Дневник
Сроки проведения: 30 апреля - 10 мая 2011

Авторы: Кочетков Сергей, Мижегурская Екатерина, Феоктистов Андрей, Феоктистова Наталья, Сатовская Анна, Ющенко Александр, Бакланов Валерий, Дёмкин Андрей, Монни Алексей, Монни Виктор, Кузькина Наталья, Бирюков Андрей
Версия: 2.0 от 27.09.2013

Дневник похода по реке Фиртина, совершённого в мае 2011г. командой eXtreme Team.

Содержание

Участники

Ф.И.О. г.р. Туристский опыт Обязанности в группе
1 Кочетков Сергей Анатольевич 1978 Китой 5Р, Кёкёмерен – Нарын 6У, М.Нарын – Чонг-Кемин 5У, Улуг-О 4Р, Она 4Р, Кок-Хем – Бий-Хем 5У Руководитель, капитан К2-1
2 Мижегурская Екатерина Александровна 1987 Китой 5У, М.Нарын – Чонг-Кемин 5У, Улуг-О 4У, Она 4У, Б.Лаба – Белая 3(6)У Лоцман, К2-1
3 Бакланов Валерий Михайлович 1950 Китой 5У, Шавла-Аргут-Катунь 5У, Кёкёмерен 5У, Нарын 5У, Чонг-Кемин 4У, Б.Лаба – М. Лаба – Уруштен 4У, Она 4У Зам.руководителя, капитан К2-2
4 Дёмкин Андрей Михайлович 1975 М.Лаба - Б.Лаба - Уруштен - Белая 5У, Чуя 4У, Катунь 4У, Юпшара - Гега 4У, Красненькая - Кутсайоки - Тумча 3У Капитан К2-4
5 Бирюков Андрей Сергеевич 1982 Снежная 5У, Дзорагет 2(5)У, Укучикта - Левая Миня - Миня 5У, Кумир - Коргон - Чарыш -Урсул - Катунь 4У Фотооператор, капитан К2-3
6 Феоктистов Андрей Николаевич 1981 Чуя(Мажой) 6Р, Шавла-Аргут 5У, Жом-Болок - Ока 5У, Белая 2(5)Р, Чуя 4У, Мзымта 3У, Тохмайоки 2Р К2-3
7 Монни Алексей Владимирович 1983 Аксаут - Б.Лаба 4У, Лоймола - Колоссйоки - Уксунйоки 3У Фотооператор, капитан К2-4
8 Монни Виктор Владимирович 1987 Уксунйоки 3У К2-4
9 Ющенко Александр Викторович 1982 Она 4У, Б.Зеленчук-Аксаут-Кубань 3У, Охта-С.Шуя 3У Реммастер, капитан К2-5
10 Кузькина Наталия Викторовна 1979 Она 4У, Б.Зеленчук-Аксаут-Кубань 3У, Тумча 3У, Улуг-О 4У К2-5
11 Феоктистова Наталья Викторовна 1983 Жом-Болок - Ока 4У, Аксаут-Зеленчук-Кубань 3У, Тиса-Прут 3У, Тумча 3У Фотограф, группа поддержки
12 Сатовская Анна Борисовна 1985 Кижи-Хем 4У, Кызыл-Хем 4У, Балыктык-Хем 4У, Охта-С.Шуя 3Р, Б.Зеленчук-Аксаут-Кубань 3Р, Она 4У Медик, группа поддержки

График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
02.05 1 г.Москва - г.Стамбул - г.Трабзон
г.Трабзон - пансионат Фиртина
2700
145
самолёт
автомобиль
03.05 2 Пансионат Фиртина - пос.Чамлихемшин сплав
04.05 3 Пансионат Фиртина - пос.Чамлихемшин
Нижняя часть Верхнего каньона - пансионат Фиртина
сплав
05.05 4 А/м мост ниже верх.каньона - пансионат
Устье Халы - 3км ниже
?
3
сплав
06.05 5 Пор.Хаос - 2км выше устья сплав
07.05 6 пос.Айдер автомобиль, пешком
08.05 7 Пансионат Фиртина - г.Трабзон - г.Стамбул автомобиль, самолёт
09.05 8 г.Стамбул / Каппадокия пешком
10.05 9 г.Стамбул - г.Москва / Каппадокия автомобиль, самолёт
11.05 10 г.Стамбул / г.Стамбул - г.Москва самолёт
12.05 11 г.Стамбул - г.Москва самолёт
Итого активными способами передвижения:

Предисловие

За окном лежали сугробы, зима была в самом разгаре. 24 января мы зашли на сайт Turkish Airlines и купили билеты из Москвы через Анкару в Трабзон на 30 апреля и обратно из Трабзона 8 мая через Стамбул, где планировали отметить День Победы и вылететь 10 мая домой. 17 февраля все получили SMS и письмо о том, что наш рейс из Трабзона в Стамбул передвинули с 13:00 на 16:45, а 30 марта его передвинули назад на прежнее время. Эти извещения немного подкупили доверие некоторых участников и мы не уточнили про остальные сегменты полётов, а зря...

30.04 Фальшстарт

Этот день был странным с самого начала. Всё шло не так.

Сначала в здание аэропорта приехала Натали. Первой, за три часа до вылета. Вместо того, чтобы вскакивать в самолёт с уже отъезжающего от него трапа, как она это любит. Анюта и Шурик, обычно приезжающие первыми, на этот раз припозднились. Зато редко куда-либо торопящийся адмирал прибыл вовремя. Добром это кончиться ну никак не могло.

Сидим в аэропорту, общаемся. Никуда не торопимся, так как на табло вылета наш рейс пока не появился (и не понятно, к каким стойкам регистрации идти). Когда до предполагаемого вылета остаётся часа полтора, начинаем что-то подозревать. Обходим все стойки регистрации - ни на одной из них надписи “Turkish Airlines” не находим. Зато находим представителя этих самых авиалиний и наивно спрашиваем у него, где регистрация. Он смотрит на нас незамутнённым взором и вежливо интересуется - а куда мы, собственно, собрались, ведь никаких рейсов у их компании из этого аэропорта сегодня нет? Увидев билеты, мальчик призадумался.

Выяснилось, что рейсов Москва-Анкара и Анкара-Трабзон, на которые мы купили билеты, никогда не существовало. То есть, их даже не отменили (о чём нам непременно сообщили бы), а их просто не было в природе. Вопрос “а как нам тогда на официальном сайте авиакомпании продали на них билеты” остался риторическим.

После долгих переговоров договорились, что нас довезут до Трабзона другими рейсами, но уже через Стамбул и только 2 мая. Раньше мест нет.

Витя и Лёша, приехавшие на этот рейс из Питера, выбили себе гостиницу на это время и познакомились с замечательным городом Подольском, где располагалась гостиница от авиакомпании. Остальные с грустными выражениями на лицах разъехались по домам. Предложение вместо этого собрать катамараны и пару дней побултыхаться в соседнем водоёме энтузиазма не встретило.

2.05 Москва - Фиртина

На этот раз всё было как надо: Анюта и Шурик прибыли первыми с отрывом в 40 минут от следующих, Натали ближе к концу. Может быть именно поэтому (хотя и нельзя сказать наверняка), но рейс на этот раз оказался на табло.

Представители Turkish Airlines безропотно дали денег всем, кто смог предъявить какие-нибудь документы на финансовые потери (например, билеты на аэроэкспресс). К сожалению, таксисты квитанции не выдают, поэтому деньги на такси в аэропорт и обратно 30 апреля вернуть не удалось.

По билетам “туда” у нас было разрешено 30 кг груза на человека, плюс по правилам Turkish Airlines можно было дополнительно взять до 8 кг с собой в салон. Платить за перевес никто не хотел, поэтому мы заранее приготовили сумки и рюкзачки по 8 кг с баллонами от катамаранов и прочими небольшими, но относительно тяжёлыми вещами. С учётом ручной клади и того, что мы не везли с собой палаток и спальников и почти не везли еды (только немного колбасы), в 30 кг на человека мы укладывались легко. К тому же, оригинальная методика взвешивания груза при регистрации давала удивительные цифры (типа рамы с вёслами 9 кг и рюкзака адмирала 13 кг). Груз зарегистрировали сразу до Трабзона, избавив нас от необходимости получать его в Стамбуле и сдавать повторно уже на внутренний рейс.

При прохождении контроля у Андрея Дёмкина в ручной клади обнаружили два ножа, и пропускать с ними в салон отказались. Пришлось их оставить (Андрей взял какую-то бумажку, по которой эти ножи обещали ему вернуть по прилёту).

У Андрея Феоктистова изъяли из набора для выживания зажигалку. Он некоторое время попечалился, а потом пошёл требовать выдать ему тоже бумажку на возврат по прилёту. Служащий аэропорта посмотрел на количество граф для заполнения в бумажке, потом на зажигалку, потом ещё раз на количество граф, и отдал зажигалку с просьбой спрятать поглубже.

Особый интерес у контролёров вызвала Катя. В их голове никак не сходилось: зачем такой симпатичной хрупкой девушке везти с собой баллоны от катамарана и четыре готовые к использованию рации. Баллоны заставили развернуть (что они в них искали - загадка), а из раций вынуть батарейки и положить рядом в тот же пакетик (весьма глубокомысленное действие, конечно).

Перелёт в Стамбул прошёл без приключений. Так как регистрировали нас с грузом медленно, в итоге места оказались раскиданы по всему салону самолёта, и в полёте мы общались мало.

Во время пересадки на внутренний рейс купили местные симкарты (TURKCELL) и обменяли деньги на турецкие лиры. Наиболее выгодным местом для обмена оказалось post office в терминале внутренних перелётов - он единственный брал комиссию 2% (как выяснилось в последствии самый выгодный курс был в Стамбуле на базаре -1,56 и без комиссии), тогда как все остальные многочисленные обменники при схожем курсе просили 4% комиссии. По пути между International и Domestic терминалами как-то невзначай выяснилось, что при оформлении изъятия ножей Андрею Дёмкину не вернули второй посадочный талон (Стамбул - Трабзон). Вдвоём с Сергеем они оббежали несколько офисов Turkish Airlines, в результате чего выяснилось, что новый без проблем выдадут на регистрации местного рейса.

Сели в самолёт на Трабзон, вырулили на взлёт. Постояли немного. После чего вежливый мужской голос на английском языке объявил: “Знаете, мы, конечно, вовремя загрузились и отъехали от терминала, но мы 12-е в очереди на взлёт, так что минут 40 расслабляемся.” Порасслаблявшись, взлетели и нормально долетели. Кормят на внутренних рейсах вкусно, но заметно менее обильно, чем на международных.

По прилёту нас уже ждала заказанная до пансионата машина. Заехав по пути в пару местных супермаркетов и закупившись в них едой (какую нашли), доехали до пансионата Фиртина и упали спать.

3.05 Раскатка

Всеобщий стапель, Валера готовил завтрак на одолженной Сельчуком газовой горелке (о горелке, возможно, стоит договариваться заранее, как это сделала другая жившая в пансионате группа). На завтрак был булгур (турецкая разновидность пшеничной дробленой крупы), и больше мы булгур не готовили.

Собрали катамараны, и быстро перекусив, где-то в 14:00 начали сплав вниз от пансионата. Участок несложный, поэтому шли под девизом «не просто пройти, но пройти чисто и потренироваться». После неоднократных призывов адмирала сделали пару траверсов. Часто чалились, ожидая отстающих и порог «Мост». Минут через 15 действительно увидели старый пешеходный арочный мост и нечто похожее на порог перед ним. Осмотрели, прошли, пофотографировались на мосту, и пошли дальше. Минут через 10 доехали до настоящего порога “Мост”, и даже без просмотра прошли его первую ступень. Зачалились на ЛБ непосредственно перед мостом, посмотрели вторую ступень. Два экипажа (братья Монни и Бакланов с Дёмкиным) занесли каты на 50м выше и прошли ещё раз, но уже весь порог. Все собрались на ПБ в конце порога. Минут через 5 доплыли до футбольного поля на ЛБ - ориентира начала Чамлихемшинского каскада.

Резюме: несложный участок – шиверы 3к.с., один порог 3-4 к.с, без просмотров все идётся где-то за 20-30 минут, просмотра требует порог «Мост», ориентир – автомобильный мост, дорога переходит с правого берега на левый (если смотреть сверху реки).

Часть группы пошла осматривать каскад, часть - осталась договариваться о машине и разговаривать с представителями жандармерии (всё, сказанное в отчетах про жандармерию - правда! Они действительно не наезжают, а предлагают помощь. Нас они, в частности, попросили позвонить, когда мы соберёмся проходить каскад. Но мы так и не позвонили...)

Договорились с водителем грузовика, погрузили катамараны и доехали до пансионата за 20 лир.

Оценили горячий душ после сплава, wifi и прочие прелести турецкой жизни. Ужин готовили сами на горелке первый и последний раз за поход :)

После ужина - просмотр отснятого фото-видео. Особой популярностью пользовались фото Валеры, что-то горячо объяснявшего Андрею Дёмкину после прохождения порога Мост.

Далее - бурнокодинг у некоторых членов команды и здоровый сон.

4.05 Верхний каньон

Вышли от пансионата в 11:40, в 12:10 были у моста перед футбольным полем. Бирюков с Феоктистовым стартовали на 30 минут раньше и дошли за 20 минут. Поменяли экипажи: Валера + Алексей, Витя + Дёмкин. Выйдя на дорогу познакомились с Юсуфом, он говорил по-русски и помог вызвать машину от Османа. Каты перевозили сдутыми. Приехали в пансионат, выгрузили 2 ката, перекусили и поехали в нижнюю часть верхнего каньона. С нами поехал Урал, молодой турок говоривший по-русски (учился на Украине). Немного поискали дорогу. Несплавлявшиеся пошли дальше смотреть крепость, остальные спустились километр к мосту, надули каты. Деревянный мост выглядит опасно, ходить без особой надобности не хотелось. Андреи перечалились на ПБ, Валера с Алексеем прошли слив под мостом. Все пошли по ПБ на осмотр. Сергей по бревну в правой протоке перелез на остров и осмотрел порог. Здесь не было ничего опасного кроме обливного камня, сразу за которым стоял зуб, причём с воды его не видно. Остальные пошли к слиянию проток на страховку и съёмку. Андреи прошли с промежуточным заходом в улово перед сливом, далее направо. Остальные также успешно прошли порог, но без захода в улово.

Для осмотра следующего порога 5кс Сергей зачалился на отмель посреди реки в 30 метрах ниже для съёмки. Порог - 2 слива по 1,5м и 1м, второй более косой. Андреи прошли успешно, встали на страховку. Валерин кат зашёл во второй слив близко к ЛБ и на выходе повернул вправо. Поскольку оба держали зацеп, косая бочка очень сильно наклонила кат направо и Валера выпал из упоров. Алексей, державший зацеп не заметил этого, и через 3 секунды кат кильнулся. Через 30м после порога начинается шивера 5кс - череда обливных камней с бочками и валами очень приличных размеров. Страховке удалось затолкать кат к берегу. Валера, плывший рядом с катом, выбрался на берег. Страховка хотела помочь зачалить кат, при своей чалке Андрей Бирюков поскользнулся, и кат пошёл дальше (место там было не очень удобное). На ПП под ПБ оба ката сели на лежащее в воде дерево, корнями уходившее в ПБ. При этом Андрев протащило под ним, однако Феоктистова не промыло, он зацепился и с помощью приплывшего на перевернутом втором кате Алексея выбрался из-под дерева. Сергей и Катя, свернув камеру, зачалились в улово ЛБ напротив терпящих бедствие, потом перечалились в улово через 50м ниже на ПБ. Катамараны привязали и через час причалили маятником к ПБ. Потеряли в общей сложности 3 весла (одно сломали пополам, два ушли). Андрей Феоктистов от дальнейшего сплава отказался. Через полчаса 2 экипажа пошли по воде, а Андреи, вооружённые сотовым телефоном и рацией, отправились по ПБ. Пройти там оказалось возможным, из препятствий на пути были только 2 бома. Один кат оставили на берегу, а остальные два успешно прошли до пансионата. Перед поворотом, за которым стоит автомобильный мост, в сантиметрах сорока от воды висел чёрный кабель. Прошли сильно пригнувшись. В 18:45 закончили сплав.

Тем временем береговая группа отправилась на экскурсию в Зил Кале. Красиво. Крепость, вросшая в камень. На обратном пути с помощью бинокля Шурик, Аня и Андрей Дёмкин наблюдали за развитием нештатной ситуации на шивере 5 кс. Видно было плохо. Андрей спустился с дороги вниз, в ущелье и подслушивал оттуда радиоэфир. Аня с Шуриком по дороге дошли до моста через Фиртину, где и дожидались вестей от сплавляющихся, готовые оказать посильную помощь. Через полчаса напряжённого ожидания, по телефону позвонил Сергей и описал текущий расклад. Предварительно вся сплавная группа хотела ночевать на берегу. Приближалась гроза, небо значительно потемнело. Аня с Шуриком пошли в лагерь передавать информацию. К счастью, пока они мокли под проливным дождём, первоначальный план претерпел некоторые изменения и к в лагерь почти одновременно добрались экипажи Сергей+Катя, Лёша+Валера и остатки береговой группы в лице Шурика с Анютой. Спустя какое-то время по дороге подошли Андреи. Все три.

5.05 Ниже Халы, паводок

Утром Сельчук бесплатно довёз Сергея с Витей к спуску к мосту в нижней части Верхнего каньона. В 10:45 перешли с Витей деревянный мост и отправились к оставленному вчера катамарану. Местами проход был по пояс в воде. Заметили подъём уровня воды на 30см. Перевязали упоры и пошли. В одной из бочек под ПБ застряли, встали лагом, Витя повисел на зацепе минуту, развернулись носами к бочке и уже на моём зацепе медленно вышли. Трос стал ещё немного ниже. От автомобильного моста шли тремя экипажами: Сергей + Андрей Дёмкин, братья Монни, Ющенко + Кузькина. Ощущалось небольшое увеличение расхода. Дошли до пансионата.

После перекуса вызвали грузовик и за 40 лир доехали до устья Халы, там есть удобная площадка и спуск под мост к воде. На противоположном берегу хорошо видна нависающая над водой веранда кафе, куда мы поехали вечером. Стартовали в 14:55. Аня и Наташа Феоктистова поехали на нижние пороги.

Через 2,2км напротив строящегося здания на ЛП через всю реку образовалась бочка 5кс. При прохождении кильнулись Саша с Наташей, а затем на бочке чуть ниже кильнулся кат Андреев. Саша с Наташей выбрались на остров-отмель, Андреев понесло по правой протоке. Братья Монни погнались за ними, зацепили их спасконцом и зачалили на остров, туда же причалили остальные.

Решили сплав прекратить. Перечалились на ЛБ, вызвали машину, которая забрала девушек с нижних порогов и нас. Грузовик стоил 40 лир довоз до Халы и 60 лир обратно (с учётом проезда до нижних порогов). Вечером на микроавтобусе (за 25 лир в одну сторону) поехали в кафе. Счёт на всех - 216 лир (с чаевыми 240).

6.05 Нижняя Фиртина

10:10 выехали к порогам Хаос и Испуг, 50 лир. Выгрузили каты в 50м после Хаоса.

12:30 Сергей и Алексей прошли порог Хаос по левой протоке. Дальше шли 4 ката: Кочетков и Мижегурская, Дёмкин и Бакланов, Бирюков и Феоктистов, Алексей и Виктор Монни. Просмотрели и сняли порог в начале огромной осыпи ПБ. После осыпи река сужается и следуют две слаломные ступени 4-5кс. В одной из них Алексей познакомился с рамой КС, не самые приятные ощущения, также пришло осознание, что не все валы одинаково полезны т.к. за ними могут быть и бочки. Феоктистов выпал из упоров, без последствий. Во второй ступени их кат задержался в бочке.

Поскольку Катя сильно замёрзла, мы решили сняться с реки, не дойдя 2км до моря. Часть группы решила преодолеть их пешком, чтобы все же помочить ноги в родном Чёрном море, а заодно и согреться. За 200м до Моря их догнала машина сопровождения и адмирал ненавязчиво предложил поехать в пансионат, что они в свою очередь ненавязчиво проигнорили и потопали через шоссе к морю. Саша, Аня и Наташи ждали сплавлявшихся в Ардешене. Они успели пофотографировать устье Фиртины, посетить кафе, а при подходе катамаранов вызвали через Османа машину.

16:30 - 17:15 Ардешен - пансионат Фиртина, 100 лир.

7.05 Айдер

С утра шёл мелкий дождь. После опроса участников было решено больше не сплавляться, т.к. всё, что можно было пройти по высокой воде, мы к тому времени уже прошли, а сплавляться в постоянный дождь с угрозой паводка по чему-то новому совсем не хотелось. Начали антистапель. В зале домика на 7 человек стояла буржуйка, однако верёвку вешать было негде, поэтому соорудили оригинальную конструкцию - из вёсел связали треноги, на которые положили продолины от рам и на них повесили сушиться баллоны. Печка была на полтора метра окружена с трёх сторон шкурами от катов. Проведя пару часов за этим занятием, решили днём съездить на Халу. Аня и Андрей Феоктистов остались присматривать за процессом просушки, остальные загрузились в микроавтобус и под предводительством Османа, хоть как-то сносно говорившего по-английски, поехали в горы. На полпути к Айдеру Осман привёл нас в неплохое и довольно дешёвое кафе. Обед на десятерых из салата, мухламы (с салатом), рыбы/мяса и чая обошёлся в 200 лир (+20 чаевых).

Айдер (Iydere) представляет из себя небольшой высокогорный городок со множеством сувенирных лавочек вдоль главной улицы, уходящей под приличным углом вверх. Последовав примеру множества туристов, нас завезли наверх в конец города, откуда мы пошли пешком вниз до термальных источников. Посещение стоило 8 лир в общем зале и 25 "на двоих". Ходить без нижнего белья не принято, при входе выдают полотенце. Вода в бассейне по разным термометрам была +42 - +46 градусов, входить получается очень не сразу. Заведение работает до 18:00, к этому времени все собрались при выходе в холле. Поехали назад в пансионат, по дороге завернули в Чамлихемшин за пахлавой (10 лир за кг). Вечером продолжили сбор рюкзаков, рассчитались за проживание. Попробовали выпросить скидку за домик без туалета, душа и горячей воды, не получилось. Зато завтрак перед отъездом пообещали бесплатный.

8.05 Трабзон-Стамбул

Встав в 7 утра доупаковали последние высохшие вещи и в 9:20 выехали в Трабзон. Проезжая через впадающие в море реки стало понятно - на всём северном побережье паводок, это же было хорошо видно с самолёта, летевшего на запад над берегом. В аэропорту насчитали 50 кг перевеса, но услышав что это sport equipment и нашу трагическую историю про отмену рейса, вопрос про деньги больше не поднимали. Сергею удалось договориться о возврате денег за непоехавшего товарища. Пообещали через день на карту вернуть все деньги за перелёт Москва-Анкара-Трабзон и аэропортовые сборы за перелёты обратно через Стамбул (37 + 29 лир).

В аэропорту Стамбула (Сабиха Гёкчен) группа разделилась: братья Монни поехали в Каппадокию, а остальные (группа “Стамбул”) через службу Shuttle Service заказали микроавтобус до отеля Side (Сиде) по 13 евро с человека.

Группа “Стамбул”

Вечером первым делом зашли поесть. Пройдя 100м русская девушка заманила нас в кафе на 3-й этаж. Прождав час заказанные блюда оказалось, что часть перепутана, а часть даже не начиналась готовиться. После кафе люди небольшими группками направились гулять по городу.

Сергей, Катя, Аня, Саша и Андрей Дёмкин прошлись по набережной вдоль забора дворца султана, вышли к порту. Хотели сесть на последний кораблик с обзорной вечерней экскурсией, но до 20:55 не успели. Вернулись на такси за 8 лир к отелю.

Братья Монни (Группа “Каппадокия”)

Итак, Алексей с Витей поехали в Каппадокию. До площади Таксим автобус стоил 15 лир на человека, от Таксима до автовокзала 1,75 лиры. Пробок глобальных не было, но движение очень плотное в общей сложности ехали часа два. Билеты до Кападокии были куплены заранее по 50 лир с человека. Автовокзал в Турции это тот ещё базар, пока искали свою автокомпанию зазывалы от конкурентов пару раз пытались нас заманить в свои сети. Кстати, рюкзаки нам разрешили оставить прямо в офисе автокомпании на 2-е суток совершенно бесплатно. В 20:00 выехали.

9.05

Группа “Стамбул”

Встретились за включённым в стоимость отеля завтраком на 3-м этаже. После все направились в Цистерну Базилика. Билет - 10 лир, аудиогид - 5 лир. Дальше подгруппа Аня, Саша, Наташа Кузькина, Сергей и Катя пошли осматривать дворец Топкапы. Входной билет 20 лир за дворец и 15 за гарем, аудиогид - по 10 лир за каждый. Затем вернулись в отель и Сергей, Наташа Кузькина и Катя поехали на Галатскую башню на такси за 40 лир. С неё открывается превосходный панорамный вид на город, Пролив Босфор и залив Золотой рог. Подъём на лифтах, затем 2 этажа по винтовой лестнице. Смотровая площадка шириной в 2 человека, её перила служат отличной подставкой для фото-видео аппаратуры.

Затем мы поехали на пароме в Узкудар за 1,5 лиры, и сразу обратно в Эминёню за 1,75 лиры, потом такси до отеля за 8 лир.

В понедельник не работал собор Святой Софии, его оставили на утро. В отеле заказали private minibus на 8 человек за 60 евро на 10:15 утра.

Братья Монни (Группа “Каппадокия”)

В 08:30 прибыли в центр Каппадокии в деревушку Goreme. Перекусили (Вегетарианец весьма двусмысленно заглядывал в мою местную тарелку и интересовался насколько вкусно, сам же кушал салат с ЛЕПЁШКАМИ). Потом без проблем взяли в прокат 2 вела (40 лир на 8 часов), также можно было взять мотоцикл/скутер, на нём можно доехать до самой высокой горы в Турции (3917м, около 70км от Гореме), но мы решили посвятить наш единственный день местным достопримечательностям (см. фотоотчёт). Солнце пекло не по-детски, Алексей даже умудрился обгореть за это день. В 17:30 вернули велы, перекусили (Вегетарианец заказал салат и СЛАДКИЙ ДЕСЕРТ), купили билеты обратно (в нашей автокомпании мест уже не было, взяли в другой. В 20:00 выехали в Стамбул.

10.05

Группа “Стамбул”

В 9:00 были у ворот собора Святой Софии. Билет стоил 20 лир (только в лирах), аудиогид 10 лир. В отличие от дворца Топкапы здесь давали наушники соединённые дужкой, что очень неудобно для двоих. На устройстве мы обнаружили 2 гнезда под стандартные разъёмы 2,5", так что если есть свои - можно воспользоваться.

В 10:40 выехали из отеля.

В аэропорту приняли почти все наши рюкзаки, но в какой-то момент сказали, что на этом бесплатный багаж закончился. Сергей начал переговоры. Сначала рассказал про историю с отменой рейса, это не подействовало, потом начал объяснять что почти весь наш багаж - это sport equipment. Регистраторша пошла к супервизору на другую стойку, та позвала какую-то женщину с гламурным розовым айфоном, которая долго выясняла что-то про rafting и sport equipment, потом сообщила что у них он free, т.е. бесплатно. Как хорошо, что к тому времени мы уже сдали все рюкзаки кроме одного, в котором при проверке прямо сверху лежал свёрнутый баллон катамарана. Оставшиеся рамы не оставляли сомнений, что это спортинвентарь.

13:22 вылетели. По пути переписали всё видео с камеры Сергея.

По прилёту Сергей, Катя и Наташа Кузькина в 18:00 заказали такси в XXL-Taxi (т.995-82-94) - минивэн из Шереметьево в Матвеевское за 1850р. В 18:50 выехали домой на комфортабельной машине. У фирмы оказался один нюанс - каждая вещь в салоне (за исключением пары рюкзаков за креслами сзади) стоила 90р. Это нюанс не у фирмы, а у конкретного водителя. У нас никаких денег за вещи в салоне не брали.

Братья Монни

В 09:30 утра 10.05 были в Стамбуле. В 16:10 выехали в отель.

В 09:30 забрали рюкзаки, проехались до Аксарая на автобусе за 1,75 лир с человека и пересели на трамвай еще за 1,75 лир (3 остановки) и мы в нашем Хостеле. (700 метров от дворца Топканы) Заранее не бронировали, хостел оказался полупустой, поселили нас в 6-ти местный номер 13 евро с человека (мы были одни) но что-то там с душем случилось и нас переселили в номер с двуспальной кроватью, где мы двое суток и жили, опять таки в полном одиночестве. В первый день осмотрели Айя Софию, Голубую мечеть (вход бесплатный), перекусили (Вегетарианец стал во всю наворачивать Borekи (слоёное тесто с сырами разного вида) и кучу всяких сладостей от пахлавы до пирожков) потом Галатскую Башню. Также зашли на базар, путём умопомрачительных торгов я стал обладателем турки, подноса и 2-ух чашек для кофе за 110 лир (начинали со 165), а также почти стал обладателем кожаного портфеля 350 у.е. цена упала до 180, а потом жаба шепнула мне на ухо, что нафиг он мне нужен и я ретировался.

Аня и Саша

Стамбул – город кошек и коричневых крыш.

Как описать этот город, где в узенький проулок между домами, в котором балконы смыкаются над головой, влезают аж два туристических автобуса и при этом ухитряются разминуться? Где над площадями по вечерам стоит плотный смог от уличных торговцев едой. Где с моста через Золотой Рог местные жители ловят рыбу, а потом жарят её на кострах там же, на берегу. А когда под этим самым мостом проходят катера, они громко гудят, чтобы рыбаки успели убрать свои снасти.

По улицам свободно разгуливают кошки. Поодиночке и парами, они с интересом наблюдают за людской суетой, развалившись на бесценных коврах, или занимаются какими-то своими кошачьими делами. Их можно встретить везде. Скорее даже трудно найти место, где их нет. Вот разве что вокруг Галатской башни несут службу воинственные псы с внушительной сеткой шрамов по всей шкуре, и кошаки туда не суются.

По местному Арбату от площади Таксим вдоль улицы Истикляль ходит исторический трамвай. Он сохранился еще со времён Восточного экспресса. Жители Стамбула с удовольствием хранят память о тех временах, когда этот город был форпостом европейской цивилизации. На старом вокзале стоит паровоз того самого Восточного экспресса, а в гостинице Пера-палас до сих пор остался нетронутым номер, в котором жила Агата Кристи.

Вокруг европейской части города местами ещё сохранились старые городские стены. Частично разрушенные Мехмедом-завоевателем, а ещё больше временем, они служат напоминанием о том, что на границе между Европой и Азией никак нельзя выжить без двойных стен, огромного рва и серьёзных бастионов. Впрочем, как показало время, наличие всех этих фортификаций тоже не всегда спасает.

Собор святой Софии (по внешнему виду, кстати, немного напоминает Храм господня в Иерусалиме). Сколько бы мусульмане не пытались переделать его под мечеть, старая форма проглядывает из-под внешней мишуры. Там, под дисками с арабской вязью, под керамической плиткой, под высказываниями из Корана, под сенью минаретов, стоит всё тот же храм. Суровый, почти аскетичный, и очень-очень старый.

Ночь, Босфор. Мы медленно идём на катере по проливу, и неожиданно тёплый ветер гладит кожу. Вдалеке виден ярко освещенный остров – это Девичья Башня (остров Леандра). Как и все подобные сооружения, она успела побывать храмом, маяком, таможней, оборонительным сооружением и тюрьмой. С ней связаны две красивые легенды. По одной из них, юноша по имени Леандр, живший в находившемся на азиатской стороне городе Абидосе, каждую ночь приплывал на тайные свидания к своей возлюбленной - жрице Афродиты (Венеры) Геро, ради него нарушившей обет безбрачия. Путь его был опасен и не близок: ему приходилось переплывать не много ни мало, а пролив Дарданеллы (причем, дважды за ночь: туда и обратно). Но опасности не могли остановить влюбленного, и каждую ночь снова и снова он плыл туда, где горел далекий огонь факела, который зажигала Геро. Туда, где ждала его любимая. Однажды огонь погас, и, не смогший найти в темноте правильную дорогу к островку, Леандр утонул. Утром волны вынесли его тело к ногам так и не дождавшейся его девушки. В отчаянии, потеряв самого дорогого ей человека, ради любви которого она не испугалась даже гнева Афины, девушка поднялась на башню и бросилась в море.

Турецкая легенда гласит: старая цыганка предсказала султану Мехмеду, что его любимая дочь Мегар Шегир умрет от укуса змеи. Обеспокоенный отец приказал изолировать дочь от змей и поселил ее на крошечном острове, вокруг которого была вода. Так как Мегар Шегир была красавицей, многие молодые люди (в том числе и иноземные) были наслышаны о ее красоте и были бы не прочь на ней жениться. Один персидский принц приехал в Стамбул, устроился на берегу недалеко от башни. Через слуг принцессы ему удалось послать ей пышный букет цветов, который должен был открыть его любовь. Обрадованная принцесса прижала цветы к груди, но змея, случайно попавшая в букет, укусила ее. Мегар Шегир уже умирала, когда принц узнал об этом, быстро переправился на островок, высосал яд из раны и в благодарность за самоотверженность не был наказан за опрометчивый поступок, чуть было не стоивший принцессе жизни, а получил право на ней жениться, которым тут же и воспользовался. И жили они долго и счастливо, несмотря на злобные предсказания.

Пускай и мы, не смотря на предсказания, будем жить долго и счастливо, и, возможно, вернёмся в Стамбул. Ведь здесь есть ещё много интересного.

11.05

Братья Монни

11.05 осмотрели оба дворца (Топканы и Долмабахче 20 лир в горем Долмабахче решили не ходить, стоит 10лир ) Вегетарианец перешел на Borekи с мясом, стал хищно поглядывать на мои местные порции=), количество сладких плюшек удвоилось :)

Аня и Саша

Завтракали в отеле на террасе с видом на Голубую Мечеть. Этим утром, в отличие от предыдущих, включили солнце и выключили ветер, поэтому там было достаточно приятно.

Прямо из отеля накануне заказали шатл-сервис в аэропорт (10 лир с человека) - это что-то типа маршрутки, собирающей желающих с разных отелей. Ходит примерно каждые три часа по расписанию плюс/минус 15 минут на пробки. По расписанию должен был приехать в 10:40 и доехать до аэропорта за 45 минут. Реально приехал минут на 5 попозже, а доехал даже чуть раньше.

Зарегистрировались, долетели и добрались до дома (аэроэкспресс + метро) без приключений. Спасибо героическим товарищам, избавившим нас от части груза, перевеса у нас не было несмотря на закупленные толпе родственников и знакомых местные сладости. В самолёте сидели на 6 ряду у окна, так как указали желаемые места ещё на стадии покупки билетов (есть малоприметная кнопочка во время заказа через официальный сайт).

12.05

Братья Монни

12.05 в 07:00 покинули хостел, в 08:00 были в аэропорту, Киевские авиалинии на вес рюкзаков вообще не смотрели, просто кидали их на ленту и прилепляли бирки. В самолете Вегетарианец собрался с силами и вновь встал на путь истинный, так что я стал обладателем 2-ух обедов=) в 17:00 приземлились в родном дождливом Питере.

Заключение

  • В авиакомпании нужно проверять каждый месяц (и за неделю до вылета) нет ли изменений в купленных билетах.
  • Очень полезно купить местную SIM-карту. Проверено, что сотовая сеть (TURKCELL) есть везде от устья до (как минимум) середины Верхнего каньона. 3G на реке нет.
  • Препятствия участка от пор.Хаос до моря по паводку повышаются до 5-6 к.с. включительно.
  • Спасработы не должны увеличивать количество спасаемых. Чалка в неудобном месте может привести к тяжёлым последствиям даже опытный экипаж. Причаливание катамарана крайне желательно осуществлять за верёвку, прикреплённую к середине передней поперечины.
  • Комнаты в пансионате Фиртина по удобствам не равнозначные: три комнаты в главном доме и жёлтый дом на 7 человек (3 комнаты) - оборудованы общими (на дом) туалетом и душем с горячей водой, в нижнем двухэтажном домике и домике у ручья этого нет, предполагается пользоваться отдельностоящим туалетом с душем.
  • Предсказания Артёма Драгунова не оправдались. Ничего не землетряслось и не взрывалось. :)

Приложение 1: бюджет

Если не указано обратное, траты указаны суммарные на группу из 12 человек.

На момент похода примерные курсы валют: 1 TRY = 18 руб, 1$ = 28 руб, 1 EUR = 40 руб.

  • Авиабилеты на 1 человека: 15293.35 руб (столько списалось с рублёвой карты).
  • Перевес: 0 (sports equipment - бесплатно).
  • Страховка на 1 человека: от 820 до 1078 руб в зависимости от сроков.

    Страховку брали в РОСНО. Если авиабилеты покупаются в Turkish Airlines, возможно, имеет смысл страховаться от невылета :)

  • Проживание в пансионате Фиртина на 1 человека: 20$/день в комнате или 10$/день в своей палатке.
  • Наполнение аптечки + батарейки для раций: 1200 руб.
  • Местные сим-карты для связи: 170 TRY.
  • Газ: 10 TRY.
  • Еда:
    • колбаса из России: 2340 руб.;
    • продукты на месте: 460 TRY;
    • один ужин в пансионате: 140 TRY (12 TRY с человека минус скидка);
    • кафе в Чамлихемшине с чаевыми (3 раза): 730 TRY;
    • питание в Стамбуле: индивидуально.
  • Посещение бассейна с термальными водами: 8 TRY с человека.
  • Машина Трабзон-Фиртина-Трабзон: 675 TRY ($225 * в 2 конца * курс 1,5).
  • Местные перевозки суммарно: 630 TRY. Примерные расценки Османа от пансионата Фиртина:
    • низ Верхнего каньона: 40 лир
    • пор.Хаос: 50 лир
    • Ардешен: 75 лир
  • Микроавтобус в Стамбуле аэропорт-гостиница: 130 EUR на 10 человек.
  • Микроавтобус в Стамбуле гостиница-аэропорт: 60 EUR на 10 человек.
  • Проживание в Стамбуле: 50 / 70 EUR за двухместный номер в сутки в пансионе / отеле Side.
  • Экскурсионная программа в Стамбуле: индивидуально.

Скидывались в общую кассу по 200$. Этого хватило на всё до приезда в гостиницу в Стамбуле (кроме оплаты проживания в пансионате, которое у разных людей стоило по-разному) + компенсацию всех более ранних общих затрат (типа закупки колбасы в Москве). И даже символически осталось.