможного прохождения первого порога.

Порог Светлана (6Б). Длина около 100 м. Самое серьезное препятствие Акалахи. Просмотр возможен по обоим берегам. Основная струя разгоняется на левом повороте, образуя сильные валы. В правой части потока полуобливной камень с бочкой. Струя немного поворачивает влево и, огибая гряду камней с ЛБ, падает в пологий слив с мощной бочкой. Далее поток разбивается на три части. Основная его часть уходит в крутопадающий слив высотой около 2м. Он расположен у большого обломка скалы (5-6 м) у правого берега, причём часть воды падает прямо на него. За сливом пенный котел и прижим к нижней части скального обломка. В левой части струя идёт прижимаясь к скальным выходам ЛБ, в центре - слив между надводными камнями. Далее поток собирается, образуя ряд мощных хаотически расположенных бочек.

После просмотра по ПБ было принято решение обнести порог, поскольку центр струи шёл правее большого обломка скалы у ПБ в узкую правую протоку, поперёк которой лежало бревно. Сказалось также, что это был первый порог маршрута. Обнос катамарана по ПБ очень трудоёмок, поэтому К4-1 переправился обратно на ЛБ. Оба катамарана обнесли и спустили на воду по скалам в районе начала протоки, перед пор.Азартный. Рекомендуется предварительно найти и просмотреть место спуска дабы не нести зря катамараны над острыми камнями. Обнос был закончен к 16:00. Группа собралась у рюкзаков для перекуса и было принято решение отложить прохождение на следующее утро. Стоянку нашли в 100 метрах ниже по течению, в районе слияния проток, недалеко от дороги, по которой, впрочем, никто не ездил.

25.07. пор.Азартный, Верхний Аргут

Подъём, как обычно, в 8:00. В 9:30 группа была у катамаранов.

Пор. Азартный (6А) представляет собой ряд ворот с мощными сливами и бочками. После короткого плёса струя разгоняется по обливным камням, далее ключевое место порога - сужение до 7-8 м и сливом высотой около 2,5 м, расположенном между полуобливными камнями в правой части русла. За ним мощная горка (общее падение около 8м) со сливами, бочками, навалами на камни, затем река выполаживается и следует короткая выходная шивера с крупными камнями в русле. После основного слива в высокую воду нужно держаться правее, чтобы не попасть на пару полуобливных камней в потоке.

Для прохождения пор.Азартный Катю на К4-1 заменил Дима Терёхин. Первый экипаж страховали спасконцами с острова на ЛБ. Начали прохождение в 10:00. Зашли по центру, после первого слива уходили правее дабы обойти высокий полуобливной камень, затем по основной струе. Зачалились для страховки за выходной шиверой. Дима Терёхин перешёл на К4-2. Экипаж под его руководством в целом повторил траекторию движения первого катамарана.

Собрались за порогом в 11:00. Привязали вещи и сплыли в 11:30. После Азартного Акалаха сильно петляет, течения практически нет, гребли до стрелки с Джазатором 1,5 часа (~9 км). Погода стояла жаркая, что не способствовало интенсивной гребле.

В 13:00 мы были на стрелке рек Акалаха и Джазатор, которые образуют Аргут. Рядом находится с.Беляши (Джазатор). Часть группы пошла в магазин, а часть осталась сторожить катамараны. В селе несколько магазинов, часть из них была закрыта на обед (с 13 до 14), хлеб удалось купить только во втором магазине. В общей сложности поход в магазин занял 1,5 часа. Перекусили свежими пирожками и отплыли в 15:00.

Верхний Аргут первые километры течёт спокойно до устья р.Байру, первые шиверы начинаются через 3 км, простые, идутся без просмотра.

Вскоре после нашего отплытия от Беляшей погода начала портиться и мы встали на стоянку в 17:10, немного не дойдя до первого именного препятствия Аргута - пор.Белая осыпь.

26.07. Степной Аргут, начало обноса Карагемского прорыва

Подъём в 8:00, выход на воду в 10:30. Пороги Верхнего Аргута не требуют просмотра. Сложность препятствий не превышает 3 КС.

Выделяются следующие пороги:

Порог Белая осыпь - мощная шивера длиной 100 м. Расположен на небольшом правом повороте. Образован надводными камнями от ПБ на повороте. Ниже сливы между отдельными камнями. Заканчивается у белой осыпи ПБ. Здесь перед осыпью устье ручья. Впереди видно скальное сужение, дорога отходит в сторону и вверх, огибая правобережные скалы. Здесь расположен небольшой каскад препятствий.

Шивера Качели. Длина - 500 м. Расположена на левом и правом поворотах. Ниже постепенное сужение долины. Общий правый поворот долины. По берегам выходы отвесных скал. На местном левом повороте.

Порог ВДНХ. Длина - 50 м. ПБ - скальная стенка. Левый пологий - у него в русле надводные и обливные камни, с них свал вправо. На выходе прижим к скалам ПБ. В конце порога улова у берегов. Через 60 - 80 м за правым поворотом сужение до 10 м. В русле скалы - это пр. 31, порог Ворота. В воротах небольшой слив ближе к скалам ПБ на плавном ЛП. Между препятствиями 30 и 31 слева устье ручья. В воротах ближе к ЛБ - скала с автографами.

Примерно через 1 км после пор.Ворота левый приток - р.Коксу. После притока начали искать место чалки перед Карагемским прорывом. Проплыли брошенный посёлок на ПБ. Ориентиры чалки перед Карагемским прорывом - полуразрушенная избушка на правом берегу и уходящая вверх дорога. Обнос Карагемского прорыва по ПБ.

Длина Карагемского прорыва 8-9 км, из них 5-6 км непрерывных порогов. В начале прорыва препятствий нет, однако выйти на дорогу очень сложно.

Мы причалили к месту начала обноса в 12:00. Отвязали баллоны катамаранов от рам и упаковали их в рюкзаки. Обнос начали в 14:00 в 1,5 ходки. Шли небольшими участками, после которых часть людей возвращалась на вторую ходку, а часть сторожила вещи.

Следует отметить, что вдоль прорыва идёт хорошая грунтовая дорога, мимо нас несколько раз проезжали местные. При желании можно сразу заброситься за Карагемский прорыв или обвезти участок от с.Беляши до конца Карагемского прорыва, используя местный вездеход (см. Контакты), позвонить которому можно находясь в окрестностях Беляшей, у Прорыва сотовой связи уже нет. Дорога проложена до с.Аргут.

В начале обноса идут несколько резких подъёмов с общим набором высоты более 100м. Места стоянки над прорывом находятся недалеко от правого притока - ручья Кара-Су. Небольшая стоянка есть сразу за первым ручьём, основная - на большой поляне через 100 метров, где тоже течёт небольшой ручей.

Здесь мы и встали в 16:00, помня о том, что дальше стоянок нет уже до конца прорыва. Ручей Кара-Су находится приметно в 3 км от начала прорыва.

Вечером слышали вой стаи волков, доносившийся из леса, выше по ручью. На всякий случай поставили палатки поближе друг к другу.

27.07. Окончание обноса Карагемского прорыва

Утром встали немного позже, в 9:00. После небольшого обсуждения часть группы в 10:30 пошла смотреть Карагемский прорыв к воде. Спустились к первому водопаду в районе первого ручья. Тропы вниз нет, продирались через заросли и крупные валуны. Спуск занял минут 40. Тем, кто впервые идёт этот маршрут очень рекомендуем спуститься вниз, хотя бы к одному из ключевых мест. Зрелище поражает своими масштабами, вид с дороги этого не передаёт. Большое падение через огромные камни, в некоторых сливах лежат брёвна.

Около часа ходили по берегу в окрестностях водопада, наверх выбирались минут 50. Просмотр в итоге занял 2,5 часа.

После быстрого обеда в 13:00 продолжили обнос. После ручья дорога постепенно начинает спускаться, горы расступаются и открывается красивый вид на долину Аргута. У нас стояла очень жаркая погода, обносили по самому пеклу, воды после Кара-Су нет до спуска к Аргуту. Обнос завершили к 18:00, встав на не очень удобной стоянке в километре выше устья Карагема. Удобного подхода к стоянке не было, спускались по невысокой сыпухе. В виду общей усталости катамараны решили не собирать, спать легли рано.

28.07. Степной Аргут, пор.Надолбы

Встали около 8 утра. К 12 собрали катамараны и вышли на воду в 12:20.

Первые 5 км сплава спокойное течение. Ниже устья Карагема, впадающего рукавами, встречаются отдельные перекаты. Затем несколько несложных шивер. Перед ПП слева видно устье ручья (водопадный слив), затем на ЛБ затон и за крутым ЛП начало пор.Степной.

Порог Степной. Река здесь течет в песчано-глинистом каньоне, который заканчивается у остатков моста через Аргут. В 2005-м году этот мост разрушило паводком. Порог простой, но мощный, расположен на входе в каньон, в котором несложные шиверы.

Ниже моста расширение долины, отдельные перекаты. В 13:20 остановились на перекус у левого притока - ручья Куросай, впадающего каскадом водопадов. Недалеко от ручья на ЛБ находится пос.Аргут, состоящий из 10-15 домов, перед ним действующая паромная переправа.

Порог Куркурек. В центре сливы с валами до 1,5 м. У ЛБ надводные камни. Через 100 м в центре обливник. Порог несложный. Устье р.Куркурек незаметно. Ниже порога спокойно 3 км.

Порог Коротыш. Длина 80 м. На местном ПП. Короткий, мощный порог. Осмотр возможен по ЛБ, где расположена тополиная рощица. В центре, на входе, мощная бочка, за ней валы. Между ней и обливным камнем у ЛБ - основной слив. Левее камня еще один слив, менее мощный. На выходе несильный прижим к ЛБ на ПП. У ПБ улово.

Коротыш, как и остальные препятствия Степного Аргута мы проходили без просмотра, сложность порогов не превышает 4 КС.

После пор.Коротыш 3 км спокойно. После ПП (здесь слабая шивера) слева видны скалы. Перед ними слева устье р. Кулагаш, напротив устья бурная горка, заканчивающаяся быстротоком-плесом. Нужно причалить к ПБ за 200 м до скал для просмотра порога Надолбы, вход в который угадывается по крупным обломкам скал в русле.

Порог Надолбы (5С) 700-800 м длиной, условно разделён на две ступени. Рабочий берег правый. Первая ступень начинается на местном ЛП, затем прямой участок до ПП. На входе гряда обливников. Затем от ПБ к центру несколько больших надводных камней (Надолбов), между которыми сливы. Левее центра большой обливник с сильной бочкой, через 50 м левее центра - надводный камень. Между скальным ЛБ и этими камнями сливы шириной 5 м. Ниже слива и в центре мощные бочки, валы. За поворотом в начале 2 ступени косая обливная гряда, в которой чистый слив ближе к ПБ. Затем основная струя собирается в центре и на резком ЛП валит в ворота между двумя огромными обломками у ПБ и зубом левее центра. На обломки сильный навал. Ниже прямой участок с мощной струёй, бочками, валами. Перед порогом имеется неплохая стоянка.

К Надолбам подошли около 15:30, просмотрели порог полностью и пошли тандемом, сначала К4-2, за ним К4-1. Первую ступень экипаж К4-2 прошёл левой протокой через основные бочки, вторую - смещаясь вправо. К4-1 первую ступень шёл менее мощным правым сливом, во второй ступени также держался ближе к ПБ.

После порога через 700 метров быстротока на ЛБ стоит 7-метровый камень - Часовой, ориентир пор.Труба Сапоржикова (6А). Порог длинный 1,5 км, расположен в ущелье. Рабочий берег левый. На всём протяжении большой уклон, мощные сливы, бочки, валы. Самые большие бочки при желании можно обойти. Траектория движения меняется в зависимости от уровня воды, порог обязательно нужно просмотреть и наметить места для чалки и страховки.

Мы подошли к порогу в 16:30, зачалившись в 50 м ниже Часового, и приняли решение прохождение отложить на следующий день. Поскольку непосредственно перед порогом стоянки нет, обнесли рюкзаки на ближайшую стоянку за ним. Привязанные катамараны оставили в начале порога. Обнос, совмещенный с просмотром, был закончен в 18:30.

29.07. Труба Сапожникова

Подъём, как обычно, в 8 утра. Погода пасмурная, прохладно, мелкий дождь. Дима Хоменко перед завтраком неудачно упал на спину и решил не сплавляться в этот день. Катя также не решилась на прохождение, её заменил Илья Костин, а Сергей Кочетков после прохождения перешёл на К4-2.

В районе 10 утра вся группа вышла к порогу. Пока экипаж К4-1 шёл к началу Трубы Сапожникова, Володя Стеклов и Дима Терёхин встали на страховку в середине и в конце порога, Катя и Дима Хоменко заняли места для фото и видео съёмки. К4-1 успешно прошёл порог, двигаясь преимущественно по центру русла, обходя локальные бочки. В конце порога основную бочку обошли слева. После прохождения Сергей перешёл на К4-2. Второй катамаран также успешно преодолел все препятствия порога, за исключением последней, самой мощной бочки. Заехав в неё по центру, катамаран остановился и развернулся налево носами к сливу, съехал под него. Продолжая разворот, правый нос ушёл под слив и катамаран поставило почти вертикально на правый баллон, при этом у С.Кочеткова, сидевшего на носу того баллона, сложилось полное ощущение киля. Он выпрыгнул из упоров. Возможно, благодаря этому катамаран не кильнулся. Экипаж быстро догнал руководителя и через несколько секунд (как на тренировках) все сидели в упорах. Катамаран успешно зачалился рядом с лагерем.

После прохождения пообедали и сходили на просмотр Порога-Водопада Сапожникова.

Порог-водопад Сапожникова (6В) начинается через 200 метров после пор.Труба Сапожникова, от устья правого притока Ябелю-Ярык. Просмотр возможен как с левого, так и с правого берега. Чалиться для просмотра справа лучше выше устья притока, перед невысокими скальными выходами ПБ. ПБ галечная отмель, ЛБ осыпной, местами обрывистый. Длина порога 400 метров. В высокую воду порог представляет собой череду мощных сливов с бочками через обливные камни в шахматном порядке. В середине русла имеются несколько необливных камней. Мощь большинства бочек превосходила последнюю самую мощную бочку в конце Трубы Сапожникова.

Траектории обхода бочек нам найти не удалось, риск аварии в пороге был слишком велик, поэтому препятствие было решено обнести. Экипажу К4-1 для эффективной переноски катамарана пришлось отвязать раму от баллонов.

Тропа вдоль Аргута в районе порога хорошо протоптанная, но довольно узкая. Обнос до стоянки за шиверой Седая занимает около 40 минут в одну сторону. Экипаж К4-2 спустил катамаран сразу за Порогом-водопадом, К4-1 пришлось обнести на поляну за шиверой, поскольку сразу за порогом нет места для сборки катамарана.

На обратном пути начался сильный дождь, который продолжался весь вечер. Быстро поужинали и легли спать.

30.07. Шивера Седая, пор.Иедыгемский

Утром собрали лагерь и отнесли вещи к стоянке за шиверой.

Шивера Седая (5В) начинается сразу за Порогом-водопадом Сапожникова после короткого быстротока. Длина 800 м. За плавным ПП небольшой галечный островок правее центра русла. Левая протока основная, в ней мощные бочки, валы. По правой бочек меньше. При слиянии проток сужение, ближе к ПБ обливной камень с небольшим навалом на него.

К4-2 прошёл шиверу под ЛБ. Страховку осуществляли спасконцами с ЛБ в конце порога. Отплыли в 14:00 после того как был полностью собран К4-1.

Участок от шиверы Седая до пор.Иедыгемский идётся без просмотра, но требует внимательности и слаженной работы экипажа. На данном участке расположены пор. Угловой и Медвежий. Пороги представляют собой мощные шиверы, между ними небольшой участок быстротока. Общая длина порогов 600-700 метров. При высоком уровне воды и небольшом объёме судов имеет смысл просмотреть оба порога. После короткого быстротока за левым поворотом начинается пор.Иедыгемский.

Пор. Угловой и Медвежий проходили тандемом, по основной струе, сначала К4-1, затем К4-2. В конце пор. Медвежий по нашей воде находилась мощная бочка. Капитан К4-1 вовремя заметил её и экипаж успел разогнаться и пробить её. Оценив мощь порога, К4-1 зачалился на галечной отмели ЛБ и оперативно приготовил спасконец. К4-2 не видел траекторию К4-1, зашёл в основную бочку полулагом и был перевёрнут. В. Стеклов, Д. Терёхин и И.Костин вылезли внутрь рамы, Д. Хоменко оторвался от катамарана и был выловлен на спасконец экипажем К4-1. К4-2 ушёл в пор.Иедыгемский.

Экипаж К4-1 быстро просмотрел порог и пошёл следом за К4-2. Д.Хоменко продолжил путь пешком по ЛБ.

Пор. Иедыгемский (5В) начинается через 100 м за ЛП после пор.Медвежий. Осмотр по полке ЛБ. Длина 300м, S-образный поворот. На входе в центре русла обливные и надводные камни разбивают струю на две части. После сбойки струй вся вода на ПП попадает в косую бочку, занимающую весь центр и левую часть русла. Справа пологий слив.

Сразу за порогом впадает левый приток - р.Иедыгем. В наше время там похоже был паводок – поток стального цвета мощной струёй вырывался из устья в воды Аргута. Недалеко от берега через Иедыгем перекинут автомобильный мост.

При заходе К4-1 всё время старался сместиться к ПБ, но в ключевом месте всё же зацепил правую часть основной бочки. Зачалились после порога в улове у ПБ напротив Иедыгема. К4-2 ушёл дальше. Ниже устья Иедыгема шивера длиной 70м.

За шиверой начало пор. Остров (5А) Длина 100-150м. В пороге галечный остров, левая протока основная. При слиянии проток крутое падение, валы левее центра, мощные бочки. В левой протоке у конца острова обливной зуб.

Перед порогом на ПБ мы увидели В.Стеклова, который сказал, что Д.Терёхин и И.Костин зачалились с катамараном на ЛБ за порогом. Быстро просмотрели порог, связались по рации с Д.Терёхиным, который дал нам несколько советов по траектории движения. Порог прошли под ЛБ, без особых проблем. Далее спокойный быстроток.

После порога зачалились на ПБ к В.Стеклову, перешедшему по берегу за порог и перевезли его на ЛБ, где встретились с Д.Терёхиным и И.Костиным. Вскоре подошел и Д.Хоменко. Выяснилось, что после киля с К4-1 уплыл рюкзак Д.Хоменко. Поскольку группа была деморализована килем и утратой рюкзака, было решено искать стоянку.

Прошли несложный пор. Зиг-Заг, состоящий из двух прижимов к скальным стенкам на двух последовательных резких поворотах, от которых элементарно уйти.

Встали на стоянку в 15:30 на высоком ЛБ сразу за порогом Зиг-Заг. Вечером сходили на просмотр пор.Стерегущий, который расположен на крутом правом повороте через 500 метров от пор.Зиг-Заг. Хороший вид открывается если влезть на скальную полку над порогом. Ночью трое из восьми участников слышали шум в горах, как потом оказалось это было землетрясение 5 баллов с эпицентром в 50 км западнее Акташа.

31.07. Пороги Стерегущий, Ары-Юльский

Вышли на воду в 11:00.

Пор. Стерегущий 5В расположен на правом повороте. На прямом участке перед порогом шивера 150 метров. Порог разделён на две протоки островом. На заходе в правую протоку мощная бочка поперёк всей протоки, далее поток разгоняется и бьёт под прямым углом в выступ стенки ПБ. Скалы вдоль всего ПБ довольно острые. Левая протока почти полностью просматривается только со скалы ЛБ. За правым поворотом прижим к обливному камню под ЛБ, от которого легко уйти.

Порог прошли тандемом левой протокой, на заходе под ЛБ, в протоке под правым и угребались направо от камня в конце. Ниже порога спокойный участок. В устье левого притока р.Бортулдаг мы заметили рюкзак с флагом. Причалив к нему, с радостью обнаружили что это был рюкзак Д.Хоменко. К рюкзаку прилагалась записка о том, что рюкзак был найден туристом-пешеходником Геннадием из Киева. Деньги и документы Геннадий взял с собой, написал свой график движения до устья Аргута и свои контакты, чтобы мы могли где-то с ним пересечься.

Порадовавшись и привязав покрепче рюкзак, вышли дальше. Вскоре начались несложные шиверы. Следующую остановку сделали в устье правого притока - р.Юнгур. Отдохнули и пофотографировали. Река показалась несплавной для катамаранов.

После Юнгура долина реки сужается, Аргут входит в так называемый Юнгурский прорыв, шиверы постепенно становятся мощнее, но все легко проходятся без просмотра.

Ниже устья р.Большой Ары-Юл на левом повороте расположен пор. Ары-Юльский 5В. Длина порога 150 м. С ПБ осыпь. На входе косая гряда надводных камней от ПБ к центру. Далее река перегорожена крупными обломками скал: три из них расположены ближе к ЛБ, четвертый за косой грядой. Основной слив по центру через обливник. В конце порога в нашу воду была мощная бочка, которую можно было обойти справа.

Просмотрели порог по правому берегу. Проходили под ПБ, сначала К4-2, потом К4-1. Страховали двумя спасконцами в середине и в конце порога. К4-2 прижало к камню у ПБ ниже гряды, экипажу удалось своими силами выйти из прижима. После порога пообедали и вышли дальше. За порогом продолжается мощная шивера. Несколько раз перечаливались для просмотра чтобы не влететь в пор. Белый.

Порог Белый 6А начинается за плавным левым поворотом после прямого участка. Рабочий берег левый. Длина порога около 2 км. Первая ступень начинается сразу за левым поворотом и представляет собой мощную шиверу с чередой валов, образованных V-образными сбойками. За ступенью короткий участок гладкого быстротока, возможна чалка на левый берег.

Вторая ступень основная, длина около 600 метров, начинается за правым поворотом. Вариантов прохождения много, слева в целом кажется поспокойнее. Детально описывать не имеет смысла, требуется просмотр. Участок заканчивается сужением на местном крутом ЛП. В центре камень, по нашей воде обливной, за ним огромная бочка, обойти которую можно справа. Дальше улово под ЛБ.

Третья ступень мощная, но несложная шивера длиной более 1 км. Шивера начинается на ПП, затем идёт прямой участок и крутой ЛП, за которым препятствие заканчивается. Через 300 м шиверы после ЛП в конце 2 части скалы справа кончаются, начинается осыпь. В конце шиверы справа виден распадок. На ЛБ в 600 м выше устья р. Каир возможна стоянка.

Мы сходили на просмотр первой и второй ступеней и собрались у катамаранов в 17:00. Поскольку для прохождения длинного и сложного порога было уже поздно, встали на стоянку на поляне в 200 метрах выше порога на полке (ориентир - лиственница у берега). Поляна небольшая, но мы нашли место для 4 палаток, дров мало. При значительно большем размере группы эту стоянку использовать не стоит.

1.08. Пороги Белый, Раздельный

Подъём в 8:00, в 9:00 начали обнос вещей. От начала порога до конца второй ступени с рюкзаком идти около получаса.

Первым порог прошёл К4-1 в составе С. Кочеткова, А. Феоктистова, В. Бакланова и В. Стеклова. Зашли слева от камня в русле, пропустив первую сбойку, далее по сбойкам и сместились направо, обойдя мощную бочку. Вторую ступень прошли под ЛБ, сместившись к концу прямого участка в центр, а перед последним сливом – вправо.

По просьбе некоторых участников катамараном К4-2 в пороге командовал С. Кочетков. Экипаж успешно прошёл порог по аналогичной первому судну траектории в следующем составе: С. Кочетков, Д. Терёхин, В. Стеклов, И. Костин. Поскольку два участника проходили порог по 2 раза, в конце второй ступени все собрались только к 14:30. Пообедали и в 15:00 пошли дальше.

За порогом есть хорошая стоянка на полке ЛБ около ручья Каир. От устья Каира до р. Ело река течёт в ущелье, хороших стоянок мало. От пор. Белый до пор. Зуб Ело около 10 км, на реке несложные шиверы. Порог Зуб Ело расположен сразу за левым притоком р. Ело. В скальном коридоре в центре русла лежит надводный камень. К нему прижим, в проходах валы. Порог несложен, просмотра не требует. Через 600 метров расположен порог Раздельный.

Порог Раздельный 6А представляет собой ступеньку через всю реку, ключевая часть порога 50 метров. В центре очень мощная бочка, напоминавшая по нашей воде гигантскую стиральную машину, правая часть струи образует прижим к скале, ниже прижима опасные карманы. Левее центра в русле крупные обломки скал. На выходе из порога ряд менее мощных бочек. После порога начинается каньон Труба, страховка с берега затруднена.

Причалили для просмотра порога в 18:00. Просмотр с тропы ЛБ. Порог решили обнести - из-за высокого уровня воды риск аварии был очень велик, а страховка возможна только с воды вторым катамараном. В левой части порога возможно провести катамараны через камни. Обнос начали в 18:30. Проводка двух катамаранов заняла не более 20 минут.

Заметив группу, откуда-то сверху к нам спустился Геннадий, отдал Диме Хоменко его деньги и документы и рассказал как выловил его рюкзак.

В 18:50 вошли в каньон Труба, его длина 5 км. Сплав по каньону несложен, но есть отдельные мощные бочки, не дававшие расслабиться. Где-то в середине спугнули небольшую стаю косуль, гулявших у края обрывистого берега. От пор. Раздельный до устья р. Шавла 30 минут сплава. Встали на стоянку в устье в 19:20.

2.08. Днёвка

После прохождения наиболее сложной части маршрута было решено устроить днёвку. Практически весь день лил дождь, который прекратился только к вечеру. Днёвка выпала на самый дождливый день похода. Вечером С.Кочетков, А.Феоктистов и Д.Хоменко вырыли канал, который соединил Аргут с небольшим ручьём, протекавшим у лагеря.

3.08. Пороги Атланты, Ворота

Подъём в 8:00, вышли на воду в 10:15.

Препятствия Быстрого Аргута значительно проще порогов Дикого Аргута, до пор. Атланты можно идти без просмотра. На участке от устья Шавлы до пор. Атланты выделяются следующие пороги:

Порог Туганский - мощная шивера длиной 100 м. Ориентиры: на входе слева в русле высокий камень (призма). На ПБ избушка. Хорошо просматривается с воды. Несколько обливных и надводных камней в русле, сливы, бочки.

Слив ЛАС - расположен на ПП. У ЛБ надводные камни, в центре слив 1,5 м, за ним бочка.

Шивера Зета длиной 1 км. Зигзагообразное препятствие с двумя поворотами. Начало на ЛП. Здесь валы, бочки. Ниже в центре русла скалы, хорошо видные с воды.

Порог Тихоня. Длина 150 м. Начало на локальном ПП. Две ступени, разделенные коротким участком быстротока. На входе полуобливник в центре реки, за ним бочка. Слева и справа сливы, затем участок быстротока 50-70 м и мощная бочка в центре. Валы на выходе до 2 м.

Все пороги проходили без просмотра походной колонной, некоторые препятствия не смогли идентифицировать. В 12:20 подошли к пор. Атланты

Порог Атланты 5В - самое сложное препятствие Быстрого Аргута. Ориентиры порога - ЛП, причудливые скалы на ПБ с черными вертикальными натечными полосами. Чалка к ПБ, на берегу деревянные загоны для скота. За поворотом прямой участок с большим уклоном, валы и бочки по всей ширине реки. Через 150 метров в центре русла большой камень, справа от камня мощная бочка, через которую идёт основная струя, слева чистый проход. Через 50 м сильный прижим к ПБ, в прижиме сифоны. У ЛБ улова.

Проходили по очереди, заходя по центру и обходя центральный камень слева. Страховку осуществляли спасконцами в конце порога с ПБ.

От Атлантов до устья Аргута не более получаса сплава. На пороге Ворота, последнем препятствии Агрута, были в 14:40.

Длина порога Ворота 50 метров, представляет собой горку с мощными валами, ближе к ПБ бочка. Сразу за порогом можно чалиться налево, через 80-100 м стрелка рек Аргута и Катуни. На ЛБ Аргута перед устьем расположено так называемое “Кафе Аргут”, небольшой туристический музей, где мы решили остаться на стоянку, чтобы не ночевать в населённой зоне. При желании участок от устья Шавлы до устья Чуи проходится за 1 день, от стрелки Аргута 3-4 часа сплава до устья Чуи.

На поляне “Кафе Аргут” мы встретили двух туристов-пешеходников из Москвы. Через несколько часок подошла водная группа из Кемерово, сплавлявшаяся по Катуни. Это были первые водники, которых мы встретили на маршруте. Группа решила не ночевать в “Кафе Аргут”, а подняться пешком вверх по Аргуту до стрелки с Шавлой.

4.08. Сплав по реке Катунь, антистапель

На устье Чуи были в 15:20. В Чуе паводок, вода коричневая, очень мутная. На стрелке Чуи и Катуни наверху нас уже ждал водитель Олег. Разобрали катамараны, немного просушились и выехали в Новосибирск в 19:00.

5.08. Новосибирск, отъезд в Москву

На ж/д вокзал Новосибирска приехали в 6:00, в пути 2 раза делали остановки по полчаса. В багажном отделении нам напомнили, что без билета на поезд багаж можно сдать только по подписи начальника багажного отделения, который бывает только по будням. Сдали всё на Д.Терёхина, который ехал в Москву через Уфу. Отдельно хочется отметить как сотрудники РЖД поиздевались над упаковкой: несмотря на то, что весь багаж находился в рюкзаках, а рамы в чехлах, нам заявили что в таком виде это принять к перевозке невозможно, поскольку это “не мешковина”. Единственный вариант, который их устроил - это замотать все рюкзаки и рамы скотчем.

Так как участники группы ехали домой разными способами, расстались на вокзале в 9:00. Часть группы, вылетающая самолетом, поехала в аэропорт. От центра Новосибирска до аэропорта 30 минут езды. В аэропорту можно заселиться в гостиницу, сутки стоили 4000 р., полсуток 2500 р. В день нашего вылета свободных мест не было, и Сергей с Катей поехали обратно в город, чтобы немного погулять и помыться на ж/д вокзале. Маршрутка из Толмачёво до ж/д вокзала Новосибирска стоила 30 р. Душ в гостинице в здании ж/д вокзала (4 этаж) стоил 170 р. Вылетели в Москву по расписанию в 18:45.

Обеспечение безопасности

Обеспечение безопасности было одним из приоритетных аспектов похода. Как и в прошлые года, команда eXtreme Team летом проводила тренировки техники управления катамараном и поведения в экстремальных ситуациях на Оке под Тарусой, а весной сплавлялась по рекам Кавказа - Б.Лаба и Белая.

Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого участника каски, спасательного жилета достаточного объёма, ножа на жилете и гидрокостюма. Группа имела несколько подробных лоций рек.

На каждом катамаране имелась рация, спасконец, у каждого участника по запасному веслу. На группу был спутниковый телефон, основная аптечка, аптечка первой помощи и ремнабор.

При сплаве применялись: разведка ключевых препятствий и подходов к ним, а также участков ответственных чалок, страховка с берега (спасконцами) и с воды (катамаранами) на всех порогах 5-й и 6-й КС, обнос вещей на порогах Азартный, Труба Сапожникова, Белый. В единственном случае оверкиля К4-2 его последствия были ликвидированы самим экипажем.

Аварийные ситуации не привели к серьёзным повреждениям судов и травмам участников.

Контакты

  1. Бронников Олег Юрьевич, водитель микроавтобуса, г.Бийск: 8-903-996-73-67, 8-385-432-37-85, 8-913-226-67-67
  2. Иванов Юрий, водитель Зил-131, с.Акташ: +7-913-694-91-73
  3. Погранотряд с.Акташ: +73884623654, доб.51-15 – консультация (8:30 – 18:30, обед 13-15); тел/факс +73884623555, email: pugornyjaltaj@mail.ru
  4. ПСО Горно-Алтайска: дежурный: (388-22) 229-14
    http://mchs.altai-republic.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=621
  5. Людмила, владелец мотеля 787, Акташ: +7-903-956-72-68

Список литературы

Отчёт Боброва А.Л. р.Акалаха – Аргут – Катунь 2007г.

Отчёт Иргибаева О.Л. (№3321, г.Екатеринбург) р.Карагем – Аргут – Катунь 2010г.

Отчёт Иванова М.К. р.Карагем - Аргут – Катунь 2004г.

Выводы и рекомендации

  • Пройден очень интересный автономный маршрут 6 к.с., удачно сочетающий в себе красоту и разнообразие природы Алтая, на нём нет особо утомительных прогонных участков.
  • Наша группа прошла все пороги маршрута за исключением пор.Светлана, в котором была велика вероятность попасть под бревно, а также порогов Водопад Сапожникова и Раздельный, обнесённых из-за высокого уровня воды.
  • На сплаве произошло две аварийных ситуации: первая - в последней бочке пор.Труба Сапожникова чуть не кильнулся К4-2, один человек выпрыгнул из упоров, но был быстро пойман, вторая - в конце пор.Медвежий кильнулся К4-2, при этом уплыл и чудом был выловлен один рюкзак.
  • Обнося Карагемский прорыв рекомендуем спуститься к воде в одном или двух ключевых местах, с дороги многое не видно и не ощущается вся мощь и масштаб порогов.
  • Планируя поход в последней декаде июля нужно быть готовым к высокому (как у нас) уровню воды, закладывать достаточно времени на обнос и просмотр основных порогов, на сплаве даже в порогах 4 к.с. могут найтись бочки, киляющие К4.

Карты, схемы

Существенная часть рек Акалаха и Аргут покрыта снимками из космоса в высоком разрешении на картах http://maps.bing.com

Масштаб всех нижеприведённых карт: 1:200 000 (2 км). Масштаб отпечатанного экземпляра может не совпадать с реальным масштабом карты, ориентироваться можно по сетке, где 1 клетка = 2 см = 4км.

Фотографии

Приложение №1. Об отмене пропускного режима в Усть-Коксинский и Кош-Агачский районы для россиян

С 1 января 2013 года приказом ФСБ России для граждан России въезд в приграничную территорию осуществляется по паспорту, оформлять пропуск заблаговременно теперь не требуется.

Требование пропуска для гражданан иностранных государств (за 2 месяца до въезда) и при нахождении в 5-километровой зоне остаются в силе.

Полный текст приказа: http://www.rg.ru/2012/12/21/pogranrezhim-dok.html

Основные положения приказа N515:

  1. Граждане РФ въезжают в пограничную зону без пропусков, при наличии документов, удостоверяющих личность, до предела 5-ти км полосы местности вдоль государственной границы. Посещение 5-ти км приграничной территории - по пропускам, оформление которых происходит в местном Пограничном Управление по пути следования в пограничную зону.
  2. Иностранным гражданам нужен пропуск как до, так и в пределы 5-ти км полосы местности вдоль государственной границы. Заявление на оформление пропуска в пограничную зону подается в Пограничное Управление за 60 суток до даты въезда.
  3. Порядок въезда несовершеннолетних (без паспортов) без родителей: нужна нотариально заверенная доверенность от родителей для сопровождающих детей лиц.

Приложение №2. Образцы заявлений на получение пропусков в погранзону