Отчёт
Сроки проведения: 30 июля по 13 августа 2006

Маршрутная книжка № 11/4-402
Руководитель группы: Кочетков С.А.
(тел. 8-916-118-24-12, serg@stylesoft.net)

Содержание

Варианты подъезда и отъезда

Паспорт маршрута

  • Район: Западный Саян
  • Вид туризма: водный
  • Категория сложности: 4
  • Нитка маршрута: г.Москва – г.Абакан – г.Абаза – 311км. трассы Абаза – Ак-Довурак – пер.Кохош – р.Курукуль – сплав по р.Она – г.Абаза – г.Абакан – г.Москва
  • Число участников: 6
  • Протяженность маршрута:
    • Пешая часть: 25 км.
    • Сплав: 169 км.
  • Уровень воды: средний
  • Средства сплава: двухместные катамараны (3 шт.)
  • Сроки проведения:
    • Общее количество дней (г.Москва – г.Москва): 15
    • Количество дней на маршруте (г.Абакан - г.Абакан): 13

Список участников

Фамилия, имя, отчество Г.р. Туристический опыт Должность в группе, судно
1 Кочетков Сергей Анатольевич 1978 Кок-Хем-Бий-Хем 5У, Кутсайоки 3Р, Б.Лаба-Белая-Мзымта 3(6)У, Капша 2Р руководитель, капитан Кат-1
2 Мижегурская Екатерина Александровна 1987 Кутсайоки 3У, Пистайоки 3У, Ю.Шуя 2У медик, Кат-1
3 Ноздрин Александр Геннадьевич 1978 Уксунйоки 2У, Титовка-Западная Лица-Колвица 3У, Кутсайоки 3У реммастер, капитан Кат-2
4 Пахтусов Сергей Сергеевич 1988 Тутока-Ретеша-Явосьма-Черенка-Воложба-Рагуша 3У, Южная Шуя 2У, Охта 3У Кат-2
5 Бакланов Валерий Михайлович 1950 Шавла-Аргут-Катунь 4У, Кёкёмерен 5У, Нарын 5У, Чон-Кемин 4У завхоз, капитан Кат-3
6 Королёв Андрей Георгиевич 1976 Воньга 2У, Кубань 3У, Тумча 3У, Чирка-Кемь 3У, Б.Лаба 3(6)У Кат-3

Варианты подъезда и отъезда

Перелёт из Москвы до Абакана и обратно осуществлялся авиакомпанией «Владивосток-Авиа». Самолёт вылетел из Москвы в 23.00 и с учетом 4-часовой разницы во времени в 7 утра прилетел в Абакан. Первоначально мы планировали доехать до г.Абазы на рейсовой маршрутке, которая отправляется каждый час с абаканского вокзала и стоит 150 р.с человека. В Абазе нас ждала заказанная заранее машина, на которой мы должны были доехать до 105 км шоссе Абаза - Ак-Довурак. Однако уже в аэропорту планы поменялись: из-за троллейбусных неполадок добраться до Абакана на общественном транспорте было проблематично. К счастью, выяснилось, что в аэропорту можно найти машину, готовую довезти нас до 105 км за 5000 р.(маршрутка от Абазы до 105 км обошлась бы нам в 3000 р.). Мы сочли этот вариант приемлемым. Водителю заказанной машины пришлось заплатить неустойку 500 р. Дорога от Абакана до 105-го км заняла около 4 часов. От 105 км трассы начинается пешая часть похода - 25 км до р.Она. Тропа до реки нахожена и хорошо видна. Недалеко от 105 км располагается турбаза «Снежный барс», в которой по слухам можно достать лошадей. Однако перед выездом нам сообщили, что в турбазе всего 2 лошади, расписанные на много дней вперед. Ходили слухи, что на следующий год планируется содержать нескольких лошадей в районе 105 километра.

С маршрута легко можно сойти в средней части реки, т.к. здесь вдоль Оны проходит трасса Абаза - Ак-Довурак.

Поход традиционно завершается в лесу на правом берегу р.Абакан недалеко от г.Абаза. Это место хорошо известно водителям.

Краткое описание реки

Река Она является популярным туристическим маршрутом в Западном Саяне. Её высокая посещаемость объясняется относительной простотой маршрута, несложной заброской и красотой природы данного региона. Категорийность реки определяется в первую очередь порогами Нижней Оны - первой и второй Джергой, а также некоторыми препятствиями верхней Оны. Протяженность пешей части – 25 км по натоптанной тропе.

Она обычно делится на 3 сплавных участка.

Верхняя Она.
От устья ручья Каратош до порога «Бобслей». Длина участка 16 км. Река характеризуется небольшим расходом воды, обилием камней в русле. После трехступенчатого порога препятствия идентифицируются с трудом. Участок от стрелки Оны и Курукуля до впадения ручья Каратош мелководен. Уровень сложности для катамаранов по средней воде - 3 КС. Участок проходится за 1-2 дня.

Средняя Она.
Начинается от пор. «Бобслей» и заканчивается в поселке Малый Анзас. Протяженность ок. 80 км. После впадения Карасумы мощь реки заметно увеличивается. Участок простой, из препятствий - несложные шиверы. Особое внимание следует обратить на разбои с завалами в протоках, которые начинаются через 2 часа сплава от порога «Бобслей». От деревни Большой Он река идет вдоль дороги. Стоянок мало. Средняя Она проходится за 2 ходовых дня.

Нижняя Она.
Самый сложный участок реки. Протяженность 26 км. Содержит 2 порога 4 к.с.: 1й и 2й Онский, а также ряд мощных шивер. Прохождение участка занимает 2 дня. Препятствия 1й и 2й Онский требуют тщательного просмотра.

После впадения Оны в Абакан остается пройти еще 30 км. Расстояние преодолевается за 3-4 часа. Препятствий нет.

График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
30-31.07 1 г.Москва – Абакан-Абаза – 105 км. ш.Абаза – Ак-Довурак – пер.Кохош 311 самолёт, автомобиль, пешком
1-3.08 2-4 пер.Кохош – р.Курукуль – р.Она 25 пешком
4.08 5 Стрелка р.Она и ручья Курукуль – р.Каратош 4 сплав
5.08 6 р.Каратош- порог Бобслей-крутой правый поворот, отвесная скала на левом берегу 16 сплав
6.08 7 Отвесная скала на левом берегу-памятник погибшему туристу на левом берегу 2 сплав
7.08 8 Памятник - охотничья зимовка на Средней Оне 44 сплав
8.08 9 Зимовка- пор. 1й Онский 38 сплав
9.08 10 Днёвка. Тренировка на пор.1й Онский   сплав
10.08 11 пор. 1й Онский – р.Абакан (3 км ниже устья р.Она) 9 сплав
11.08 12 р.Абакан (3 км ниже устья р.Она) – г.Абаза 27 сплав
12-13.08 13-14 г.Абаза – г. Москва   автомобиль, самолёт

Техническое описание маршрута

Пешая часть

Активная часть маршрута (и пешая его часть) начинается от 105-го километрового столба шоссе Ак-Довурак - Абаза. С этого места прекрасно просматривается вся тропа до перевала Кохошский /2152 м, н/к/.

От дороги надо идти через заболоченную низменность по тропе, ведущей вдоль опоры ЛЭП, в распадок между двумя ярко выраженными гольцами , а также вброд перейти реку Б. Он. Ширина реки в этом месте 4-6м, глубина - 0,2-0,5м. Однако идти по болоту нужно осторожно, можно провалиться по пояс. При переходе реки Б.Он вброд при высоком уровне воды может потребоваться взаимопомощь, так как поток очень сильный. Переход занял 20 минут.

Подъем начинается от сухой площадки, где можно поставить лагерь и переночевать, если группа подъедет к 105-му километру поздно (позже 15-16 часов). Следующее подходящее место для стоянки расположено за перевалом в 15-30 минутах спуска с него, перед небольшим ручьем, где можно брать воду. Подъем на перевал идет по узкой, но хорошо набитой тропе. Последний участок перед перевалом наиболее крутой. С перевала открывается чудесный вид на десятки километров вокруг. Отлично видна дорога на Большой Саянский перевал, долина ручья Куру-Куль, вдоль которого предстоит идти к реке Оне. 300-метровый подъем на перевал занял 40 минут.

От перевала до реки около 20 км. Тропа сначала круто сворачивает направо и делает петлю. В 3-х км от перевала выходит к ручью Куру-Куль и далее идет вдоль него до р. Оны. Тропа хорошая, торная, но часто перегорожена поваленными деревьями, идет в основном по правому берегу ручья, однако два раза необходимо будет перейти ручей Куру-Куль вброд на левый берег.

Примерно на 22-ом км пути от шоссе тропа раздваивается. Идя вдоль ручья, группа выйдет в место впадения его в реку Ону, тропа, сворачивающая вправо через 3 км выводит к стоянке перед впадением в р.Ону ее левого притока р. Каратош. В долине ручья Куру-Куль практически каждые 2 км хорошие стоянки, о месте для ночлега можно не беспокоиться.

Водная часть

Её можно разделить на три части:

  1. Верхняя Она - от стрелки р.Она и ручья Курукуль до порога " Бобслей",
  2. Средняя Она - от порога "Бобслей" до препятствия 50, после пос. Малый Анзас,
  3. Нижняя Она - от пр.50 до г.Абаза.

Верхняя Она

Обычно сплав начинают от стрелки Куру-Куля и Оны, либо от слияния Оны и р.Каратош. Верхняя Она - это одна непрекращающаяся шивера, красивая и сложная, не дающая группе расслабиться ни на минуту. Постоянный просмотр, , интересный и сложный слалом со страховкой с воды и берега, и, конечно же, незабываемые живописные горы и скалы вокруг - все это Верхняя Она.

Из-за высокой воды некоторые пороги упрощаются, шиверы же, напротив, становятся мощнее и требуют гораздо больше внимания, работы и сил от экипажа.

Номера препятствий и их названия соответствуют схеме

Препятствие № 1 - шивера

Длина шиверы около 3 км, ширина реки 7-15 м. До впадения левого притока Оны - Каратоша, река очень мелкая, редкие сливы, валы до 0,7 м. Необходимо постоянно быть внимательными из-за возможности порвать оболочки катамаранов. Перед впадением Каратоша небольшой галечниковый остров, обойти который лучше справа, слева узкий проход и бревно.

Препятствие № 2 - "Каратошский порог"

Участок реки длинной 100 метров, состоящий из 3-х гряд камней и чистого пологого слива высотой 1м, валы в пороге до 1м. Проходили маневром по центру струи с уходом влево. Просмотр возможен по обоим берегам.

Препятствие № 3 - Шивера

Шивера длинной 2 км с большими камнями и валами больше 0,5 м. На правом берегу находится Каратошская застава, но с воды ее не видно. Ниже заставы русло делится надвое островом, идти правой протокой. На правом берегу сруб-баня и в глубине - дом. Дальше имеются разбои, лучше идти правыми протоками, более полноводными.

Препятствие №4-№9

Несложные шиверы.

Препятствие №10 - порог "Калибр"

После левого крупного притока остров (с хорошей стоянкой) делит реку на две протоки, идти в левую, правая мелкая. На выходе левой протоки гребенка и мощные сливы. Шли справа по крутому косому сливу высотой 1 м. Через 200м начало порога "Максим".

Препятствие № 11 - порог "Максим" 3 к.с.

Ориентиры начала порога - за островом 200м спокойной воды, прямо виден мощный завал из бревен, река делает достаточно резкий правый поворот - 120 градусов, захода не видно. На левом берегу хорошая стоянка и тропа для просмотра.

После плеса на больших валунах бывшего острова большой залом, левая протока летом сухая, вся вода уходит в узкую правую протоку. Правая протока переходит в каскадный слив-желоб, с основным сливом около 1 м. Слив пологий, бочка за ним мягкая. За порогом 30 м быстротока и прижим к выступающей скале правого берега. За прижимом вода растекается между больших камней и собирается вновь через 150-200 метров.

Препятствие № 12. Порог «Змейка»

Порог "Максим" переходит в сложную шиверу-порог, имеющую крутое падение русла и множества камней, узкие проходы. Очень сложный маневр, длина ее около 1,5 км.

Препятствие № 13.

Шивера

Препятствие № 14 - 3-х ступенчатая шивера-порог, 3 к.с.

Ориентиры начала шиверы-порога - крупный приток слева (ручей Арыг), долина реки зажата горами, начинается мелководье, ширина реки около 80м. 1-я и 2-я ступени представляют собой сливы через подводные камни, высотой около 1,5м, проход по центру струи. На левом берегу после второй ступени хорошая стоянка. Между 2-й и 3-й ступенями - шивера средней сложности с обилием камней в русле. На правом повороте реки начинается 3-я ступень - самая сложная. Просмотр и страховка с левого берега (на берегу неплохая стоянка).

Начиная с поворота, река сужается до 15м и разгоняется по горке, валы до 1,5м, узкий проход между двух подводных камней с прыжком через подводную плиту, после которой образуется мощная бочка. На левом повороте прижим,за которым следует серия крутых мощных сливов высотой больше 1м.

Препятствие № 15-16 - сложная шивера

Сложная шивера, около 3-х км, начинается сразу после препятствия № 14. Множество крупных камней, сливы и валы до 1м, мощные из-за большой воды бочки.  Шли шиверу тандемом, со страховкой с воды.

Препятствия № 16-18

Небольшие шиверы, идутся без просмотра.

Препятствие № 19 - порог "Косые ворота", 3 к.с.

Ориентиры начала порога - участок спокойной воды, сначала левый приток, и на левом повороте реки приток справа. Река сжата четырьмя огромными скальными обломками, создающими двое асимметричных ворот, шириной 4-6 метров. Перепад воды 4м на длине 20-25м. Разведка по левому берегу, там же хорошая стоянка, за порогом небольшой плёс, удобный для страховки. Проход слева по основной струе.

Препятствие № 20

Шивера средней сложности 300м, проходится без просмотра

Препятствие № 21

Река разбивается на два рукава, проход по левому, сливы до 1м. Перед слиянием проток ступень, валы 1-1,5м. Шли основной струей.

Препятствие № 22 - "Перебор"

Ориентиры - островок посреди реки, река делает резкий - 100 градусов - поворот вправо, захода не видно. В пороге сложный слалом, узкие проходы между обливными плитами, на выходе кусающая бочка. Порог требует внимания и четкой работы экипажа. Проход по основной струе, слева.

Препятствие № 23 - "Бык"

От предыдущего препятствия - 300-400м, просмотр по левому берегу. Довольно интересный и сложный порог - серия крутых сливов до 1,5м, множество камней в русле, длина порога 400м. Проход по основной струе.

Препятствие № 24

Длина S-образной шиверы 1км. Все время приходится быть в работе из-за узких проходов и сильных сливов, находящихся в основной струе, которая движется от одного берега к другому.

Препятствие № 25

Шивера на правом повороте с небольшим прижимом к левому берегу, приток слева. Далее 2км относительно спокойной воды.Несложная шивера

Препятствие № 26

Шивера на правом повороте характеризуется большой скоростью течения и множеством камней в русле. Заканчивается шивера у левого притока навалом на левый берег.

Препятствие № 27

Прижим к двум ноздреватым камням у левого берега на правом повороте реки.

Препятствие № 28 - порог "Бобслей" /"Трёхступенчатый"/, 3 к.с.

Ориентиры начала порога: участок спокойной воды 100м после правого поворота реки, на правом берегу трехглавая скалистая гора, лежащее горизонтально бревно.

Для просмотра порога, лучше чалиться к песчаному пляжу правого берега, за порогом хорошая стоянка, длина порога 500м. Тропа левого берега лучше, однако стоянок в пределах порога нет. Страховка возможна с обоих берегов.
1-я ступень: слив с плиты, высотой 1,5-2м. В правой половине - крутой, с мощным "котлом", в левой - пологий и несложный.
2-я ступень: обливные плиты, сливы до 1м, идти центром.
3-я ступень: скальный коридор длиной около 50м, проход 6-7м, косой слив высотой 1,5м.

На этом заканчивается верхний каскад порогов Оны.

Средняя Она

Средняя Она начинается за порогом "Бобслей" и тянется 80км до пос. Малый Анзас. Река становиться шире /иногда до ста метров/, препятствия упрощаются, а плесы все более протяженные. До впадения р.Карасумы - много несложных шивер, ЧХВ около 4,5-5 часов.

После пос.Большой Он, приняв воды Карасумы, Большого и Малого Она, река становится намного мощнее. Из препятствий - отдельные шиверы с валами до 1м. До пос.Кубайка вдоль реки идет дорога из Абазы.Этот участок проходится за 1 день, ходовое время 5-6 часов, стоянок мало. Неплохая стоянка на правом берегу, после п.Кубайка в 4-5км, большой галечниковый пляж, левый берег высокий, скалистый , около нежилой Онинской заставы.

Препятствия № 29-39

Шиверы различной сложности, проходятся без разведки.

Препятствие № 40. "Завалы"

Разбои с завалами в протоках начинаются через 2 часа хода от порога "Бобслей". Это, пожалуй, самое неприятное из всего сплава по Средней Оне. Приходится продвигаться почти крадучись, , часто разведывая протоки, и проводя катамараны на руках на мелких перекатах. Этот участок тянется 4-5 км, необходимо двигаться правыми протоками, даже если кажется, что левыми было бы лучше. /Она течет под правым хребтом, делая множество поворотов, и в конце концов соединяется в единое русло./ Правый берег в основном крутой, обрывистый, стоянок нет.

Препятствия № 41-49

Перекаты и прижимы, все они проходятся без разведки.

До пос. Кубайка 5 автомобильных мостов, не считая моста через Б.Он.

Через 1,5 часа хода - поселок Малый Анзас, слева. Очень живописный вид на поля и луга - впечатление такое, что проплываешь берега Новой Зеландии или Шотландии. На этом участке ходят моторные лодки. Прохождение этого участка реки позволяет отдохнуть группе, снять физическое и эмоциональное напряжение, накопившееся при прохождении верхнего каскада порогов

Нижняя Она

За поселком Малый Анзас долина реки резко сужается, увеличивается скорость течения, появляются шиверы, мощь которых быстро растет. Этот участок именуется Нижними или Большими Онским порогами.

Характерная особенность препятствий Нижней Оны - разномасштабная турбулентность потока. Другая особенность - пенные котлы, погруженные ниже уровня воды.

Препятствия № 50-64

Шиверы разнообразного характера - иные мелкие, в иных же валы, отдельные бочки до 1 м. Встречаются пульсирующие валы и прочие проявления нестационарной турбулентности

Препятствие № 65 -  1й Онский (Джерга 1) 4 к.с.

Ориентиры начала порога: крутой левый поворот, впереди видны два мощных скальных выхода высотой около 100 м.
Сливы до 1,5 м, пульсирующие и опрокидывающиеся валы, спрятанные между ними обливные плиты с бочками. Особенно опасно крупная обливная плита в конце порога, основная масса воды уходит с нее влево, за плитой обширный мощный котел 1,5 м. На выходе валы, одиночные жесткие бочки. Для просмотра порога и обноса груза необходимо сделать чалку к левому берегу /небольшая песчаная гавань/, здесь хорошая тропа и чуть дальше неплохая стоянка Сразу за порогом на левом берегу также песчаный пляж и стоянка с баней.

Препятствие № 66

Простая шивера на левом повороте. За шиверой обширный плес, образованный подпором Второго Онского порога.

Препятствие № 67 - 2й Онский (Джерга 2) 4 к.с.

Начинается на плавном правом через 800 км после 1-ого Онского. В первой ступени слив 1,5-1,7 м, бочка 1,5 м, за ней цепочка сильно вспененных валов 1-1,2 м. Через 70-80 м вторая ступень - слева сливы до 1 м между крупных обливных камней, справа чистый проход с валами. Есть относительно простой проход вдоль правого берега. На выходе расширение русла, шивера.Порог прекрасно просматривается по тропе левого берега, вдоль которого расположено большое количество суводей, удобных для страховки.

Препятствие № 68-71

Шиверы, местами валы и бочки до 1 м. Характерная для Нижней Оны разномасштабная турбулентность выражена весьма слабо из-за низкой воды. Ходовое время от Второго Онского порог до р. Абакан 30 мин.

После впадения Оны в Абакан до г.Абазы остается пройти около 30 км, ходовое время около 3-х часов, препятствий нет. Закончить маршрут удобнее всего за 1км до моста за галечниковым пляжем на правом берегу, если группа встанет на ночлег (есть небольшие удобные поляны в лесу); и в 100м выше моста, если этого не делать.

Тут же через 150м остановка автобуса, которым можно доехать до ж/д и автовокзалов.

Дневник

Воскресенье-понедельник (30-31.07)

Вечером 30 июля наша группа собралась в аэропорту Внуково. Самолет Ту-154 Москва-Абакан вылетает в 23:00. Время в пути 4 ч. 40 мин. Обслуживание в авиакомпании «Владивосток Авиа» весьма приятное: долетели спокойно, во время полета кормят и раздают карамель «Взлётная». Лететь навстречу солнцу вообще очень интересно: рассвет в 3 часа ночи по Москве производит неизгладимое впечатление. В Абакан мы прилетели около 8 утра по местному. Город встретил нас теплым, солнечным утром. Настроение у всех приподнятое. Наш первоначальный план заключался в том, чтобы на рейсовой маршрутке доехать до г.Абазы, где ждала заранее заказанная машина, чтобы забросить нас к началу маршрута -105 км шоссе Абаза – Ак-Довурак. Однако уже в аэропорту наши планы пришлось корректировать. Из-за неполадок с троллейбусами добраться из аэропорта до центра города, где нас ждал товарищ, ехавший поездом, было проблематично. К тому же мы собирались покупать в Абакане продукты. Было решено, что нам нужна машина прямо из аэропорта. К счастью, нам удалось найти газель, согласную за приемлемую сумму довезти нас до 105 км. Благополучно забрав друга и закупив продуктов, мы выдвинулись к месту старта. Водителю машины, которая ждала нас в Абазе, пришлось выплатить неустойку. Дорога от Абакана до 105 км заняла у нас 4 часа. Погода в горах кардинально изменилась: стало пасмурно, накрапывал мелкий дождик. К началу пешей части нашего маршрута мы приехали около 17 часов. Идти Кохошский перевал было уже поздно, поэтому мы разбили лагерь на сухой площадке в 300 метрах от дороги.

Вторник (1.08) Штурм перевала

Встали довольно поздно из-за разницы во времени. В этот день нам предстояло перейти через перевал. Вещей много, и мы решили преодолеть расстояние в 2 ходки – сначала чуть больше половины вещей забрасывали на место следующей ночёвки все, кроме Кати; потом с вещами оставался Валера, готовивший ужин, а остальные возвращались и вместе с Катей переносили оставшиеся вещи (этой тактики мы придерживались на протяжении всей пешей части). В первую ходку мы вышли в 13:00. Подъем составляет 260 м, спуск к ручью Курукуль – 335 м. Тропа набитая, хорошо видна. Обратно вернулись через 5 часов. Путь в одну сторону с грузом занял около 2,5 часов. Дорога налегке быстрее – около 1-1,5 часов. За время отсутствия ребят Катя наблюдала за бурундуками, которые обитали недалеко от места нашей ночевки, пыталась покормить зверьков орехами, однако бурундуки боялись брать лакомство. Во вторую ходку вышли в 19:00, к лагерю пришли в 21:30. Нас уже ждал ужин.

Среда (2.08)

Снова встали поздно и вышли в 12:00. Катя снова осталась охранять наши пожитки. Параллельно с нами этот участок шло ещё неколько групп: москвичи из клуба Перово, команда Дакар из Омска, группа из Рязани и ещё пара групп по 2 человека. В отсутствие основной части группы Катя по частям перетаскивала наши вещи. Особое удовольствие доставлял катамаран Гоша-2.

Тропа вначале довольно сухая, потом ее начинают пересекать небольшие ручейки. Вторую ходку начали в 18:30. Иногда приходится идти вброд. Часть нашей группы надела сплавную обувь. У тропинки встречаются кусты жимолости, красной смородины. За день мы прошли около 8 км. и встали на просторной поляне рядом с избушкой на пригорке, чуть в стороне от основной трассы.

Четверг (3.08)

Вышли как обычно в районе 12. Тропа стала намного хуже: постоянно попадаются коряги, камни, брёвна. Местами тропа разветвляется. Встречаются заросли низких берёзок и высоких кустов, пробираться сквозь которые с рюкзаками очень неудобно. От места нашей ночевки до Оны 10 км. В первую ходку мужская часть группы прошла это расстояние за 4 часа и вышла к Оне в 16:15. Вторая ходка окончилась в 23:30 уже в полной темноте. Последние километры (от бревна с надписью – «2 км до Оны») пришлось идти с фонариками. Шли медленно, двое несли рюкзаки с рамами, которые цеплялись за низкие ветки, через каждые 50 метров брёвна через тропу. На этот участок потратили 1час 40 минут.

Пятница (4.08) Стапель

Стоим на большой поляне в месте впадения ручья Курукуль в Ону. Помимо нас здесь еще несколько групп, сразу видно, что маршрут пользуется популярностью. День выдался теплым и солнечным, наверное, единственный за весь поход без дождя. Собираем катамараны. Думали управиться за несколько часов, так как рамы притащили с собой (чего, как оказалось, можно было и не делать - на другом берегу Оны ещё много подходящих деревьев), но процесс сам собой растянулся на весь день. Каты были собраны около 7 вечера, однако мы упорно решили выйти. Отчалили в 8 под удивленные возгласы наших товарищей из других групп. План состоял в том, чтобы пройти 3 км и встать в более спокойном месте в устье ручья Каратош. Река до впадения Каратоша представляет собой мелководную шиверу с большим количеством камней в русле. Приходилось проявлять чудеса слаломной техники. Мы благополучно прошли шиверу за 40 минут и встали на левом берегу за впадением Каратоша, по соседству с группой курганцев.

Суббота (5.08) Сплав

Проснулись довольно рано, но время выхода стабильно - 12. Река представляет собой сплошную шиверу с валами и небольшими бочками. Дошли до порога «Максим», пропустив то, что называется порогом «Калибр». Зачалились к левому берегу, просмотр с которого очень удобен. В целом, порог можно идти без просмотра. Мы решили не отвязывать рюкзаки, обогнав таким образом другие сосредоточившиеся на пороге группы, которые решили обнести вещи. При средней воде порог выглядит как слив около 1 метра при небольшом расходе воды. Бочка за сливом мягкая. Особое внимание следует обратить на выходную шиверу, которая требует быстрого и точного маневрирования между больших камней.

До трехступенчатого порога шли всё с ходу. Просмотр решили совместить с обедом. Подкрепившись, все прошли препятствие без проблем. Далее пороги Верхней Оны идентифицируются слабо. Большинство препятствий мы проходили без просмотра, иногда останавливаясь, чтобы хоть что-нибудь сфотографировать. Около 18:00 мы увидели на берегу группу и, спросив, что за порог мы только что проплыли, были крайне удивлены: оказалось, что это «Бобслей», последний порог Верхней Оны. Согласно лоции, это одно из сложнейших препятствий на реке, однако у нас он не вызвал каких-либо проблем. Через час мы встали на стоянку на правом берегу после крутого правого поворота реки. На левом берегу – большая отвесная скала с растущей на ней одинокой ёлкой.

Воскресенье (6.08) День отдыха

На следующее утро мы осознали, что Верхняя Она пройдена, а впереди еще куча времени, и решили первую половину дня посвятить тренировке. Отрабатывали подтяг и отброс кормы. В 13:00 адмирал решил, что пора выходить, однако не менее получаса у нас занял животрепещущий спор о высоте елки на скале. Наконец, выходим в 14:00. Погода не радовала, шёл мелкий дождик. Через 2 часа захотелось пообедать. Мы сделали остановку, которая с общего согласия переросла в ночлег. Вышла этакая полудневка, которую мы посвятили ловле рыбы (бесполезное на Оне занятие, все равно на блесну ничего не ловится!) и сбору лесных даров: грибов и ягод.

Понедельник (7.08) Сплав

Нужно наверстывать упущенное время. Во многих описаниях сказано, что Средняя Она проходится за 1 день, что мы и собирались сделать. Однако ряд препятствий помешал нам осуществить задуманное. С первой трудностью мы столкнулись часа через 1,5 после выхода. Река разделяется на множество рукавов. В имеющейся у нас лоции написано, что нужно двигаться правыми протоками, но мы, к сожалению, не удосужились прочитать это место внимательно и прошли в левый рукав. В результате, борьба с завалами и перенос катамарана из левой протоки в правую стоили нам часа времени. На разбоях группа растерялась. Экипажи встретились только на стрелке Оны и р.Большой Он. Недалеко от стрелки находится деревня Большой Он, куда мы сходили на разведку. Деревня сейчас практически нежилая, из жилых осталось 5 домов, магазина и иных достопримечательностей нет.

После впадения Большого Она река становится гораздо полноводнее. Течение, однако, несильное, пороги отсутствуют. Снова пытаемся ловить рыбу и снова напрасно. О стоянке мы задумались в 19:30. Но найти подходящее место оказалось непросто. В 21:00, вконец измученные, мы встали в районе обозначенных на карте охотничьих домиков, рядом с другой группой. Холодно. Хочется быстрее поставить палатку, сварить ужин и залечь спать.

Вторник (8.08) Сплав

Выходим стабильно в 12. Около 15:30 мы в поселке Кубайка, где находится магазин. Выбор там небогатый, но можно купить пиво и вкусные вафли. Пообедали на берегу. Недалеко от места нашего обеда располагается турбаза. Радушный хозяин приглашал нас остаться на ночь и попариться в баньке, но времени у нас уже не было, нужно идти дальше. После посёлка Малый Анзас сложность реки увеличивается, появляются шиверы, мощь которых постепенно растёт. К 20:00 подошли к Первому Онскому порогу. Препятствие мы решили проходить с утра. На ночевку встали на большой поляне левого берега, где уже расположилась группа из 4 человек.

Среда (9.09) Дневка, тренировка на 1-ом Онском

Сегодня катаемся на Первом Онском. На пороге собралось много народу. Помимо нашей группы и соседей препятствие собралась проходить группа новосибирцев, которая стояла за порогом.

К сплаву мы приготовились лишь к 12:30. Первый раз порог проходили в усиленном экипаже - Валера и Сергей. Ребят секунд 5 подержала бочка за плитой под правым берегом. Затем 1-ый Онский прошел кат-1. Успешно прошли по основной струе. Следующим шёл кат-2. Катамаран попал в одну из бочек за обливной плитой. Неслаженные действия экипажа привели к килю судна. Оба участника оторвались от катамарана, причём один из них в выходных валах выпустил весло. Ребята благополучно добрались до берега. Катамаран догнал стоящий на страховке кат-3.Весло ушло безвозвратно. После спасработ порог прошел кат-3. Затем проходили по очереди смешанные экипажи. Килевых ситуаций больше не было. Наша команда страховала и другие группы, например группу из Новосибирска, проходящую Ону на катамаранах-четверках в стременной посадке.

Катание на пороге закончилось около 19:00. Вечером мы ходили к группе рыболовов, которые днём наблюдали за нашим прохождением 1-ого Онского. Они дали нам несколько пойманных в Оне рыбёшек (!) и поделились своими рыболовными секретами.

Четверг (10.08) Сплав, прохождение 2-го Онского.

В последний раз проходим 1-й Онский и через 15 минут подходим ко второму мощнейшему препятствию Нижней Оны, порогу 2-й Онский. Около получаса смотрим порог и обносим вещи. Погода начала портиться, и вскоре дождь полил как из ведра. Была выработана следующая тактика прохождения препятствия: первую ступень пройти по основной струе, а затем уйти под правый берег. Этой тактики придерживались все экипажи. Первым порог прошел экипаж ката-3 и встал на страховку под правым берегом. Затем порог успешно прошли и другие наши катамараны. Предполагалась, что наша команда будет снова страховать группу новосибирцев, однако они отказались от прохождения порога из-за сильного дождя. Сергей с Валерой сплавили 2 катамарана москвичей, стоявших с нами на 1-ом Онском, поскольку они хотели обносить, но разрешили для ускорения процесса сплавиться нам на их судах.

По окончанию прохождений в 16:00 был устроен сухой перекус. Готовить обед под проливным дождем было крайне сложно, небольшой костёр для особо замёрзших был устроен прямо под большим тентом. Вышли в 16:30. Следующие за 2-м Онским шиверы прошли без просмотра. К вечеру дождь почти закончился, и в 18:20 мы встали на ночлег тремя километрами  ниже стрелки Оны и Абакана.

Пятница (11.08)

На реке Абакан начался сильный паводок. Вода поднялась на 1,5-2 метра. Все члены нашей команды осознали, что нужно привязывать катамараны, даже если река широкая и суда вроде бы вытащили на берег - утром всё уже было на плаву. По Абакану мы шли, не прилагая особых усилий, и дошли до Абазы за 3,5 часа. Антистапель устроили на традиционном месте - в лесу на правом берегу недалеко от моста. Вечером, разделившись на группы, ездили в Абазу. Нас также навестил организатор машины для выброски и взял 100% предоплату.

Суббота (12.08)

В 11:00 за нами пришла заказанная ранее машина. Пофотографировавшись на прощанье, загрузили вещи и поехали обратно в Абакан. Прибыли около 15:00. Первым делом поехали на вокзал и сдали в багаж вещи, после этого пошли поселяться в гостинице. Двое наших товарищей уехали: Андрей на поезде, который отправлялся в этот же день, а Валера решил навестить родственников в Амурске.

Ночь в гостинице «Абакан» стоит 470 р. при условии, что удобства на этаже и больше 1000 р., если душ и туалет находятся в номере. Мы решили, что переживем и удобства на этаже. Часть группы ходила в баню, а вечером все до отвала наелись в расположенном недалеко от отеля кафе «Абакан».

Воскресенье (13.08)

Наш самолет вылетал в 9:40. Утром мы вызвали к гостинице такси. Долго пытались впихнуть наши вещи в четверку, багажник которой никак не хотел закрываться. Наконец, нам это удалось. Благополучно сели в самолет и полетели обратно в Москву…

Дополнительные сведения о походе

Состав группового снаряжения

Катамаран-двойка 3 шт.
Вёсла 6 шт.
Запасные вёсла 3 шт.
Спасконцы 3 шт.
Насосы 3 шт.
Ремнабор 1 шт.
Аптечка 1 шт.

Погодные условия

Во время путешествия погода отличалась неустойчивостью, часто меняясь несколько раз в день. Средняя температура составляла 18-20 ºС. Полностью солнечными выдались всего пару дней . К концу похода погода ухудшилась: проходить 2-ой Онский порог пришлось под проливным дождем и сильном ветре при температуре +12 ºС. От частых и обильных дождей на Абакане начался паводок – к утру 11.08 вода поднялась на 1,5-2 метра. Утром 12.08 уровень воды существенно спал.

Смета похода

Наименование расходов На 1 чел. На 6 чел.
Авиабилеты Москва-Абакан-Москва (5 шт) 13300 р. 66500 р.
Газель Абакан-105 км шоссе Абаза-Ак-Довурак 830 р. 5000 р.
Газель Абаза-Абакан 500 р. 3000 р.
Продукты питания 1000 р. 6000 р.
Ночь в гостинице «Абакан» (4 чел.) 470 р. 1880 р.
Перевоз багажа поездом    

Выводы и рекомендации

  • Во многих отчетах по Оне говорится, что из-за высокой посещаемости маршрута леса для рамы на месте стапеля нет. Однако мы убедились в ошибочности этого мнения. Лес можно найти, если перейти на противоположный берег реки, что при среднем уровне воды легко осуществить вброд.
  • На пешую часть маршрута нужно отводить не менее 2 дней. Преодолеть путь до реки быстрее можно только при условии, что вы идёте в 1 ходку и без рамы.
  • Многие пороги Верхней Оны, идентифицируются с трудом из-за отсутствия чётких ориентиров. Река имеет характер непрекращающейся шиверы
  • Несложные пороги Верхней Оны хорошо подходят для совершенствования слаломной техники и самосплава.
  • Пороги Нижней Оны, в особенности 1-ый Онский, удобны для отрабатывания действий экипажа на высоких валах и в бочках.
  • Из природных ресурсов можно выделить черную и красную сморидину, жимолость, грибы. Голубики и черники нет, за исключением верховий р.Каратош. Рыбы на реке в последнее время стало мало, и её ловят исключительно на мушку. Брать с собой блёсны бесполезно.
  • Необходимо точно планировать время прохождения Средней Оны, т.к. хороших стоянок на участке практически нет. Первая более-менее приличная встретилась нам в районе охотничьих домиков, обозначенных на карте.
  • Несмотря на то, что река Абакан после впадения Оны имеет практически равнинный характер, из-за большой площади водосбора уровень воды в ней может за ночь подняться на 2 метра.

Список литературы

  1. В.Е.Юрин «Она - столбовая дорога водного туризма», 2001
  2. Отчёт о водном походе 4 к.с. по рекам Оне и Абакан турклуба «Зодиак»

Картографические материалы

  1. Топографические карты генерального штаба, масштаб 1:200000. Листы: M-45-VI (Озеро Кара-Холь), N-45-XXXVI (Матур), N-46-XXXI (Абаза)
  2. Схемы маршрута. Масштаб 1:100000.