Сроки проведения: 30 апреля - 10 мая 2010

Автор: Кочетков Сергей
Версия: 1.0 от 17.11.2010

Федерация спортивного туризма
Объединение туристов Москвы

Отчёт о водном (катамараны) походе 4 (с элементами 6) категории сложности,
совершенном с 30 апреля по 10 мая 2010 г., в республике Дагестан по маршруту:
р.Аварское Койсу - р.Андийское Койсу
Руководитель группы: Кочетков Сергей Анатольевич
тел.: +7-916-118-24-12
email: serg.kochetkov@gmail.com

Москва 2010г.

Паспорт маршрута

Вид маршрута: водный.
Категория сложности: 4 с элементами 6
Средства сплава: 2-х и 4-х местные катамараны (см. ниже)
Нитка маршрута: г.Махачкала - верховье р.Аварское Койсу - р.Аварское Койсу (пор.Карадахский прорыв) - р.Андийское Койсу (пор.Сосиметрарский) - р.Андийское Койсу (10 км. ниже пор.Гигатли) - горнолыжная база Матлас - г.Махачкала
Протяжённость маршрута: ~74км.
Количество участников: 10 человек.
Время путешествия: 30 апреля – 10 мая 2010г.
Продолжительность: общая - 11 дней, активной части - 7 дней.
Уровень воды: средний.

Список участников

Ф.И.О. г.р. Туристский опыт Обязанности в группе
1 Кочетков Сергей Анатольевич 1978 Китой 5Р, Кёкёмерен – Нарын 6У, М.Нарын – Чонг-Кемин 5У, Улуг-О 4Р, Она 4Р, Кок-Хем – Бий-Хем 5У Руководитель, капитан К2-1
2 Мижегурская Екатерина Александровна 1987 Китой 5У, М.Нарын – Чонг-Кемин 5У, Улуг-О 4У, Она 4У, Б.Лаба – Белая 3(6)У Лоцман, К2-1
3 Коротя Василий Николаевич 1966 Аварское Койсу - Андийское Койсу 5Р, Кубань - Б.Лаба - Белая 5Р Зам.руководителя, реммастер, капитан К2-2
4 Коротя Алексей Николаевич 1974 Аварское Койсу - Андийское Койсу 5У, Кубань - Б.Лаба - Белая 5У видеооператор, К2-2
5 Каменецкий Антон Анатольевич 1972 Шавла – Аргут – Катунь 5У, Жомболок 5У, Китой - Онот 5У, Урсул – Катунь 4У, Кёкёмерен - Чаткал 5У К2-3
6 Бирюков Андрей Сергеевич 1979 Чулышман-Чуя-Катунь 6Р, Чуя (Мажойский каскад) 6У, Шавла – Аргут – Катунь 5У Видеооператор, капитан К2-3
7 Зубарев Евгений Аркадьевич 1954 Аварское Койсу - Андийское Койсу 5У, Кёкёмерен - Нарын 5(6)У, Ципа 4У, Черемош 3Р, Прут – Черемош 3У Фотооператор, капитан К4-1
8 Мовчиков Александр Геннадьевич 1978 Китой 5У, Даламан 4У, Охта 3У, Тиса, Прут - Черемош 3У Хронометрист, К4-1
9 Петрусинская Наталья Геннадьевна 1972 Кёкёмерен - Нарын 5(6)У, Ципа 4У, Черемош 3У, Прут – Черемош 3У Завхоз, К4-1
10 Феоктистов Константин Михайлович 1975 Китой 5У, Катунь 4У, Бухтарма 3Р, Прут-Черемош 3Р, Лоймолойоки 4У, Кутсайоки 3У Капитан К4-1

Состав судов

  • К2-1: объём 1400л, производитель «Красное солнышко», модель «Верблюд-2»
  • К2-2: объём 1100л, производитель «Нэрис», модель «К-2 Спорт»
  • К2-3: объём 1100л, производитель «Рафтмастер», модель «ГоШа-2»
  • К4: объём 2000л, производитель неизвестен.

Варианты подъезда и отъезда

На маршрут наша группа отправлялась из трёх городов: семеро из Москвы, двое из Полтавы и один из Харькова. Махачкала связана с Москвой железнодорожным, автомобильным и воздушным сообщением. Все москвичи летели самолётом (поезд идёт около 40 часов).

Украинцам чтобы попасть 30 апреля в Махачкалу пришлось создать замысловатую комбинацию. Прямой поезд Киев – Баку отправляется раз в неделю и возможность быть в нужное время в нужном месте исключалась. Вариант с пересадкой в Минеральных водах также не давал нужного результата. Приняли решение ехать через Ростов. 28 апреля в Киеве сели в поезд Киев – Ростов и 29 апреля были в Ростове, но чтобы продолжить путь, надо было переехать на другой вокзал. Вечером возле неосновного вокзала движение было совсем вялое. Наличие рюкзаков и катамарана с рамой исключали возможность воспользоваться легковым транспортом. Метров через 400 оказалась конечная остановка нужного нам маршрутного такси, на котором и добрались с комфортом. Пассажиров вечером было немного. Через 4 часа сели в поезд Ростов – Махачкала и 30 апреля в 17-30 московского времени были на месте.

Самолёты в Махачкалу летают из Аэропорта «Внуково». Единственная авиакомпания, осуществляющая рейсы в Дагестан - «Дагестанские авиалинии». Авиакомпания не разрешает увеличение нормы провоза багажа и строго относится к перевесу, груз лучше отправлять транспортной компанией или РЖД.

В Дагестане развитая сеть автодорог, везде можно проехать на Газели. На сплаве рекомендуется иметь машину сопровождения не только для перевозки вещей, но и для урегулирования вопросов с органами правопорядка и местным населением.

Мы пользовались услугами водителя Шарифа, которого можем всем порекомендовать. Водитель родом из села на Аварском Койсу, живёт в Буйнакске, ранее работал директором школы в Эчеде, затем в милиции, так что паспорта на маршруте мы ни разу не доставали, а все вопросы с местными органами правопорядка решались быстро и незаметно для нас.

Следует отметить, что население в Дагестане очень дружелюбно относится к туристам. Этот район в последнее время не очень посещаем водниками, поэтому местные жители активно с нами фотографировались, знакомые нашего водителя угощали шашлыком из парной баранины. Хотя сотрудники дагестанских правоохранительных органов предупреждали нас, что в районе Андийского Койсу не так давно были задержаны какие-то боевики.

Краткое описание рек

Аварское Койсу

Верхняя часть реки от стрелки Джурмута и Хзанора до п.Голотль протекает в ущелье шириной 20-30м, местами переходящем в каньон. Ниже долина расширяется, и ширина её по дну составляет от 70 до 400 метров. Автодорога идет недалеко от воды по левому берегу. В верхней части Аварского Койсу правый склон порос лесом, левый – кустарником. Ниже склоны зачастую травянисты или вообще оголены. Русло реки порожисто. Препятствия разнообразны, мощные бочки, большие валы. По сложности выделяются пор.Советский и Карадахский прорыв (6В к.с.). Кроме того, несомненно мощные и сложные пороги: Албанский каскад и Магомед Расул. В большую воду сложность порогов увеличивается. Между порогами – плёсовые участки, местами – мощные протяженные шиверы. Между пор.Советский и Карадахским прорывом - длинный плёсовый участок. Сплавляться ниже устья р.Каракойсу не имеет смысла – на реке построены каскады ГЭС.

Андийское Койсу

Это река, которую неоднократно проходили ещё в советские времена. Её ходили от самых истоков, начиная сплав по территории Грузии. Сейчас, по понятным причинам, такое невозможно, но реально начать сплав неподалеку от грузино-российской границы. От устья Митлюды вверх по Андийскому Койсу идет тропа. Можно договориться с пограничниками о заброске наверх лошадьми. Верховья Андийского Койсу, судя по старым отчётам – сложные участки, узкие щели, глубокие каньоны. (Отчет в библиотеке МГЦКТ №4123). Такой характер река, судя по описаниям, сохраняет до устья Митлюды. Участок от него до устья р.Гакко сильно изменился по сравнению с описанием в прежних отчётах. Здесь построили дорогу, навалили камней в русло, появились новые сложные пороги. Судя по количеству острых камней на этом участке, после новых взрывных работ идти его не стоит в ближайшие несколько лет, как минимум.

Участок ниже устья р. Гакко вполне соответствует старым описаниям. Река течёт местами в узкой долине, местами в ущельях. Несколько выше с.Ботлих река, вступая в зону известняков, пересекает ряд скалистых хребтов, образуя то ущелья и теснины, то котлообразные расширения до 400-600 метров. Ниже с.Чикарта река течёт в каньоне шириной 10-15 метров.

График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
30.04 1 г.Москва - г.Махачкала 1600 самолёт
01.05 2 г.Махачкала - 5,5 км. выше пос.Кособ 273 автомобиль
02.05 3 там же - перед пор.Магомед Расул 18 сплав
03.05 4 там же - за 2 км. до пор.Советский 19 сплав
04.05 5 там же - за 1 км. до пор.Карадахский прорыв 4 / 30 сплав / автомобиль
05.05 6 там же - водопад в устье р.Гахвари (перед пор.Тисский) 3 / 180 сплав / автомобиль
06.05 7 там же - 2 км. ниже пор.Орлиное гнездо 4 автомобиль, сплав
07.05 8 там же - 10 км. ниже пор.Гигатли 26 сплав
08.05 9 там же - строящаяся горнолыжная база Матлас 18 сплав
09.05 10 там же - база МЧС в 10 км. от г.Махачкала 198 автомобиль
10.05 11 там же - г.Махачкала - г.Москва 42 / 1600 автомобиль / самолёт
Итого активными способами передвижения: 74

Техническое описание маршрута и дневник

30 апреля

В 14:20 с задержкой в 20 минут мы вылетели из аэропорта Внуково рейсом N2 372. В Махачкалу можно улететь только Дагестанскими авиалиниями. Авиакомпания известна своим нетерпимым отношением к перевесу, нас заставили взвесить ручную кладь и вёсла. В результате у Сергея образовалось 14кг перевеса. Килограмм перевеса стоил в Дагестанских авиалиниях 90р.

В 16:30 мы прилетели в аэропорт Махачкалы, где нас встретил водитель Шариф. Мы забрали с ж/д вокзала наших украинских товарищей, закупили продукты на местном рынке. Около 19 часов к нам присоединились Антон с Андреем, летевшие из Москвы на 2,5 часа позже (вылет 16:25). Ближе к вечеру мы заехали к напарнику Шарифа Долгату, который забрал наши катамараны, которые мы отправляли из Москвы транспортной компанией «Русстранспорт».

В 21:50 мы выдвинулись из Махачкалы в горы. По пути заехали в Буйнакск и забрали родственника Шарифа Магомеда, который также сопровождал нас первую половину поездки.

Ночью на блокпосту Буйнакска на вопрос «Куда едете?» водитель ответил «Да подальше от вас...» - нам попались его бывшие сослуживцы.

1 мая

На место стапеля в 4км выше пос.Кособ мы приехали в 6:40 утра. Изначально мы планировали стартовать от пор.Мага-Магари, однако там не было места для стоянки с хорошим подъездом для нашей газели. К тому же хотелось немного раскататься перед началом порогов.

После бессонной ночи в машине мы, приехав на место стапеля, первым делом поставили палатки и легли спать. Где-то в 12-13 начали собирать катамараны. Стапель двоек был завершен к 16:30, четвёрка к этому времени еще не была готова, и мы решили в этот день не сплавляться.

Сергей на «Красном солнышке» попробовал траверс в одиночку на противоположный берег. Он успешно протраверсил реку, однако на обратном траверсе решил не пересаживаться на противоположный баллон и, начав траверс кормой вперёд, кильнулся. Со второго раза поставил катамаран и зачалил его на противоположный берег. Пронеся катамаран немного выше по течению Сергей решил больше не рисковать, пересел на другой баллон и успешно выполнил траверс носом вперёд. Следует отметить, что это был единственный киль в нашем походе.

Несколько раз у газели, стоявшей на берегу выше лагеря мы замечали гостей, общавшихся с нашими сопровождающими (как потом узнали это были то милиция, то ФСБ, то местные).

Вторую половину дня шёл мелкий дождь, температура +15°С.

В 20:30 ужин, 22:30 - отбой.

Температура в палатке в 20:00 +7,9°С, ночью минимальная +10°С.

2 мая

Подъем дежурных в 7 утра, температура воздуха около +10°С, по ущелью дул сильный холодный ветер.

Завтрак в 8:20, на воду вышли в 11:20. Пасмурно, временами моросило. 11:45 прошли сходу почти ничем не выделявшийся пор.Арочный. Через 8 км от стоянки первый существенный порог - Мага-Магари.

Порог Мага-Магари (4 к.с.).
Чалка на галечную отмель левого берега сразу за скалой, вход в порог по низкой воде обозначен надводными камнями в русле реки. Длина порога около 200 м., основная линия движения по низкой воде – вдоль ПБ, затем в центр или вдоль ЛБ. Просмотр желателен. Страховали 2 с/к в конце порога. По высокой воде порог проще, меньше маневра, валы и бочки мягкие. Порог пройден успешно всеми экипажами. Время обработки порога 30 минут.

Далее до Албанского каскада (5,5 км) везде шли без просмотра. Характер реки – частые шиверы, одиночные камни в русле, в высокую воду валы. Фон 3 к.с.

Албанский каскад порогов (5 к.с.) около 1200 м длинной. Чалка на ЛБ. Порог - шивера с несколькими выраженными ступенями, сначала основная линия движения вдоль ЛБ, затем по центру. Линию движения выбирали с воды или в ходе просмотра, в пороге есть улова для чалок как в низкую, так и в высокую воду. Первые 2/3 порога хорошо смотреть с дороги. Страховку не ставили, т.к. явно опасных мест не обнаружено. Порог пройден успешно всеми экипажами. По высокой воде порог проще, меньше манёвра, валы и бочки мягкие. Время обработки порога 1,5 часа.

На машине нашли стоянку в 2 км ниже порога, за 300 м до начала пор. Магомед Расул. Встали в 14:40. Стоянка на высокой полке ЛБ на участке местного жителя (он разрешил заехать газели за ворота участка). Вечером часть группы сходила посмотреть предстоящий порог. С дороги видно основную часть - первую ступень, но с довольно большого расстояния, мощь бочек ощущалась плохо. Антон с водителями съездили за водой и в магазин. Сергей, Костя, Саша и Андрей на К4 сплавали к противоположному берегу за дровами.

Мобильной связи в течение дня не было, если очень нужно позвонить, то придётся залезть метров 50 по высоте на гору левого берега, в излучине реки и дороги. Подъем начинается примерно в 100 метрах от ворот участка вниз по дороге. ЧХВ этого дня - 2,5 часа. По реке прошли 18 км. Средняя скорость по низкой воде 8 км/ч, по высокой 12-13 км/ч.

3 мая

Завтрак в 8:20. В 10:30 приступили к обработке порога «Магомед Расул» (5С).

Порог состоит из двух ступеней, первая самая сложная. Начинается на левом повороте. Ориентир – развалины на левом берегу, сад. Справа впадает ручей. В первой ступени мощное бочки, которые не обходятся. Просматривать порог удобнее с правого берега. Первым порог успешно прошёл К2-2, затем на прохождение пошел К2-1. В одной из бочек Катю вымыло из упоров и она выпала внутрь рамы между баллонами, остальные бочки катамаран благополучно прошёл лагом. Катя выбралась на катамаран и экипаж зачалился в нескольких метрах ниже К2-2 на ЛБ.

Остальные катамараны успешно прошли порог. Обработка первой ступени была завершена в 11:40.

Вторая ступень существенно проще, можно идти без просмотра. В 12:15 завершили прохождение порога.

После порога «Магомед Расул» идёт участок мощных шивер, характеризующийся большой скоростью течения, обливными и надводными камнями, сливами, бочками, прижимами. На этом участке выделяются пороги 4-5 КС «Гостеприимный» (после поворота реки на 180 град.), «Рутлухский» (за впадением слева реки Рутлух). Два порога «Бычки». Порог «Старый мост» и «Красный мост». После моста к реке подходит дорога. Некоторые из этих порогов выделить весьма сложно на фоне достаточно мощных шивер.

Мы решили остановиться у моста на перекус, т.к было холодно, шёл мелкий дождь и дул очень сильный встречный ветер, порой существенно сносивший катамараны в сторону. Погревшись в машине и выпив чаю, мы поплыли дальше. Характер реки после моста меняется. Долина расширяется, появляются отмели и протоки, препятствий нет. В 15:05 мы подошли к большой поляне по левому берегу. Вася и Лёша, которые уже были на этой реке, сказали нам, что это последняя стоянка перед Советским. Было решено встать на ночёвку. Поставив лагерь, мы пошли на просмотр порога по дороге высокого левого берега. При просмотре в лагере обязательно оставался человек, стоянка расположена недалеко от дороги, как и все наши стоянки на этой реке.

Отбой в 22:00.

4 мая

Подъем в 8:00. Поскольку Катя плохо себя чувствовала и решила в этот день не сплавляться, Саша Мовчиков пересел к Сергею Кочеткову, а К4 прошёл участок до пор.Советский втроём.

Пор.«Советский» (6 КС) - самый мощный порог на реке. На левом берегу - начало посёлка Хебда (старое название - Советское). Порог начинается на левом повороте. На левом берегу вверху проходит дорога, берег обрывистый, к реке по нему спуститься невозможно. На правом берегу – терраса, по которой можно пройти, поставить береговую страховку, обнести катамаран на страховку внизу порога.

В пороге несколько ключевых мест. Порог начинается огромными скальными обломками под обоими берегами, на левый - навал струи, крутой поворот. На входе мощные бочки за обливными камнями. На выходе после прижима к скальному обломку струя идет через бочку и гряду камней, образуются сливы, бочки, сбойки струй. Далее струя идет вдоль скалы левого берега, местами навал на скалу, в конце – прижим с нишей. Большие бочки. Вдоль правого берега струя идет между большими камнями и уходит в узкий высокий (метра 1,5) косой слив. По основной струе на выходе «водяной петух», закрученная сбойка струй.

Порог был успешно пройден всеми экипажами. Неходившую Катю заменил Алексей, дважды пройдя препятствие, а после порога - Саша. Прохождение порога было закончено в 13:20. Группа собралась на площадке в пос.Хебда, через 2 километра после окончания порога. В целях экономии времени мы решили разобрать наши катамараны и переехать к Карадахскому прорыву, по реке на этом участке интересных препятствий нет. Полуантистапель закончили в 14:30. Через час мы подъехали к Карадаху и сразу пошли на просмотр каньона с дороги по ЛБ. Просмотр сверху занял 45 минут. Следует заметить, что сверху хорошо виден только заход и 4-я ступень каньона. Наиболее сложные 2-я и 3-я ступени не видны с высокого левого берега. При прохождении Карадахского прорыва необходим полный просмотр с уровня воды по ПБ. После некоторых колебаний было решено отложить прохождение на завтра. Следующий день показал, что это было абсолютно правильное решение.

Встали на полке правого берега перед пос.Карадах. Играли в волейбол, сушили вещи, поскольку наконец установилась тёплая и солнечная погода. Вечером приходили местные мальчишки и кинули с высоты дороги в нас пару камней. Единственный раз за поход мы столкнулись с недоброжелательным отношением местного населения.

5 мая

Подъём в 8:50. Выход на воду в 10:30. Через 5 минут подошли к Карадахскому прорыву. Порог начинается несложной шиверой. Мы зачалились перед правым поворотом с небольшим притоком и пошли на просмотр.

1-я ступень (300 м.) расположена на правом повороте, начинается обилием обливных камней с мощной бочкой, практически через всю реку. Под правым берегом есть проход-канализация по камням. Сразу за поворотом в Койсу впадает правый приток. Далее под правым берегом обилие надводных и подводных камней, по центру мощные валы и бочки. Очень глубокая бочка по центру через 200 метров от начала 1 ступени.

Мы решили проходить прорыв с промежуточными чалками. Для чалки выбрали улово за большим камнем через 200 метров от начала 1 ступени.

Все К2 проходили порог ближе к правому берегу. К2-1 и К2-2 обнесли основной слив на повороте. К2-3 прошёл это место по канализации под правым берегом. К4 выбрал траекторию по центру через основные бочки. Во второй основной бочке катамаран задержало, немного развернуло и Женя Зубарев выпал из упоров во вне. Он самостоятельно выбрался на правый берег в большом улове перед 2-й ступенью.

2-я ступень (50 м.) расположена на крутом правом повороте. Правая часть струи уходит влево и упирается в большой скальный обломок, размером с одноэтажный дом. Левая часть наглухо забита большими камнями, прохода нет. Правый слив делится на две части большими надводными камнями. Основная часть струи забита камнями и тоже упирается в «дом». Правая часть струи маловодна с высоким падением (2 -2,5 м.) и забита камнями.

Все экипажи приняли решение обнести эту ступень.

Через 50 метров быстротока начинается 3-я ступень прорыва. В начале ступени мощная бочка, через 20 метров прижим к отрицательной скале левого берега. В конце ступени косые валы. Практически сразу начало 4 ступени. Чалка к правому берегу.

Вначале было принято решение об обносе и этой ступени. К2-2 и К2-3 обнесли порог. Сергей решил попробовать пройти ступень с Сашей Мовчиковым, что и было успешно выполнено. Следом за ними в штатном экипаже прошёл К4.

4-я ступень (800м.) Расположена на прямом участке в скальном коридоре. Начинается сливом с хаотическими косыми валами до 2м. Мощная струя валит на обливной камень, который образует «петух», а за ним - мощную бочку. Проход под левым берегом, затем - косой слив, затем метров через 40 еще слив с валами. За автомобильным мостом прижим к левому берегу. Под расположенным следом старым арочным мостом упал скальный обломок, который застрял между берегами, не доходя до дна, почти вся вода уходит под него. Только с левой стороны над этим обломком проход 2- 2,5 метра шириной. Под берегами вертикальная турбулентность. Слева и справа скалы с нишами. Ещё один слив - и через 80 м река выходит из скального коридора.

Проходили ступень походным порядком, стартовав сразу за 3 ступенью. Первым прошёл К4 с небольшим приключением. В узком месте под мостом левый баллон попал под небольшой карниз и нога Натальи оказалась между рамой и скалой. Достаточно быстро освободились и продолжили сплав. К2-2, налетел на обливной камень у правого берега и развернулся, затем пошли К4, К2-1 и К2-3. Сразу после выхода из Карадаха все зачалились к правому берегу. Осмотр Наташиной ноги показал , что к счастью, серьезной травмы не было.

Прохождение каньона было завершено в 16:00. После выхода из каньона река заметно упрощается, однако течение остается быстрым, валы средней мощности, но вскоре после левого поворота - неожиданный довольно мощный порог.

В 16:30 зачалились через 200 метров к фруктовому сады по левому берегу и провели полуантистапель, совместив его с перекусом. Выехали в 18:00.

Продолжать сплав по Аварскому Койсу нет смысла: ниже по течению строится ГЭС, вследствие чего река преобретает совсем равнинный характер. Говорят, что после запуска ГЭС Карадахский прорыв может полностью затопить.

Ненадолго остановились у строящейся ГЭС. Масштабы впечатляют.

В 19:00 остановка в пос. Шамиль-Кала, ужин, магазин.

В 12 ночи встали на стоянку около водопада недалеко от пос. Тисси-Ахитли.

6 Мая

Завтрак в 8:10. В 10:20 выехали дальше вверх по Аварскому Койсу. По пути быстро просмотрели пор.«Орлиное гнездо».

Сразу после дер.Эчеда на дорогу сошёл сель. Дальнейший подъем вверх по реке для нашей газели был невозможен.

Вернулись к Орлиному гнезду (6В КС). Ориентиром порога может служить большая осыпь левого берега. Сразу за осыпью начинаются скалы. Это начало первой ступени порога «Орлиное гнездо». С правого берега впадает ручей. Ширина реки метров 25. Правый берег - свежая крутая осыпь, пройти по ней вдоль порога, перечалившись, довольно проблематично.

Первая ступень – горка с мощными сбойками, идущими друг за другом, затем посередине стоит высокая глыба, разделяющая поток на 2 протоки. При внимательном изучении видно, что проходить логичнее слева. Далее ряд бочек в шахматном порядке. Большой уклон, мощная вода.

Вторая ступень начинается перед левым поворотом навалом на гряду крупных обливных камней, находящихся перед нишами правого скального берега, куда бьет струя. В нише заклинено бревно, около ниши плавает куча мусора - пластиковых бутылок, бревен и т.д. Часть воды уходит влево по скальному коридору, образуя ряд косых бочек.

Третья ступень – более простая, это выходная шивера с жёсткими бочками и валами.

Все К2 решили отказаться от прохождения порога. Наташа с К4 тоже не хотела идти порог, поэтому решили сформировать штурмовой К4 в следующем составе: Сергей Кочетков, Саша Мовчиков, Костя Феоктистов, Женя Зубарев. К2-2 и К2-3 встали на страховку в конце порога.

К4 забросился на газели к началу пор.Сосиметрарский, представляющего из себя шиверу 5 к.с. В пороге бочки, расположенные хаотично. Порог тянется несколько сотен метров.

В 16:00 К4 стартовал от начала пор.Сосиметрарский. Порог пройден успешно, страховку не выставляли.

Перед Орлиным гнездом сделали остановку на отдых и проверку готовности страховки и съёмки. Самое сложное оказалось найти ориентир захода в первый слив. Им оказался еле заметное начало образующейся сбойки. Экипаж точно выполнил заход, миновав мощные бочки с обеих сторон и постепенно ушёл в левую протоку. Пройдя вплотную к устрашающему камню в середине русла К4, не задев левого берега, уверенно прошёл до конца порога.

В 16:40 прохождение было закончено.

В 17:30 встали на стоянку на полке левого берега в 15 минутах сплава от порога.

7 мая

На протяжении следующих 8,5 км встречаются несложные шиверы, далее следует пор.Тисский (5 КС) Перед порогом слева впадает приток, водопад на притоке в 200 метрах от реки. На правом берегу пос.Тисси-Ахитли.

Порог длинный, около километра. Имеет две ступени. Валы, бочки, обливные камни. Проходили походной колонной после предварительного просмотра.

Далее до пор.Агвальский примерно 5 км отмелей, перекатов и быстротоков. Пор.Агвальский расположен в пос.Агвали, по описанию порог должен начинаться сразу за мостом. Мы не выделили этот порог на фоне шивер и прошли его без просмотра.

После порога Агвальский идёт технически сложный участок с хорошим уклоном, мощными валами и прижимами.

После того, как река проходит через ущелье, за правым поворотом долина расширяется. Над рекой натянуты провода ЛЭП. Впереди с воды просматривается горка с хорошим уклоном и гряда крупных надводных камней в русле с навалом на центральный камень. Это порог Предгимерсотлерский (5КС).

На входе гряда с правого берега оканчивающаяся большим скальным обломком, затем река поворачивает вправо, валы, несколько довольно больших бочек, затем гряда с большими обливными и надводными камнями, один из которых причудливой формы. С гряды ряд сливов различной ширины. Вся струя валит на большой скальный обломок в центре русла. За ним чуть правее большой обливной камень, за ним еще один. Слева от камня в центре чистый слив. От пор.Агвали до этого порога - 4 км.

Проходили порог после предварительного просмотра по дороге левого берега. Просмотр совместили с перекусом. Страховку выставляли в конце порога.

После порога участок гладкого быстротока, за ним на крутом левом повороте начало пор.Гимерсотлерский (5С-6А). Длина порога 300м. На входе в центре реки стоит огромный камень, который струя огибает с двух сторон. Затем струя разгоняется на горке и, сжатая с обеих сторон камнями, образует большую бочку, за которой стоят мощные валы до 1,5 м в шахматном порядке. Затем река делает левый поворот. По центру струи расположены мощные бочки.

Просмотр осуществляли по левому берегу. Мощь бочки настолько впечатлила нас, что К2-2, К2-3 и К4 решили проходить порог, прижимаясь к правому берегу. К2-3 прошел под правым берегом весь порог, зачалившись в середине порога для того, чтобы поснимать остальные прохождения с правого берега.

К2-2 и К4 после правого поворота выходили на центр струи. Лёша Коротя заменил на К2-1 Катю. Экипаж успешно прошёл порог по самой сложной траектории - левой протокой на заходе, далее по всем основным валам и бочкам.

После порога К2-2 и К2-1 зачалились к левому берегу, чтобы забрать Катю. К4 зачалился пройдя часть ГЭСовской шиверы.

Пор.Гимерсотлерский переходит в мощную ГЭСовскую шиверу (5 КС) практически без участка гладкой воды. Шивера - очень мощные валы до 2м на участке длинной 200 м. Через 8 км встали на поляне ЛБ недалеко от дороги.

8 мая

После порога Гигатли река успокаивается. Появляются разбои, из препятствий на реке лишь несложные шиверы. В поселке Нижнее Инхело есть несложный порог «Инхо» (4 КС), сложность которого в нашу воду не превышала 3КС, в поэтому мы решили закончить сплав, разобрать катамараны и поехать осмотреть развалины Преображенской крепости, расположенной в 8,5 км ниже нашей стоянки.

Крепость была построена в конце 19 века после окончания Кавказских войн. Она воспринималась горцами как вражеский символ, аппарат насилия и устрашения, который необходимо уничтожить при первом же удобном случае. Достаточно сказать, что при подготовке к восстанию 1877 года дагестанцы вначале намеревались перебить руководство и весь гарнизонный состав крепости. Но план не удался, хотя вскоре фортификационное сооружение само пришло в запустение.

В пос.Игали, расположенном через 8 км после пос.Нижнее Инхело, мы остановились на просмотр пор.«Игали» (4 КС). Расположенные в шахматном порядке бочки, валы. Порог несложен, и никто, кроме Сергея и Жени, не захотел собирать катамараны ради прохождения одного этого препятствия.

Мы поехали на осмотр пор.Сагринская щель. Сергей и Вася с помощью верёвок спустились по кулуару к воде в 70м выше моста для просмотра порога. Как и предполагали, с моста не видна вся мощь и сложность этого препятствия. Подходя к ключевому месту река сужается до 10-15 метров, переваливает через подводный камень 5-ти метровым водопадом и врезается в жесткую бочку, запертую под правым берегом на треть русла выступом скалы. С моста видно 10%. О прохождении не могло быть и речи.

Подкрепившись у моста в местных кафе мы начали двухчасовой подъём по дороге, ведущей в Хунзах. Следующей целью нашей культурной программы было посещение скачек на плато по случаю Дня Победы, 9 мая. К вечеру мы подъехали к строящейся базе в местечке Матлас, где нам разрешили заночевать в почти достроенных домиках. Под вечер выглянуло солнце и мы успели высушить наши сплавные вещи. Вечером наш водитель съездил в родное село, расположенное в нескольких километрах и привёз барашка, из которого сразу приготовили что-то из национальной кухни.

9 мая

В 15 километрах от нашей базы в этот день проходили скачки на лошадях, куда съезжались местные джигиты со всей округи. Мы расположились на обочине дороге. Часть людей ходила смотреть заезды, часть готовила шашлыки. Около 16-17 часов выдвинулись в Махачкалу.

Уже в ночи, проехав 183 км, приехали на базу МЧС, расположенную в 10км от города (15 км от порта) в заброшенном доме отдыха. Нас бесплатно разместили на втором этаже. В номерах были только кровати с матрасами, душ и туалет - на первом этаже. Некоторые ходили купаться в море.

10 мая

С утра гуляли по пляжу, играли в настольный теннис, потом поехали в Махачкалу сдавать багаж. В отделении Русстранспорта никого не оказалось, но сделав несколько звонков к нам через час приехал человек и мы оформили отправку багажа по 6р/кг. К сведению, в соседнем РЖД это стоили в 2 раза дороже. Водитель довёз нас до аэропорта, где мы с большой грустью расстались с ним, пообещав обязательно вернуться в эти прекрасные края. Всего в этот день мы проехали 42 км.

GPS координаты

Аварское Койсу

42°12'1.12"С46°20'58.34"Влагерь 01.05.2010
42°15'30.46"С46°23'13.37"Впор.Мага-Магари
42°17'54.22"С46°24'55.02"Вначало пор.Албанский каскад
42°18'54.88"С46°25'39.72"Впор.Магомед Расул
42°25'22.87"С46°31'52.86"Влагерь 03.05.2010
42°26'2.11"С46°32'47.55"Впор.Советский
42°26'57.31"С46°33'28.80"Впереезд к Карадаху
42°28'18.83"С46°50'57.77"Влагерь 04.05.2010
42°28'19.61"С46°51'32.43"Вначало пор.Карадах
42°28'51.83"С46°52'43.52"Вполуантистапель

Андийское Койсу

42°30'11.95"С46° 5'57.49"Влагерь 05.05.2010, водопад
42°30'16.33"С46° 6'7.13"Впор.Тисский
42°26'0.46"С46° 0'31.76"Взавал на дороге
42°27'23.65"С46° 2'41.01"Впор.Орлиное гнездо
42°27'43.55"С46° 3'28.27"Влагерь 06.05.2010
42°28'39.91"С46° 4'19.32"Вродник
42°33'59.50"С46° 8'2.23"Впор.Предгимерсотлерский
42°34'12.81"С46° 8'12.46"Впор.Гимерсотлерский
42°38'5.29"С46° 9'11.83"Влагерь 07.05.2010
42°38'29.52"С46°14'26.68"ВПреображенская крепость
42°40'7.99"С46°17'49.39"Вродник
42°42'14.21"С46°30'49.77"Впор.Инхо
42°43'52.01"С46°34'40.11"Впор.Игали
42°44'59.62"С46°37'38.85"Впор.Сагринская щель

Махачкала

42°59'12.63"С47°30'17.46"ВРустранспорт
42°59'14.33"С47°30'12.17"Вж/д вокзал
42°58'49.07"С47°29'52.40"Врынок
42°49'15.80"С47°39'25.38"Ваэропорт
43° 5'28.66"С47°28'5.42"Вбаза МЧС

Основные затраты

Газель сопровождения: 42000р. на группу 10 человек.

Самолёт Москва - Махачкала - Москва: 7800р./чел.

Выводы и рекомендации

  • Маршрут очень интересен в спортивном плане. Большое количество и высокая плотность порогов не дают расслабиться на протяжении всего похода, а близость дороги и цивилизации дают возможность рискнуть пройти то, на что в глубоко автономном маршруте не хватает уверенности или опыта.
  • Хорошо планируя сплавной день, зная точно места стоянок и идя в хорошем темпе можно успеть пройти ещё одну реку, например, Казикумухское Койсу.
  • Автономный сплав в наше время организовывать бессмысленно не только из-за необходимости переездов, но и из-за высокого внимания различных правоохранительных структур к группе. Наш водитель совершенно незаметно для нас решал все эти вопросы.

Список литературы