Сроки проведения: 1 - 11 мая 2009

1.05

Автор
Вышло так, что на Казанский вокзал я прибыл раньше всех - рассчет на пробки себя не оправдал, к счастью. Проводить, а заодно поздравить вызвались мама и бабушка - предварительно они напекли множество вкуснейших пирожков и коврижки в дорогу ))) Наконец дождались всю команду, погрузились в поезд - редкий случай, но наш вагон оказался первым с хвоста. Как только погрузились, приступили к празднованию (ещё на вокзале мне была торжественно вручена такая желанная огроменная камера от камаза от Чупы и не менее желанный гермокоробок для сигарет от Мура). Позвонили Вове Ратникову - как же обидно ему, должно быть, было... Пили пиво, живое и мертвое, темное и светлое, а также красненькое, сухое и мокрое. В Рязани очень мило поиграли в чехарду, невзирая на сильный ветер. После чего достаточно быстро все расползлись по койкам - сказался ранний подъем и предыдущая бессонная ночь. Я не стал исключением и тоже прилёг на свою нижнюю боковушку - и где-то через час обнаружил в себе все симптомы простуды - с температурой и проч., всё по-взрослому.. Честно доложил обо всём главному медику - Кате Маковецкой, съел аспирину и опять залег спать. К вечеру полегчало, играли в контакт, потом пели под гитару, пока не пришла проводница - тогда сыграли всему вагону колыбельную и разошлись спать. Владимир Сотсков

2.05

Невинномысск, заброска на Б.Зеленчук, стапель, тренировка у пор.Пушка Муратов Андрей

3.05

сплав от пос.Архыз до лагеря, сплав от пор.1-й взрывной до лагеря Ноздрина Наталья

4.05

сплав от пор.1-й взрывной до пор.5-й взрывной (Косой), полуантистапель, Аланские храмы, ужин в кафе, переезд на Аксаут Печенова Виктория
Евлюхин Дмитрий

5.05

С утра нас разбудила привычная команда "Подъём!", сопровождавшаяся нетипичным для нашей группы постукиванием по железной миске. Оказалось, что группа матерых дяденек из Сарова, напоивших нас с вечера чаем, покидает стоянку, перебудив в округе всё живое. К тому моменту, когда наши дежурные справились с завтраком, половина команды ползала по лагерю в образе сонных мух. Кажется, случившиеся накануне вечером переезд и массовое поглощение хычинов полностью исключили вариант "ранний подъем и быстрые сборы". Тем временем седобородые туристы уехали, и мы поспешили занять их место.

Следующие несколько часов ушли на обустройство лагеря, заклеивание правого баллона на четверке и осмотр остальных катамаранов. Адмирал настойчиво призывал команду заняться делом, но как только отдельные личности выпадали из поля его зрения, они тут же спешили слинять на осмотр местности. А посмотреть было на что. К природе Аксаута лучше всего подходит эпитет "суровая". Невысокие горы с довольно крутыми склонами, каменистые отмели, то ли дикие, то ли домашние, но своенравные лошади, без всякого стеснения бродящие посреди лагеря. И - ветер. Кажется, что он ни на секунду не успокаивается, а лишь постоянно меняет направление. Сама река - с меньшим расходом, нежели пройденный Зеленчук или предстоящая Кубань, но технически гораздо сложнее. Как апофеоз - могила партизана, возле которой уютно раскинулись наши палатки, и памятник ему же на другом берегу, вершина творения комсомольских архитекторов. Признаюсь, я такую причудливую конструкцию видела впервые.

Пока мы собирались и ленились, отделение Орлова погрузилось и укатило выше по реке. На сплав, стало быть. Поскольку машина была одна на две группы, нам ничего не оставалось, кроме как побездельничать еще. Консилиум врачей принял решение еще на день оставить Вовку в лагере, и в очередной раз возникла проблема - кому с кем идти. Тем временем вернулась машина, и отделение приступило к погрузке. Не забывая, конечно же, лениться при этом.

Если вы никогда не катались по горной дороге в кузове ГАЗона, зажатые рамами от катамаранов - попробуйте обязательно. Но только один раз - больше не надо, да и не захочется. Варианта два: либо стоять на дне кузова на веслах, судорожно вцепившись в то, что лежит ближе, и радостно ощущать, как на каждом камне машину подбрасывает, и ноги отрываются от поверхности, либо ехать сверху, сидя на катамаране. Во втором случае вроде как и рамой не прижимает, и не шарахает об твердые предметы. Но для остроты ощущений можно посмотреть вниз. Дороги, проходящей по обрыву, не видно, зато видно где-то далеко внизу русло реки. Впрочем, после n-ного количества забросок к побочным эффектам привыкаешь, и можно любоваться окружающим - склонами, засыпанными камнями, стадами волосатых коровок, напоминающих пушистые тумбочки, равнинами и снежными вершинами.

Ехали мы, ехали, и наконец приехали - к началу каньона Осыпной. К-4, как всегда, шёл вторым, следом за адмиральским катом. Если на Зеленчуке наши габариты были скорее плюсом (вероятность, например, кильнуться где-нибудь в Пушке была ниже, чем у двушек), то тут они существенно осложняли жизнь. Аксаут не давал расслабиться ни на секунду. Русло реки было ну очень каменистым, а расстояние между кромкой воды и подводными камнями на некоторых участках было примерно равно нашей осадке. Проще говоря - дном мы собирали все, что только можно было собрать. Минут через 20 после начала сплава перестали раздаваться крики "Камень!" - не потому, что камни не попадались, а потому, что попадались они буквально повсюду. Слаломный характер реки вынуждал постоянно закладывать маневры, а большое количество поворотов добавляло остроты ощущений появлением неожиданных препятствий. Выглядело это примерно так:

- Налево! Направо! Еще направо! Еще напрааа.... аааа!!! Налево!!!

За этим обычно следовало радостное "бдыщ!", и мы лезли стаскивать катамаран с очередного камня. Продвижение по реке - неторопливое, без осмотра, но с большим количеством промежуточных чалок - убедиться, что все экипажи в строю. Воды было мало, и пороги Пирамида, Носорог и Кривой затерялись среди нагромождения камней, не оставив о себе ярких впечатлений.

Следом за Осыпным начинается каньон Красный, полностью соответствующий своему названию. Высокие стены каньона и здоровенные острые глыбы тёмно-бордового цвета, расположенные большими скоплениями и мелкими группами, существенно меняют облик реки. Расположенный в каньоне порог с замечательным названием "Шкворень" также остался незамеченным.

Практически на выходе из каньона по левому берегу был замечен перевернутый белый "Запорожец", очевидно, слетевший с дороги. В соответствии с одной из рассказанных насяльником баек машинка была встречена хоровым криком "Холодильник!".

Сразу за Красным - каньон Два моста, под мостом слив и простая, но зрелищная бочка. Берега реки в этом каньоне еще более высокие и отвесные. Глубина реки увеличивается, а шиверы практически кончаются. Сплав перешел в sleep mode - весла в воду погружались только с целью уйти от особо крупного камня или вписаться в поворот. В таком режиме добрались до лагеря.

Пока дежурные готовили перекус, особо предприимчивые полезли прыгать с моста в воду. Как уже упоминалось выше, ветер преследовал нас постоянно, поэтому обед сопровождался дружным постукиванием зубов. Также выяснилось, что видимо стоявшая по соседству группа в наше отсутствие стащила у нас стационарную антенну и отбыла на Большую Лабу.

После обеда, подгоняемые страждущими из отделения Орлова, снова загрузились в ГАЗон и забросились опять же к началу Осыпного. Наш флот в этой вылазке состоял из К-4 и двух К-2. У орловцев было три двушки, две из которых серьезно продрались при перевозке. Мы оставили их клеиться и сожалеть о пропущенной бане, а сами отчалили.

По сравнению с утренним заплывом, воды стало больше. Наш К-4 больше не цеплялся дном за всё подряд, и экипаж повеселел. Шли существенно быстрее - во-первых, меньше садились, во-вторых, практически исключили промежуточные чалки. Сплав от Осыпного до лагеря занял чуть больше часа. На входе в каньон Два моста заметили на правом берегу часть нашей команды, не принимавшую участия во втором заплыве. Катя, Саша и Наташа ходили в радиалку и решили поснимать нас на обратном пути. Экипажу была отдана команда "Работаем на камеру!", и четверка зрелищно погребла в бочку. Окончился сплав также мирно, как и утренний.

За ужином ходившие на прогулку развлекали нас рассказами об увиденном, и большая часть отделения загорелась идеей также на следующий день пройтись по окрестностям. Но у адмирала, кажется, были другие планы...

Ничипорчук Анастасия

6.05

День с самого начала обещал быть замечательным, наконец-то Вовка смог принять участие в сплаве и целостность команды была восстановлена. Около часа ехали к месту сплава. Высадились на пустынном берегу. Руководитель отправился снимать на камеру желтые цветочки. Больше ничего примечательного в наших сборах не было.Оттуда еще дольше сплавлялись до места лагеря. В лагере перекусили и поплыли дальше. В месте высадки ужасно замерзли и развлекались бегом наперегонки, салками и борьбой. Приехали в лагерь. Парни первыми уехали в баню, обещав в качестве компенсации приготовить ужин. Женский коллектив уселся вокруг костра и целый час бездельничал.

Поехали в баню. Рядом с баней находится «зоопарк», где можно увидеть чучела медведей, лосей и прочей живности. Водитель даже чуток обиделся, когда не все из нас загорелись желанием туда пойти. Попарились очень хорошо. У водителя в это время замерзли ноги, потому что он забыл ботинки у нас в прихожей. Испытали легкое потрясение, найдя Сережу Кочеткова с ноутбуком в соседнем домике, т.к. в этот день они с Катей были дежурными. «А кто ужин готовит?» - были первые слова Кати, обращенные к мужу. Коллектив не стал устраивать панику. Сообща решили, что раз в лагере есть Серёжа Маркочев, то голодными мы не останемся.

И действительно, по приезду нас встретили вкусной гречкой с тушёнкой. Также присутствовала некоторая экзотика в виде зелёного чая, который кому-то показался водорослями. Все устали и отправились спать довольно рано.

Маркочев Сергей

7.05

С самого утра установилась прекрасная солнечная погода, и подпекаемая солнцем палатка гнала наружу завтракать. Неспешный плотный завтрак, продуманно заложенный завхозом, и погода посеяли в команде лень и негу. Не спеша пройтись по зеленой травке босиком, спуститься к речке почистить зубы и просто посчитать ворон с того дня стали обязательными утренними занятиями почти для всех участников нашей спортивной группы. Собирались очень долго, некоторые успели и поиграть в нарды, и посоревноваться с водителем в фигурах по спортивной гимнастике. А некоторые собирали общественное снаряжение и грузились.

С каждым следующим переездом наша машина все больше напоминала консервы со специями. Добавлялись бутылки на полу, которые звонко бренчали на ухабинах местных дорог, везде виднелись шлемы, спасжилеты, а на переднем сиденье лежали ноутбук, тройник и куча сосущих ток устройств.

В этот день мы переезжали на последнюю запланированую речку – Кубань. По дороге туда в 5ти километрах от Карачаевска мы остановились в кафе отведать вкуснейших - по мнению водителя - шашлыков, в том числе, из печени (не помню, какого животного). Они действительно оказались превосходными. В дополнение к шашлыкам многие заказали запечённую форель, в надежде увидеть на тарелке целую рыбину, одну из тех, что плескались в бассейнчике на улице. Но вместо этого принесли какую-то салаку, правда, очень вкусно приготовленную. Особенно порадовало местное живое пиво с сочным хлебным привкусом и легкой горчинкой.

Заехав в Карачаевск за овощами и хлебом, поехали смотреть порог "Жёлоб", а оттуда - на предполагаемое место ночёвки. Группа Тимы Орлова приехала чуть раньше и под легким дождём уже начинала ставить лагерь. После недолгих колебаний и мы последовали их примеру. Когда палатки были поставлены, а тент натянут, планы на вечер неожиданно разделились. Большинство участников захотело посетить нарзанные источники, которые находились километрах в 20-ти от нашего лагеря. Самые же стойкие и истинные фанаты сплава (Серёжа с Катей и Серёжа с Аней) решили в оставшееся светлое время разведать порог Аман-Хит. Пока мы собирались и готовили катамараны к сплаву, группа “нарзанщиков” успела вернуться, и Вовка с Андрюхой пошли организовывать нам страховку.

Порог Аман-Хит довольно протяжённый, расположен в постоянно поворачивающем каньоне. Из-за этого, а также по малой воде в начале мая найти его начало оказалось делом нелегким. Мы часто чалились по правому берегу, проходили метров 100 по каменным осыпям, возвращались, сплавлялись эти 100 метров, и снова чалились... Несмотря на то, что уже вечерело, и воздух остывал, пот тек градом под неопреном. В какой-то момент Серёга (который с Катей) сказал мне с Аней зачалиться в месте, где нас ждали ребята, и, соответственно, ждать его. А сами они уплыли.

…Уж полночь близится, насяльника всё нет… Решив, что поднять катамаран на дорогу здесь не удастся, и прождав минут 20, после предварительной разведки по берегу мы продолжили предыдущие манёвры. Ожидая неведомые пороги 4-й категории сложности, мы тыкались в каждое улово для дальнейшей разведки. Через какое-то время (его сложно оценивать в такой ситуации) мы неожиданно услышали крик человека… Кто-то кричал и жестикулировал с дороги, находясь на высоком берегу далеко от нас. Разглядеть его было невозможно, единственное, что мы поняли, что кричат именно нам, и что нас “просят” плыть дальше. Мы с удовольствием выполнили его просьбу, поскольку другого выбора у нас в тот момент не было. Но встретились мы с ним не скоро (им оказался наш водитель). После очередной разведки, в которой Ане пришлось поплавать, мы вышли, наконец, из затянувшегося порога и причалили к уже низкому правому берегу. Когда мы вытащили катамаран на дорогу, через несколько минут за нами приехала наша газель с Серёгой и Катей. Поехали в лагерь, рассказывая о своих впечатлениях.

После небольших расспросов нас накормили макаронами по-флотски и чаем, но есть особо не хотелось. Долго сидели у костра, принимали спиртное. Был выбор из водки, клюковки и ирландского самогона. Из соседнего лагеря доносились песни русского рока, дул холодный ветер. Наши гитаристы также не дремали, а заперлись в уютную палатку. Когда костёр уже догорал, от костра отошли последние участники, и стало тихо.

Маркочев Сергей

С утра была чудесная погода, и мы с Наташей дежурили. Костер однако разгорелся довольно быстро, благо сухих дров было предостаточно, Каша сварилась вроде тоже ничего. После завтрака пошли гулять по окрестностям и заниматься фотографией. Как уже многократно замечалось, фотографирование подобных красот дело неблагодарное, т.к. помимо того что уметь надо, фотка передает только малую часть ощущений.

Потом мы собирались и грузились. Грузились и собирались. Ну и так несколько раз до тех пор пока как ни странно поехали. :)

В пути у нас была остановка в мега-кафе Северного Кавказа. Там была живая форель, шашлык из бараней печени, хычины огромного размера, национальная газированая вода "Груша" и местное пиво. На тарелке правда форель существенно отличалась от образцов, которые плавали на улице в бассейне, и скорее напоминала кильку. А шашлык из бараней печени можно было есть с трудом... Зато Груша и Пиво не подкачали. А на хычины нас уже просто не хватило.

После кафешки был город. По-моему Черкесск. Или Карачаевск. Или еще как-то. По пути вобщем. В Москве изредка встречается такой зверь как "хачемобиль". Обычно это тонированная в ноль десятка или девятка, с голубыми писалками, трубой от феррари и недавно спустившемся с дерева хачом. Там все машины такие. Сначала это прикольно, а потом становится очень страшно. Вообще, город судя по всему, мусульманский и ощущение такое, что находишься где-то в Средней Азии, только холодно и по-русски все говорят. Брр. А еще там довольно дешевые по сравнению с Москвой дома и квартиры. :) Была традиционная мысль "а не прикупить ли тут домик на сдачу с мороженного". :) В городе встретили параллельную группу. Похоже их не завезли в кафе, а с утра они еще сплавлялись, так что были какие-то хмурые и недружелюбные...

По дороге на Кубань пошел дождь. Вообще характерно, что в разных ущельях разная погода. В одном может светить солнце, а в соседнем идти дождь. Да и вообще несмотря на то, что все находится относительно рядом, растительность и животный мир на трех речках довольно сильно различались. На Зеленчуке преобладали люди. Деваться от них было некуда. На Аксауте -- лошади. Ну а на Кубани -- коровы... Никогда не думал, что лошади настолько умнее коров.. :)

В общем, когда мы приехали на Кубань, погода была какой-то пасмурной и дождь то ли был мелкий, то ли грозился пойти. Мнения разделились. Кто-то захотел ехать смотреть нарзанные источники, а кто-то сплавляться. Так как водитель с Газелью один, то надо было как-то этот ресурс, так сказать, разделить. :) В результате, решили, что сначала на источники, а "водники" за это время надуют каты, переоденуться и будут готовы.

Источников оказалась два. Сначала один, более глубокий и большой, а потом еще один в виде лужи. Несмотря на небольшое расстояние между ними (метров 200-300), вода кардинально отличалась по вкусу. А второй источник (лужа) еще и периодически начинал кипеть серо-водородом.

Рядом с первым источником блюли порядок местные менты. У них был коньяк, и они несли все тяготы и лишения воинской службы. Когда мы приехали, они уже дослужились до состояния общего доброжелательства и хотели побухать с каждым проходящим мимо. С нами был водитель параллельной группы, у него в тот день поездок больше не намечалось, так что он пошел за нас всех отдуваться.

Недалеко от второго источника была пещера. Раньше там что-то добывали, а теперь просто использовали по назначению. Двое наших решили туда зайти, но кроме грязи особо ничего не нашли. Или не признались. :)

Второй водитель так понравился местным правоохранителям, что закончив пить около источника, они поехали за нами бухать в его Газели. Так что обратный путь мы совершали с двумя машинами сопровождения. На месте они продолжили общение за бутылкой кока-колы со спиртом. В конце концов менты отправились дежурить, пообещав, что завтра они приедут кататься на катамаране, а нас теперь ну точно никто не тронет...

Особо жаждущая вымокнуть под вечер группа товарищей наконец собралась и отплыла. Более ленивая группа товарищей расположилась у костра и стала неспешно готовить ужин, предполагая, что часов в восемь-то уж точно народ объявится. Но не тут-то было! :) Насколько я потом понял из рассказов, страшный порог четвертой категории оказался не очень заметным, и первый кат просвистел его не глядя. Другие экипажи будучи напуганы лоцией двигались более осторожно. Особенно потеряв ведущего. В результате процесс затянулся, растянулся и кончился тем, что кто-то даже вытаскивал кат с реки по обрыву на дорогу, т.к. плыть дальше уже было совсем темно. В общем, в результате ужин был многократно разогреваем, и через несколько итераций подгорел окончательно, так что после ужина мы были заняты увлекательным делом под названием "отскреби кан".

Ноздрин Александр

8.05

Подъем в 8, как обычно, дежурили Мур с Викой. Погода гораздо лучше вчерашней - солнце и ни облачка. Позавтракали, привели катамаранчики в состояние полной боеготовности, загидрились. В плане прохождение порога Аман-Хыт, потом еще раз, с тренировкой спасработ, сплав до Верхнего Каменномостского и его прохождение. Наш кат наконец-то шёл штатным экипажем - Дима шёл с Катей на двушке, этакий кат-"скорая помощь". Аман-Хит на поверку оказался совсем не таким страшным, как казался вчера, прошли его без особых напряжений, и, тем более, приключений. Дошли до сломанного моста, пока сдували и привязывали каты, слушали байки Донарыча про сванов и про огромных рыб, которых боятся даже мчсовские водолазы. Вернулись в лагерь, основательно закусили, снова надули катамаранчики и спустили их на воду. На гладкой воде отработали учебный киль - всё бы хорошо, только вот Чупа всплыла вовне и, недолго думая, поплыла к берегу. Втроём поставили кат достаточно быстро и слаженно. Удовлетворившись этим, пошли на боевое задание - первыми идут адмирал с Сашей, потом мы, потом Серега Маркочев с Аней, потом "Скорая Помощь". В самом начале порога мы зазевались и впендюрились моим баллоном со всего маху в камень (как показало вскрытие, отделались всего лишь порванной пердавкой и чуть погнутым хвостом поперечины). А боевое задание состоит в следующем - пройти половину порога, затем кильнутся, пройти на перевернутом кате следующий слив, после чего поставить кат на ровный киль и зачалиться. Дойдя до точки киля выяснилось, что Чупа ну оочень не хочет киляться на струе. После долгого инструктажа и препирательств кильнули кат на берегу и пошли сразу на перевернутом - надо сказать, то ещё удовольствие, баллоны-то высокие, и до поперечин ногами достаешь с большим трудом. В результате один за одним нас смыло - сначала всех внутрь, а потом и меня наружу. После некоторой паники расселись наконец по местам, пытаемся поставить кат - и нифига!! 30 ужасно долгих секунд тужимся, потом кат бросает на камень, на котором Вика решила остаться (по ходу дела утопив весло, с которым ещё моя мама на Алтай ходила). Так в перевернутом виде и зачалились, отыскали Вику, но, увы, без весла. Время уже часов 6, идем дальше, до Каменномостского. По пути много мелей, некоторое количество шивер и прижимов и совсем уж немного порожков. Минут через 40 показались крыши Карачаевска, а потом и ориентиры порога. Пошли смотреть. Первым прошел Серега с Саней, а потом и мы, усиленные адмиралом вместо взбунтовавшей Вики. С ним проехали, как принято говорить, как в троллейбусе. Остальные прошли также без особенных приключений. Грузились уже в глубоких сумерках, приехали в лагерь где-то половину десятого, наскоро поужинали, клюя носом посмотрели отснятое видео, и завалились спать без задних ног. Владимир Сотсков

9.05

сплав от лагеря за пор.1-й Каменномостский, прохождение пор.Жёлоб, антистапель, ужин в кафе, переезд в Невинномысск, погрузка в поезд Муратов Андрей
Маковецкая Екатерина

10.05

поездЕвлюхин Дмитрий

11.05

приезд в МосквуЕвлюхин Дмитрий