Сроки проведения: 29 апреля - 9 мая 2005г.

Автор: Дайнеко Михаил
Версия: 1.2 от 14.12.2005

Московский Городской Центральный Туристический Клуб

Большая Лаба - Белая - Мзымта

Отчет о водном (катамараны + каяк) походе 3 (с элементами 6) категории сложности,
совершенном с 29 апреля по 9 мая 2005 г., в районе Северного Кавказа по маршруту:
1. р. Б.Лаба: пос.Загедан — р. Б.Лаба — пос.Курджиново
2. р. Белая: пос.Гузерипль (р.Желобная) — р. Белая — 2 км. ниже каньона «Гранитный»
3. р.Мзымта: слияние Мзымты и Пслуха (Поляна Нарзанов) — р.Мзымта — Черное море.
Руководитель — М.В. Дайнеко (mvid@hotbox.ru, 8-499-743-59-83)

Москва 2005г.

Паспорт маршрута

Категория сложности: 3 с элементами VI
Средства сплава (см. стр. 24): 4 катамарана (2 двухместных и 2 четырехместных) + 1 каяк
Нитка маршрута: г.Армавир — пос.Загедан — р.Большая Лаба — пос.Курджиново — пос.Гузерипль — р.Белая — 2км ниже каньона «Гранитный» — «Поляна Нарзанов» — р.Мзымта — Черное море (г.Адлер) — г.Краснодар.
Протяженность маршрута: 121 км
Количество участников: 13 человек
Сроки путешествия: 29 апреля — 09 мая 2005г.
Уровень воды: р.Б.Лаба – высокий; р.Белая – средний; р.Мзымта – ниже среднего.
Средняя температура воздуха: днем +10...+20°C, ночью 0...+10°С

Состав группы

Ф.И.О. г.р. Туристский опыт Обязанности в группе Средство сплава
1 Дайнеко Михаил Владимирович 1978 Катунь - Чуя - Катунь (4Р), Кекемерен - Чон Кемин (6У) Руководитель + капитан кат-2 №1
2 Сметанников Владимир Борисович 1982 Кекемерен - Чон Кемин (6У) Завхоз + матрос кат-2 №1
3 Казаков Алексей Алексеевич 1979 Аргут (6У), Кекемерен - Чон Кемин (6У) Зам.руководителя + капитан кат-4 №1
4 Александров Сергей Игоревич 1980 Кекемерен - Чон Кемин (6У) Фотограф + матрос кат-4 №1
5 Лесогоров Дмитрий Юрьевич 1976 Шавла – Аргут – Катунь (5У) Врач + матрос кат-4 №1
6 Ростокин Николай Юрьевич 1980 Китой (5У) Врач + матрос кат-4 №1
7 Килькинов Максим Васильевич 1978 М.Лаба – Уруштен (3(5)У) Музыкант + капитан кат-4 №2
8 Васильев Антон Владимирович 1980 Мзымта (2(5)У) Синоптик + матрос кат-4 №2
9 Паутов Андрей Сергевич 1979 М.Лаба – Уруштен (3(5)У) Казначей + матрос кат-4 №2
10 Загребнев Игорь Владимирович 1975 М.Лаба – Уруштен (3(5)У) Носильщик + матрос кат-4 №2
11 Кочетков Сергей Анатольевич 1978 Кок-Хем – Бий-Хем (5У) Видеооператор + капитан кат-2 №2
12 Макаров Павел Вячеславович 1983 Кок-Хем – Бий-Хем (5У) участник + матрос кат-2 №2
13 Чесноков Никита Сергеевич 1983 Кок-Хем – Бий-Хем (5У) (каяк) участник + капитан Каяк №1

Выбор маршрута

Основными задачами майского похода являлись: тренировка как техники сплава, так и слаженности группы (особенно при страховке и быстрых утренних сборах, что обеспечивает мобильность передвижения группы (13 человек)), подготовка к летним более сложным и длительным походам (5-6 к.с.). В связи с этим, мы рассматривали реки с соответствующими элементами сложности (5-6), расходом, позволяющим производить сплав на катамаранах и имеющие удобные подъезды и дорогу вдоль реки, т.к. это дает возможность мобильно передвигаться и позволяет максимально использовать время похода для тренировок. Таким образом, при выборе маршрута обсуждались реки регионов Алтая, Кавказа, Киргизии и Турции. Несмотря на привлекательность всех этих районов, выбор пал на реки Кавказа, в связи с наиболее близким расположением их к Москве и нахождением их в России, что уменьшает временные затраты как на подъезды так и на оформление всех необходимых разрешений, виз и т.п. Следует отметить, что реки Кавказа имеют очень короткую протяженность спортивных участков, около 40 км, но их близкое расположение друг к другу позволяет перемещаться с реки на реку за относительно короткое время - не больше чем за одну ночь (естественно, на машине сопровождения). Среди рек кавказского региона на территории России есть три реки, которые соответствовали нашим планам. Это такие реки как р.Большая Лаба, имеющая три препятствия 5 к.с. (порог «Прощай Родина», каньоны «Сосновый» и «Соленые скалы») и два порога 6 к.с. («Кирпич» и «Затычка»), р.Мзымта, интересная «Греческим ущельем» (5-6 к.с.), в котором на протяженности 12 км имеется 9 серьезных порогов, и, естественно, сложнейшая река северного Кавказа – р.БЕЛАЯ. Тщательно взвесив спортивные характеристики рек, удаленность их друг от друга и время, отведенное на поход, которое строго определялось «майскими праздниками», мы остановились на выборе рек Большая Лаба и БЕЛАЯ, естественно очередность рек определялась их сложностью и поэтому р.Б.Лаба была первой. Реку Мзымта мы решили оставить в качестве запасного варианта.

Вопрос об оформлении погранпропусков в район р.Б.Лаба мы решили из Москва, связавшись с погранотрядом по телефону и выполнив их указания. (в/ч №2011, г.Черкесск, ул.Леонова, д.2, тел.: 8(87822)5-63-40, командир полковник Фархутдинов Николай Галиевич)

Краткая характеристика района*

Кавказ — молодая горная система со сложным и разнообразным рельефом. Горные массивы к северу и к югу от Главного Кавказского хребта изрезаны узкими, нередко каньонообразными, глубокими долинами рек Каспийского, Азовского и Черного морей.

Высокие горные хребты служат своеобразным климаторазделом: они мешают проникновению холодных северных ветров на юг и влажного теплого воздуха с юга. Поэтому климат северных склонов хребта в основном умеренно-континентальный, а южных склонов — субтрипический, влажный. В целом, климат Кавказа сравнительного мягок и позволяет совершать здесь водные походы с апреля по ноябрь.

Водные маршруты Кавказа своеобразны. Большинство из них достаточно коротки, либо из-за малой протяженности самой реки, либо неинтересной в спортивном и эстетическом отношении пологой ее части. Кроме того, разветвленная транспортная сеть района, удобство подъездов и отъездов, большая населенность мест позволяет идти с существенно меньшими, чем в условиях дальнего похода, физическими, временными и психологическими затратами. Поэтому Кавказ — уникальный район для коротких походов межсезонья.

Вместе с тем, большие уклоны, высокая скорость потока, насыщенность сложными, различными по характеру препятствиями, узость, а часто и каньонообразность русла рек делают сплав по-настоящему экстремальным. Такая противоречивость наложила отпечаток на спортивную классификацию рек Кавказа. Почти все они оцениваются II-III категорией сложности, усложненной элементами V-VI к.с.

Краткое описание похода

В связи с тем, что р.Б.Лаба находится в непосредственной близости к городам Армавир, Невинномысск, Черкесск и имеет соответственно хорошие подъезды от этих городов, мы провели поиск фирм в этих городах, которые могли бы предоставить нам два микроавтобуса, т.к. по нашим оценкам именно два микроавтобуса должны были обеспечить нам максимум мобильности и комфорта при переездах. Проведенный поиск показал, что в г.Армавир есть несколько крупных фирм предоставляющих такие услуги. Мы остановились на выборе фирмы 77777, которая предложила нам очень хорошие цены. (их телефон в г. Армавир 8-(86137)-7-77-77).

Т.о., приехав в г. Армавир 1 мая 2:30 часов ночи мы погрузились в машины и поехали на р.Б.Лаба. В 8:40 утра этого же дня мы приехали на поляну перед порогом «Прощай Родина» и приступили к сборке судов. 2 Мая около 7 часов закончив сплав по реке Б.Лаба, не теряя времени, мы быстро произвели антистапель и поехали на р.Белая. Добравшись до реки, мы заночевали на поляне ниже моста перед каньоном «Гранитный». Приехав к поселку Гузерипль в 10 часов утра 3 мая мы оперативно собрали катамараны и приступили к сплаву. 4 Мая вечером, после прохождения частью группы каньона «Гранитный», было принято решение о том, что оставшиеся 3 дня наиболее логично будет провести на р. Мзымта, т.к. для целей нашего похода «Греческое ущелье» было более интересным, чем каньон «Хаджохский». Приехав 5 мая с утра на р.Мзымта на «Поляну Нарзанов», мы выяснили у стоявших там групп, что о прохождении «Греческого ущелья» можно забыть и, вероятно, навсегда. Дело в том, что вместо стоявшей одной трубы забора воды для ГЭС теперь их две, поэтому, итак обычно не высокий уровень воды в «Греческом ущелье», упал до нереально низкого для сплава даже на каяках. Поэтому было решено, что следующий день можно «дневать» тренируясь на участке, который обычно называют «верхние пороги» (пороги 1-ый верхний, 2-ой верхний, «Троллейбус«), что позволило организовывать работу смешанными экипажами. Вопрос о прохождении порогов, находящихся выше «Поляны Нарзанов», решился очень просто – не ходить. Т.к. при осмотре реки выше «Поляны Нарзанов» было обнаружено, что река там имеет очень низкий уровень воды, не позволяющий производить оправданный сплав. 6 Мая, сплавившись до плотины ГЭС и убедившись в невозможности прохождения «Греческого ущелья», мы обвезли катамараны за «Греческое ущелье» и сплавились до Черного моря. Следует отметить, что при просмотре «Греческого ущелья» мы наблюдали потрясающее зрелище: подойдя к месту порогов «Белоснежка» и «7 гномов», наводивших ранее страх на туристов водников, мы поняли, что это не в прошлом, и они и сейчас способны сильно пощекотать нервы. Как только мы подошли к этим порогам, вода резко начала подниматься и за короткое время поднялась на 2 метра (!!!), естественно, такой ход событий поверг нас в ужас, т.к. пути отхода к берегу были отрезаны, а мы не знали, будет ли дальнейшее повышение уровня воды. Переместившись в наиболее безопасные места (те, что выше), мы с облегчением увидели, что уровень воды падает, и «Греческое ущелье» опять превратилось в ручей. Далее на протяжении 30-45 минут это повторилось пять раз. Вернувшись к плотине, мы узнали у одного из работников ГЭС, что из-за прошлогодних селей вода Мзымты содержит много песка, что приводит к забиванию каких-то механизмов плотины, и поэтому им приходится периодически чистить их спусканием некоторого количества воды из озера перед плотиной (что происходит по команде из Краснодара).

7 и утро 8 мая мы провели на пляже Адлера, очень понравилось. Примерно в 14 часов мы сели на электричку до Краснодара, откуда у нас были билеты на поезд до Москвы.

Следует отметить, что группа почти в полном составе тренировалась перед походом на р.Мста в период паводка (апрель), при этом, на пороге «Лестница» отрабатывалась работа смешанными экипажами, самосплав (через основной слив), постановка катамарана на ровный киль, а также заход в слив лагом и кормой.

График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
29-30 апреля 1,2 г. Москва – г. Армавир поезд
1 мая 3 г. Армавир – пос. Загедан – 500 м. выше каньона «Солёные скалы» машина
20 сплав
2 мая 4 500 м. выше коньона «Солёные скалы» - порог Затычка – пос. Курджиново – пос. Гузерипль 20 сплав
машина
3 мая 5 пос. Гузерипль – каньон «Гранитный» 35 сплав
4 мая 6 каньон «Гранитный» - р. Мзымта (Поляна Нарзанов) 4.5 сплав
машина
5 мая 7 Днёвка
6 мая 8 р. Мзымта (Поляна Нарзанов) — Чёрное море 39 сплав
машина
7 мая 9 Чёрное море Днёвка
8 мая 10 Чёрное море(г. Адлер) — г. Краснодар поезд
8-9 мая 11,12 г. Краснодар — г. Москва поезд
Итого активными способами передвижения: 121

Техническое описание, дневник

1 мая

В 2:30 утра мы приехали в г.Армавир. На перроне нас встречали водители двух заказанных нами микроавтобусов, которые должны были сопровождать нас на протяжении всего похода. Разместив свои вещи в грузовом микроавтобусе (Мерседес L-320), мы сели в пассажирскую «газель» повышенной комфортности (сиденья расположены по ходу движения), и отправились на р. Б. Лаба. Ночной переезд позволил нам сэкономить время, т.к. мы отоспались в дороге. На поляну перед порогом «Прощай Родина» мы приехали к 8 часам утра.

Позавтракав, собрали катамараны, и, погрузив вещи в машины, в 13:30 мы начали спортивную часть нашего похода. Уже в 14:03 первый катамаран (кат-4 №1) пошёл на штурм порога «Прощай Родина». Ориентиром порога служит длинная поляна на левом берегу, после которой на правом берегу следует галечная отмель. Порог «Прощай Родина» является первым серьезным препятствием, сложность которого мы оценили как V к.с.. Основная сложность порога заключается в трехметровом сливе, заход в который осложнен, а также тем, что примерно через 200 метров после порога начинается каньон Сосновый (V к.с.).

Страховка первого катамарана (кат-4 №1) осуществлялась с берега тремя спасконцами. После удачного прохождения кат-4 №1 зачалился и встал на страховку в 25 метрах ниже основного слива порога. Следующие прохождения осуществлялись при страховке как с берега - спасконцами, так и с воды - катамаранами. Дальнейшая очередность прохождения была следующей: вторым пошёл кат-2 №1, третьим каяк, четвертым кат-4 №2 и пятым кат-2 №2. Все катамараны и каяк шли правее центра реки, обходя обливной камень на заходе с права. При обработке порога катамараны прошли удачно, а каяк, хорошо отработав на заходе в основной слив порога, застрял в бочке слива, в результате чего через 15 секунд жесткой борьбы каякер отстрелился. Согласно основному принципу: (в том числе и походов) «спасай людей, а не вещи», страховка, пропустив каяк, который первый ушел в низ по течению, оперативно сработала и через 40 секунд после отстрела каякера, катамаран кат-4 №1 подобрал его в 40-45 метрах ниже основного слива.

Погоню за каяком решено было начать сразу после прохождения порога «Прощай Родина» оставшимися двумя катамаранами. Поэтому катамараны кат-4 №1, кат-2 №1 и кат-4 №2 (экипажи которых были не первый раз на реке и ходили этот каньон раньше) отчалили сразу после прохождения кат-2 №2. Т.о. обработка каньона «Сосновый» осуществлялась следующим образом: сначала пошли три катамарана со взаимной страховкой, после удачного прохождения каньона кат-4 №1 сразу пошёл в погоню за уплывшем в низ каяком, а кат-2 №1 и кат-4 №2 остались страховать кат-2 №2, при этом воссоединение группы было назначено за мостом, который стоит перед каньоном «Солёные скалы». Экипаж кат-2 №2, после прохождения порога «Прощай Родина», собрал оставшиеся вещи (фото, видео и спасконцы) и в гордом одиночестве пошёл на удачный штурм каньона «Сосновый».

Т.о. на прохождение порога «Прощай Родина» и каньона «Сосновый» суммарно ушло 1 час 40 минут, из них 1час 10 минут потребовалось на обработку порога «Прощай Родина».

Каньон «Сосновый» начинается после порога «Прощай Родина». Препятствия в каньоне определяются уровнем воды. В большую воду, которая была у нас, сложность каньона определяется серией огромных валов до 2-х метров, расположенных в ущелье шириной около 7 метров, при этом возможен навал на скалы, как правого, так и левого берега. Это ущелье заканчивается 2-х метровым сливом. Очень сложный просмотр порога и обнос вещей возможен по автодороге на высоком обрывистом левом берегу или по правому берегу непосредственно у порога. Вещи нужно обносить сразу за каньон Сосновый на поляну, расположенную приблизительно в километре после каньона, вдоль дороги.

Страховка в пороге со скалы правого берега спасконцом и/или катамараном сразу после выхода из каньона.

Далее, катамаран кат-4 №1, пробив все преграды на своем пути, в том числе порог «Блыб» по центру, догнал упущенный каяк примерно в 2км ниже порога «Блыб». Остальные катамараны подошли к порогу «Блыб» в 16:40.

Порог (каньон) «Блыб» (IV к.с.): Ориентиром служит правый поворот реки с пирамидальной камнем-скалой на левом берегу (на камень нанесен плавник). Чалка на левый берег для просмотра. Ключевые места: прижим к скале левого берега вначале и большая бочка между отвесных стен на выходе из каньона, кроме этого, валы до 1 метра и бочки, разбросанные по руслу реки.

Прохождение порога осуществляли в следующем порядке: кат-2 №1, кат-4 №2 и кат-2 №2. Кат-2 №1 шёл порог «Блыб» по центру через основную бочку (специально для тренировки), при этом, он не смог пробить бочку, что привело к 20-ти секундной борьбе катамарана с бочкой: победителем, как и всегда раньше в таких ситуациях, вышел кат-2 №1. Кат-4 №2 также шел через основную бочку, но пробил ее без проблем. Кат-2 №2 удачно обошел бочку слева, задев ее правым баллоном. На обработку порога ушло около 30 мин.

В 17:40 катамараны кат-2 №1, кат-4 №2 и кат-2 №2 подошли к месту ночевки – поляна перед каньоном «Солёные скалы», где их уже ждали кат-4 №1 и каяк. Вечером поставили баню и немного отметили приезд, первый день сплава и, естественно, день трудящихся.

2 мая

Подъем в 8:00. Быстрый просмотр капитанами каньона «Солёные скалы» до порога «Кирпич». В 12:00 встали на воду.

Ориентиром начала каньона «Солёные Скалы» (V к.с.) (длиной около 2.5 км), служит автомобильный мост через реку. Это опасное и самое протяженное препятствие на реке, отличающееся большим уклоном и представляющее, по сути, одну большую шиверу со множеством бочек, прижимов, крупных обливных и выступающих камней и высокой скоростью течения.

Прохождение первого участка каньона (до порога «Кирпич») осуществлялось связками со взаимной страховкой, сначала кат-4 №1, кат-2 №1 и каяк, а затем кат-4 №2 и кат-2 №2. Прохождение по основной струе, обходя мощные бочки, чалка на левый берег перед порогом «Кирпич». В 12:10 вся группа была у порога «Кирпич». Ориентиром порога служит плавный правый поворот реки, участок со скалами, нависающими над дорогой и два огромных красно-коричневых валуна на левом берегу. Перед порогом течение замедляется и можно спокойно зачалиться на левый берег для просмотра. Порог представляет из себя следующее: первый валун на левом берегу является своего рода плотиной, перегораживающей 2/3 русла реки. Между валуном и осыпью правого берега надводный прямоугольный камень, похожий на кирпич. Практически весь поток огибает эту плотину справа по треку, при этом, река сужается примерно в двое. В конце сужения – двухступенчатый слив (примерно 4 метра). Сильно мешающих деревьев, которые были здесь раньше, не было. Однако было два дерева на которые необходимо было обратить внимание: бревно торчащее с левого берега метра на два - в сливе «Кирпича» и бревно прибитое сливом ко дну.

Т.к. сразу после порога начинается второй участок «Солёных скал» и в нашу воду вероятность чалки после порога была очень мала, было решено идти «Кирпич» и второй участок «Солёных скал» вместе. Поэтому прохождение порога «Кирпич» и второй участок «Солёных скал» было решено осуществлять следующим образом: каяк занесли за порог; первым пошел кат-4 №1, который, удачно обработав «Кирпич» устремился во второй участок «Солёных скал» и, пройдя его без проблем, стал на страховку сразу на выходе из каньона (на выходе из порога и в конце каньона стояли спасконцы – по две штуки); далее пошёл кат-2 №1, и после удачного прохождения порога к нему присоединился каяк, и они в связке с взаимной страховкой прошли второй участок «Солёных скал»; затем пошёл кат-4 №2, который не сильно пробил баллон, вероятно, задев корень бревна в сливе порога «Кирпич», что было замечено в конце каньона «Солёные скалы», но это не помешало безопасно и без проблем закончить прохождение каньона; и последним пошел кат-2 №2, в составе Кочетков - Чесноков (матроса (Макаров) заменили на более опытного Никиту Чеснокова - каякера, в таком составе ребята проходили порог «Катаклизм» на реке Кок-Хем). На обработку порога «Кирпич» и второго участка «Солёных скал» ушло 2 часа, все шли по основной струе, обходя бочки, камни и прижимы, прошли без переворотов (обнос каяка порога «Кирпич»). Пробой баллона у кат-4 №2 был устранен за 30 минут.

Следующий порог «Затычка» начинается примерно через 500 метров после каньона «Солёные скалы». Порог имеет две ступени: первая – это 1,5-метровый слив через все русло, основная струя в котором идет ближе к правому берегу, далее 50м быстротока, вторая – это главный слив через гряду камней с мощным котлом. Общее падение воды около 5-6 метров. Во второй ступени основная струя идет по центру и, упираясь в обломок скалы лежащий по центру русла, уходит налево. Также во второй ступени имеется красивый проход для каяка под левым берегом, это двухметровый вертикальный слив. Просмотрев порог и выставив спасконцы, мы отправили кат-4 №1 на его штурм. Он без проблем преодолел обе ступени порога и встал на страховку. Вторым прошел кат-2 №1. Затем каякер после длительных раздумий прыгнул вторую ступень «Затычки» под левым берегом и был этим очень доволен т.к. морально реабилитировался после не удачного прохождения «Прощай родины». И последним прошел кат-4 №2. Кат-2 №2 обнесли. На обработку порога ушёл один час, все прошли удачно. Катамараны шли по основной струе.

Быстро перекусив, в 17:00 мы отошли от порога «Затычка» и к 19:30 мы были уже у пос. Курджиново. В 20:15 погрузились в машины (катамараны разобрали) и отправились на р.Белая. По дороге мы остановились поесть в одном из придорожных кафе. На ночёвку встали на реке Белая на поляне ниже моста перед каньоном «Гранитный».

3 мая

Встали в 8 часов утра, позавтракали, погрузились в машины и к 12:30 приехали к месту начала сплава по реке Белая – впадение реки Желобная. К 15:10 мы пообедали и собрали катамараны. В 15:30 начали сплав по реке Белая. Участок до порога «Топоры» мы просмотрели пока заезжали (останавливались и спускались к реке). Просмотр показал, что наша группа может идти его сходу, и мы прошли его за 50 минут без промежуточных чалок, но выдерживая дистанцию 10-30 метров – в «боевом порядке» кат-4 №1, кат-2 №1, каяк, кат-4 №2 и кат-2 №2.

Километрах в 2.5 - 3-х от места начала сплава - первый порог "Театральный". Явных ориентиров порога нет, разве что красноватые крутые скалы левого берега. Разведка порога и страховка возможна по правому берегу. На входе в порог в левой и центральной части русла лежат два больших скальных обломка, которые обходятся справа по сливу. Далее следует сильный, но незаметный с первого взгляда, прижим к скалам правого берега и, наконец, основной слив с небольшой бочкой. Порог в нашу воду не представлял большой сложности, пройден всеми экипажами с ходу

Через 100 м. после порога небольшая, но жёсткая шивера с валами до 1м. После шиверы река успокаивается, скорость течения невысокая.

Ориентиром следующего порога "Топорики" служит осыпь крутого левого берега, по которому угадывается крутой (90 град.) поворот. По большой воде причалить для разведки необходимо до поворота, при понижении уровня воды можно зайти немного за поворот и причалить к крупным камням левого берега. Разведку, страховку, фото и видео съемку лучше проводить с дороги левого берега. В русле разбросаны камни. В правой части порога выступает из воды каменная гряда. В центре русла крупный каменный обломок. За ним почти поперек всего русла слив с жесткой бочкой, при небольшом уровне воды за сливом обнажаются камни. Далее почти до крутого левого поворота в русле чередуются валы с бочками, которые тем больше чем больше воды в реке. "Топорики" - относительно сложный порог и может быть опасен бочкой в основном сливе, особенно при повышении уровня воды. Порог пройден успешно с ходу.

За поворотом река постепенно успокаивается, встречаются отдельные шиверы и обливные камни, валы до 0.5-0.7 м. Через пару километров от порога встречаются несколько мощных шивер с валами по большой воде более 1 м. Всего от пор. "Топорики" до водопада "Топоры" около четырёх километров.

Четких ориентиров "Топоров" нет, поэтому обязательна разведка по дороге левого берега. "Топоры" - сложное локальное препятствие, требующее от экипажа точного захода. Весь скальный массив, перегораживающий реку, обнажается и сбрасывает воду в узкий до 3 м поток, мечущийся под левым берегом, и заканчивается мощным косым котлом и навалом на скалу левого берега. При этом суммарный перепад составляет метра четыре.

Выставив страховку и посмотрев на неудачные попытки прохождения порога трех катамаранов двушек из другой группы (мы так и не поняли их замысла: они все заходили одинаково и ложились, естественно, тоже одинаково), мы приступили к обработке порога. Было решено, что первым идет двойка т.к. необходимо было оценить возможный негабарит для четверки. Итак, первым пошел кат-2 №1, при этом заходили правее основной струи и сваливались в котел перенося центр тяжести на правый баллон и пытаясь создать дополнительный момент (вращения катамарана по часовой стрелке в горизонтальной плоскости) от скалы левого берега, для этого гребец левого баллона перенес свой центр тяжести как можно ближе к правому баллону и зарубился между баллонами в конце слива, а гребец правого баллона откренивался вправо по дуге от носа к корме. После удачного прохождения «Топоров» нам сообщили (на пороге в это время было около четырех групп, а также в этот день закончились соревнования проводящиеся здесь ежегодно и естественно многие участники этих соревнований пытались пройти «Топоры»), что мы были первые, кому удалось сегодня пройти порог успешно. После этого мы решили побыстрее закрепить результат и на штурм «Топоров» отправилась четверка (кат-4 №1), которая прошла аналогично - успешно, что повергло в недоумение стоявшие группы, которые при прохождении пытались миновать основной котел прыгая через обливной зуб находящийся в правой части слива. Следующий в «Топоры» пошел каяк – в слив зашел справа (не по основной струе), хорошо прыгнул, но уже после слива многочисленные поганки его положили, встал сам. Затем прошли кат-4 №2 – удачно и кат-2 №2 – неудачно. Переворот кат-2 №2 на 50% был обусловлен тем, что расположение гребцов на катамаране смещено ближе к «носу» (при достаточно резком сливе такое расположение сильно увеличивает вероятность носовой свечки катамарана). После переворота экипаж кат-2 №2 хотел одним веслом самостоятельно зачалить судно в улово, но, к сожалению, им это не удалось и в ста метрах до порога им пришлось покинуть катамаран. В результате экипаж вылез на берег, а катамаран ушёл в следующие пороги «Киши-1» и «Киши-2» (расстояние между порогами «Топоры» и «Киши-1» около 500 метров), где между порогами надолго застрял в улове, находящемся метрах в 15 от левого берега. Его успешно зацепили спасконцом, снабженным метровой палкой, которая, попав между баллонами, зацепилась за раму и выдернули из улова.

В нашу воду пороги «Киши-1» и «Киши-2» представляли один мощный порог имеющий две ступени, с начало идет примерно четырехметровый не очень резкий косой слив за которым следует серия бочек, далее метров 50 быстротока, до второго трехметрового слива, за которым хорошая чалка.

Прохождение порогов «Киши-1» и «Киши-2» осуществлялось в следующем порядке: кат-4 №1, кат-2 №1, каяк и кат-4 №2; кат-2 №2 порог не ходил.

Участок порог «Топоры» - порог «Киши-1» и «Киши-2» был обработан группой за два часа и закончен в 18:20. После чего мы сплавились 16 км до моста через р.Белая, расположенного выше каньона «Гранитный», где находится поляна на которой мы ночевали со 2 на 3 мая (т.е. сегодня), там и заночевали. От моста до пос. Хамышки несколько шивер средней сложности. Русло расширяется. Метрах в 700-800 от моста находится порог "Московская бочка", по нашей воде порог относительно простой и представлял собой несколько небольших сливов. За селением Хамышки река постепенно сжимается и пересекает хребет Дудугуш. Сплав до автомобильного моста перед каньоном Гранитный занимает два часа. За мостом надо причалить к правому берегу.

4 мая

Встали в 7 часов утра, позавтракали и отправились на просмотр каньона «Гранитный». С утра шёл дождь.

Каньон Гранитный, он же "Блокгауз", он же Сюковский, протяженность 4-4.5 км (6С). Разведка всего каньона обязательна. Удобнее это делать по дороге правого берега. Практически все препятствия хорошо просматриваются с дороги, лишь на участке "Восьмерка" - "Поворот" приходиться лазить по кромке скал. Отрезок от моста до водопада "Горка" длиной 1.5 км несложен, шиверистого характера и может использоваться как разминочный. Здесь встречаются валы до 1м., прижимы, небольшие бочки.

Водопады "Горка" - "Пригорок" - комплексное и самое опасное препятствие каньона. В зависимости от уровня воды характер участка сильно меняется. В нашу воду "Горка" - слив высотой примерно 3 метра с мощным, пульсирующим и очень опасным котлом за ним. За водопадом поток несется в сплошной кипящей пенной трубе, которая через несколько десятков метров переходит в порог "Пригорок", опасный косой неравномерной бочкой за ним. Чалка в нашу воду между порогами была невозможна. Общий перепад двух порогов 7-8 метров. После "Пригорка" начинается участок каньона длиной ок. 3-х км, на котором сконцентрированы 10 (в зависимости от воды) сложных порогов. Река зажата в высоких, крутых (от 15-ти до 60-ти м. в середине и конце) скалах. Спусков к воде без специального снаряжения практически нет, страховка с берега до конца каньона по этой причине почти невозможна. При планировании прохождения весь этот участок можно рассматривать как комплексное препятствие. При нашем уровне воды (средний) местами были улова, где можно было сделать передышку.

Порог "Восьмерка": Два последовательных прижима через 100м после "Пригорка".

Порог "Зуб": За "Восьмеркой" мощный навал на правый берег, образующий слив, в сужении. Требует точного захода и немедленного прострела справа налево после слива, для захода в следующий порог.

Порог "Зубодробой": Горка с тремя последовательными сливами с бочками до 1 м; длиной метров 30-40. Первые два слива под левым берегом, а третья под правым.

Порог "Поворот": Сильный прижим к левому берегу на крутом правом повороте. Начиная с этого порога, каньон становится вдвое шире, высота стен достигает 50м. Дальше - участок гладкой воды 150м.

Порог "Кубанский": Прорыв через гряду камней в расширении русла: несколько небольших сливов через обливные камни.


Через 200м на высоком правом берегу - смотровая площадка, под ней - левый поворот и хорошее место для промежуточной чалки.

Порог "Шахматы": Мощный струйный порог с косыми валами до 2м. С правого берега водопадом впадает ручей Золотой. Длина порога метров 100.

Порог "Оверкиль": Локальная U -образная ступень высотой около 2м: огромный обливник, расположенный ближе к левому берегу, делит русло на два мощных косых слива, заход в порог осложнен. Сложность порядка 6А.

Порог "Оплеуха": Сразу за "Оверкилем" на плавном левом повороте. Два высоких вала по центру, навал на правый берег.

Последний порог каньона - "Блокгауз": Два последовательных довольно сильных прижима. Чалка на правый берег в улово, как только кончится стена.
Дальше река на протяжении 15 км приобретает чуть ли не равнинный характер.


После тщательного просмотра каньона на его штурм решились два экипажа кат-4 №1 и кат-2 №1. Каньон решили идти целиком вместе с «Горкой» и «Пригорком», т.к. при просмотре этих порогов мы оценили, что по нашей воде их вполне реально пройти. Наметили промежуточные чалки для передышки: одну однозначную, под смотровой площадкой, и две по возможности. Обсудив варианты прохождения (по одному или в связке) было решено идти в связке со взаимной страховкой (Дайнеко и Сметанников (кат-2 №1), и Александров и Казаков (кат-4 №1) имели большой опыт совместного тандемного прохождения сложных каньонов) – решение, возможно, спорное, но оказалось верным (хотя и экстремальным). Итак, в 12:50 от поляны, на которой ночевали, стартовала четверка (кат-4 №1 – 3 тонны), через минуту за ней последовала двойка (кат-2 №1 – 1,5 тонны). Без проблем пройдя участок до «Горки», четверка вошла в слив: зарубились и основную бочку пробили, но левый задний был выбит из упоров мощной бочкой и его сбросило с ката, он зацепился с наружной стороны катамарана и стал залезать назад на катамаран. Тем временем остальной экипаж четверки пытался выйти из зоны обратной турбулентности потока за котлом, но им это не удавалось. Когда двушка подошла к «Горке» четверка в полном составе (задний левый уже залез на кат) крепко сидела в бочке после слива «Горки» куда их затянуло обратным течением. Т.к. справа и слева отвесные скалы и деваться некуда, то двушка свалилась в котел и фактически поднырнула под четверкой (вот такой глубокий котел). При этом левый (капитан) упустил свое весло и был выбит из одного упора, но не смотря на это, в ход мгновенно пошла запаска, и двойка стала пробиваться сквозь обратную турбулентность за сливом. Когда они почувствовали, что вырвались (отошли метра на 5 от слива), левый стал поправлять упор и в это время их снесло назад ближе к котлу - началась длительная борьба двух катамаранов со стихией. Сначала 4-ка продолжала сидеть в котле потом она вырвалась, и обойдя двойку, встав ниже по течению, стала постепенно ее прижимать к котлу. Экипаж двойки, поняв что через мгновение их прижмут в котел, попытался выйти на центр реки чтобы поймать струю и вырваться из водоворота, однако их затянуло в котел, где через 55 секунд активной и суровой борьбы двойка в первые в своей истории перевернулась (она начала ходить сложные пороги – 5 к.с. в 1998г.), причем перед переворотом она 3 секунды стаяла на бортовой левой свече. После киля матрос (Сметанников) выбрался на четверку, а капитан (Дайнеко) совершив два круга почета под водой в котле, ушел вниз по течению. Страховка спасконецом, поставленным после «Пригорка», не помогла, т.к. пловец прошел «Пригорок» ближе к левому берегу и под водой (бочка притопила, но не заварила). Однако, горный и скалолазный опыт помог Дайнеко самостоятельно выбраться из «белой воды». Выбрав подходящее место, где можно было не только зацепиться за скалу, но и вылезти целиком из воды, (это была полочка (примерно 0,5м 2), расположенная чуть выше уровня воды на левой скале каньона примерно в 100 - 200 метрах от «Пригорка»), он совершил резкий рывок к ней и, зацепившись за скалу, подтянулся к ней и постепенно вылез. Отдохнув на ней около 5-10 минут и, дождавшись пока четверка пройдет мимо (на ней были все: четверо с четверки + один с двойки), чтобы потом не искали, он самостоятельно вылез наверх из каньона. Вылезал по скале левого берега наверх (уклон склона около 60° и местами чуть больше [рассчитывать на реальность повторного маневра без специальной подготовки не рекомендуем]). Откуда он пошёл вверх по течению до моста, расположенного перед «Гранитным», и затем на смотровую площадку, под которой была намечена промежуточная чалка, там уже стояла четверка и ремонтировалась. После переворота, как уже было написано выше, матрос двойки оказался на четверке, он сразу включился в борьбу и тем самым помог экипажу четверки вырваться из зоны обратной турбулентности за сливом. Следует отметить, что задний левый, который успел поплавать, был в неадекватном состоянии т.к. нахлебался воды и потянул ногу. Поэтому четверка не могла тремя гребцами вырваться из водяного плена. Т.о., через 3 минуты после киля двойки, четверка вырвалась из «Горки» кормой вниз по течению и направилась к «Пригорку». Сказалась длительная борьба с «Горкой» (6 минут) и, зайдя кормой в слив «Пригорка» по диагонали, они также по диагонали и перевернулись (Между порогами 20 секунд). После переворота все пять человек вылезли на катамаран, но не все с веслами, - на катамаране осталось три весла, поэтому они сплыли на перевернутом кате до намеченной промежуточной чалки, находящейся под смотровой площадкой, где успешно зачали кат. По дороге их с полки левой скалы приветствовал Дайнеко – естественно все были очень рады, что все целы. Пока экипаж четверки устранял повреждения катамарана, и пока им на веревке спустили весла (без специального снаряжения здесь нельзя ни спуститься, ни подняться), подошел капитан перевернувшейся двойки. После ремонта, потянувшего ногу Ростокина (заднего левого), переправили на другой берег – там теоретически была возможность самостоятельно вылезти из каньона на верх, и отправились заканчивать прохождение «Гранитного». Порог «Шахматы» прошли; в следующий порог «Оверкиль» зашли по центру немного по диагонали – легли; перевернули кат обратно и пошли дальше; пороги "Оплеуха" и "Блокгауз" прошли без проблем по основной струе. Дальше конец каньона – чалка на правый берег и приветствия заждавшихся страхующих со второй четверки.

Конец прохождения «Гранитного» - в 15:00.

Не смотря на то, что все уже расслабились и хотелось отдохнуть, троим пришлось идти вытаскивать Ростокина, который не смог самостоятельно вылезти из каньона. Перекусили - пошли. Т.к. противоположный (левый) берег представляет собой примерно 20 о-склон со множеством оврагов, заросший лесом, то до места где сидел Ростокин пришлось идти около 2 часов, да еще пошел дождь. Однако, дойдя до него мы обнаружили не замершего и грустного «Робинзона», а веселого и поющего песни Ростокина. Вытаскивали следующим образом: ему спустили веревку (спасконец, d 8мм), на которой через каждые 70-80 см были завязаны проводники, Растокин завязал на себе булинь, после чего двое тянули его наверх, за проводники, а третий страховал обмотав веревку через дерево и по мере ослабления веревки ее вытравливал.


Вечером за ужином, после того как немного остыли после прохождения «Гранитного» и отметили внеочередной день рождения шестерых ходивших каньон участников, было решено, что оставшиеся 3 дня похода наиболее логично будет провести на р.Мзымта, в основном в «Греческом» каньоне, т.к. для целей нашего похода «Греческое ущелье» было более интересным, чем каньон «Хаджохский». «Греческое ущелье» более насыщенно порогами (5-6 к.с.) и его, вероятно, пошли бы все, в то время как «Хаджохский» нам был интересен только порогом «Шумок», в который пошли бы только два катамарана кат-4 № и кат-2 №1. (Интересы группы выше интересов отдельных участников.) Примерно в 20 часов мы погрузились в машины и поехали на р.Мзымта.

5 мая

Приехав 5 мая с утра (примерно в 8 часов) на р.Мзымта на «Поляну Нарзанов», мы выяснили у стоявших там групп, что о прохождении «Греческого ущелья» можно забыть и, вероятно, навсегда. Дело в том, что вместо стоявшей одной трубы забора воды для ГЭС теперь их две, по этому итак обычно не высокий уровень воды в «Греческом ущелье», упал до не реально низкого значения для сплава даже на каяках. Поэтому было решено, что сегодня можно отоспаться (длительный переезд многих утомил) и покататься на участке, который обычно называют «верхние пороги», что позволило тренировать работу смешанными экипажами. Вопрос о прохождении порогов находящихся выше «Поляны Нарзанов» решился очень просто – не ходить. Т.к. при осмотре реки выше «Поляны Нарзанов» было обнаружено, что река там имеет очень низкий уровень воды, не позволяющий производить оправданный сплав.

6 Мая

Сплавившись до плотины ГЭС и убедившись в не возможности прохождения «Греческого ущелья», мы обвезли катамараны за «Греческое ущелье», после чего часть группы сплавилась до Черного моря, естественно, водопад «Ах-цу» тоже обвезли. Всего на сплав от «Поляны Нарзанов» до Черного моря с обвозом «Греческого ущелья» и «Ах-цу» ушло 10 часов – в 10 часов утра начало сплава и 20 часов мы вплыли в Черное море.

Следует отметить, что при просмотре «Греческого ущелья» мы наблюдали потрясающее зрелище: подойдя к месту порогов «Белоснежка» и «7 гномов», наводивших ранее страх на туристов водников, мы поняли, что это не в прошлом, и они и сейчас способны сильно попортить нервы. Как только мы подошли к этим порогам, вода резко начала подниматься и за короткое время поднялась на 2 метра !!!, естественно такой ход событий поверг нас ужас, т.к. пути отхода к берегу были отрезаны, а мы не знали, будет ли дальнейшее повышение уровня воды. Переместившись в наиболее безопасные места (те что выше) мы с облегчением увидели, что уровень воды падает, и «Греческое ущелье» опять превратилось в ручей. Далее на протяжении 30-45 минут это повторилось пять раз. Вернувшись к платине, у одного из работников ГЭС мы узнали, что в связи с прошлогодними селями вода Мзымты содержит много песка, что приводит к забиванию каких-то механизмов плотины, по этому им приходится периодически чистить их спусканием некоторого количества воды из озера перед плотиной (что происходит по команде из Краснодара).

Описание Мзымты:

Верхние пороги: длина 2 км, уклон 15 м/км

Начинается от автомоста, после слияния с правым притоком р. Пслух, где мы и ночевали. Вдоль левого берега рядом с рекой идет грунтовая дорога. Расход мы оценили как 20 м³/с.

Река от моста на протяжении 800 м представляет собой шиверу средней сложности (3 к.с.). Просмотр все-таки желателен, хотя бы для того, чтобы вовремя зачалиться перед первым порогом. Маневрировать при движении нужно очень энергично, так помимо камней и бочек в русле реки попадались упавшие деревья – «расчески».

Далее дорога от уровня реки поднимается на полку ЛБ, справа из глубокой промоины-оврага впадает ручей (но он малозаметен с наплыва). Это ориентиры Верхнего порога. Стоит отметить, что в некоторых описаниях этот порог отмечен как два отдельных порога; или как один. Мы проходили его за один прием, поэтому и рассматривали его целиком:

Порог "Троллейбус" (он же "Селевой"): 250 м.

Дорога поднимается на полку ЛБ, чалка возможна перед устьем ручья в улов ЛБ. Для себя мы выделили 2 ступени. Первая начинается непосредственно ниже устья ручья. Это расположенные друг за другом 1,5 метровых слива; ширина реки в этом месте 7-8 м. Далее следуют сложные сливы через обливные и полуобливные камни на заходе идет сильный навал на обломок скалы у левого берега - "троллейбус". Далее река делает крутой зигзаг вправо-влево, высота сливов и количество камней в русле уменьшаются. За левым поворотом река делится на 2 протоки длинным узким островом. Правая протока маловодная, забита камнями и проходима только по большой воде. Основная протока - левая. Это крутая горка с небольшими сливами и бочками. В конце ее - навал на большой камень ЛБ.

Прохождение всего первого участка с ходу (всеми участниками) т.к. вчера пороги расположенные на нем были нами обкатаны и для нас не представляли серьезной опасности, тем не менее мы соблюдали необходимые дистанции для взаимной страховки.

Прогон до Греческого ущелья: длина 12-13 км; уклон 7-5 м/км.

После порога река течет быстрой шиверой до моста у канатки. Несмотря на относительную простоту участка (до 3 к.с.), расслабляться не стоит (особенно людям, впервые попавшим на кавказскую речку). Попадаются разбои, возможны завалы. После канатки уклон реки падает, река дробится на рукава, но течение остается довольно шустрым, а местами попадаются довольно интересные шиверистые участки. Ориентиром начала следующего порожистого участка служит тросовая переправа с люлькой (это уже в пределах поселка Красная Поляна, хотя сам он располагается на высоком правом берегу, и с реки видны только самые крайние дома). На этом участке до плотины (~1.5 км) располагаются три так называемых Краснополянских порога. И хотя сложность их по отчетам и не превышает 3-4 к.с., стоит все же отнестись к ним внимательней (кавказские 3-4 к.с. далеко не карельские). Просмотр порогов можно провести с обоих берегов, но левый удобней. Хорошая чалка перед первым порогом на ЛБ в 50-ти метрах ниже тросовой переправы.

Порог 1 "Люлька" (4 к.с.) расположен на левом повороте в двух протоках лесистого острова. Правая протока маловоднее и проще - это шивера средней сложности с крутым метровым сливом в конце. Основная же протока левая: река на протяжении 80-100 м круто падает метра на 3, прорываясь через гряды полуобливных и надводных камней. В протоке возможны завалы (у нас не было). Чалка за порогом на левый берег - не простая, но реальная.

Прохождение порога по очереди и осуществлялось в следующем порядке: кат-4 №1, кат-2 №1, каяк, кат-4 №2, и кат-2 №, левой протокой.

Далее правый поворот и около 500 м шиверы с участками ровного быстротока до Порога 2 (3 к.с.) Ориентир - большой, поросший деревьями остров, отделенный от левого берега маловодной, плохо заметной с наплыва протокой. В конце острова порог начинается пологим метровым сливом через каменную гряду; удобные проходы - слева, далее формируется мощная струя с косыми и прямыми валами.

Прохождение порога в связке всех судов со взаимной страховкой и осуществлялось в следующем порядке: кат-4 №1, кат-2 №1, каяк, кат-4 №2, и кат-2 №2.

Далее река делает плавный правый поворот, впереди Порог 3 (3-4 к.с.). В левой части реки - гряда обливных камней с узкими проходами, в правой части - косые сливы с бочками. Длина порога - 200 м.

Прохождение порога в связке всех судов со взаимной страховкой и осуществлялось в следующем порядке: кат-4 №1, кат-2 №1, каяк, кат-4 №2, и кат-2 №2.

После порога река впадает в озеро перед плотиной ГЭС. Чалиться для обвоза лучше в 100 м. перед плотиной на ПБ - здесь проходит идущая через плотину дорога.

Катамараны и каяк обвезли сразу к первому удобному месту подъезда к реке (около пасеки).


После впадения р.Чвижепсе около 3-км спокойного сплава до пос. Кепша на ПБ. Еще через 500 м. Мзымта постепенно втягивается в глубокое ущелье Ах-Цу.

Ущелье Ах-Цу: длина 3-4 км

Борта долины сходятся, идущая по правому берегу, автодорога поднимается на полку, на высоту 10-15 м над рекой. ЛБ - бом, ПБ крутой, заросший кустарником. Течение спокойное. Место чалки для обноса водопада "Ах-Цу" лучше разведать заранее, пробежавшись вперед по дороге. Мы в раньше здесь были не один раз, поэтому хорошо знали место чалки - 100м до входа в порог, на длинной галечной отмели. Порог начинается на крутом левом повороте реки.

Водопад "Ах-Цу" (6+ к.с). Длина препятствия 75 м, падение 5-6 м. Случаи прохождения порога единичны.

Над водопадом дорога уходит в 100-метровый тоннель. За туннелем водопад кончается, но для относительно удобного спуска к воде нужно пройти еще 200 м - здесь обрыв переходит в крутой осыпной склон, поросший деревьями где мы и спустились к реке. Мест для ночевки нет. Обнос и спуск судов к воде трудоемкое дело – спускать надо престраховав катамаран веревкой (чалкой), которую надо обмотать через опору и постепенно выдавать.

Московская шивера (4 к.с.) Длина препятствия ~1.5 км. Начинается в 50 м ниже водопада. Шивера мощная, но простая - отдельные камни в русле, валы и бочки. За ней ущелье "Ах-Цу" кончается.

Прогон до Адлера; длина ок. 20 км, уклон 3 м/км.

Река резко упрощается, уклон уменьшается. Из препятствий остаются перекаты и несложные шиверы. В 1,5-2 часах сплава после Ах-Цу имеется живописный Дзыхринский каньон. За ним, дорога отходит от реки, и вплоть до Адлера пейзаж индустриальный. Сплав закончили выплыв в море и доплыв по морю до пляжа, находящегося в 200 метрах от впадения реки. Тут нас уже давно ждали наши машины и участники, решившие не сплавляться ниже ГЭС.

На пляже можно спокойно ночевать (патрулирующая милиция против не была). Лагерь мы разбили на травянистом участке пляжа около нескольких небольших деревьев, рядом стояла еще одна группа.

7-8 мая

В Адлере мы хорошо провели почти два дня - солнце, море (11°C), аттракционы и очень понравилось в Дендрологическом парке, находящимся не далеко от пляжа. На пляже мы стояли до середины дня 8 мая и, примерно, в 14 часов мы сели на электричку до Краснодара, откуда у нас были билеты на поезд до Москвы.

Итоги

  1. За 6 дней, от момента приезда на первую речку до окончания сплава, группа из 13 человек прошла три сложные реки: Б.Лаба, Белая и Мзымта, общей протяженностью около 120 км.
  2. Были пройдены следующие сложные пороги и каньоны:
    1. Порог «Прощай родина» (оценили как 5к.с.): ходили все; один киль – каяк – отстрел.
    2. Каньон «Сосновый» (оценили как 5к.с.): ходили все; безаварийно.
    3. Порог «Блыб» (оценили как 4к.с.): ходили все; безаварийно.
    4. Каньон «Солёные скалы» (оценили как 5к.с.), включая порог «Кирпич» (оценили как 6к.с., т.к. после порога, который отдельно имеет 5к.с., сразу начинается каньон 5к.с.): ходили все кроме Макарова (Чесноков два раза, на каяке и на катамаране); кат.4-№2 не сильно повредил баллон.
    5. Порог «Затычка» (оценили как 6к.с.): ходили все, кроме кат.2-№2; безаварийно.
    6. Порог «Топоры» (оценили как 5к.с.): ходили все; один киль – кат.2-№2 + один киль каяка после основного слива в паганках – встал сам.
    7. Порог «Киши 1,2» (оценили как 6(сл)к.с.): ходили все, кроме кат.2-№2; безаварийно.
    8. Каньон «ГРАНИТНЫЙ» (оценили как каньон 6 *к.с. имеющий минимум 3 порога 6к.с.) ходили два катамарана: кат.4-№1 и кат.2-№1, в связке со взаимной страховкой; три киля: первый – после длительной борьбы, перевернулся кат.2-№1 в «Горке», второй - кат.4-№1 в «Пригорке», третий - кат.4-№1 в «Оверкиле»; до конца каньона, с экипажем, на ровном киле дошел только кат.4-№1 (более подробно описание прохождения см. выше).
  3. На реке Мзымта пройдены все возможные для прохождения пороги. (С этого года «Греческое ущелье» для прохождения не годится, т.к. ГЭС теперь забирает почти всю воду Мзымты, водопад «Ах-Цу» по-прежнему является чрезвычайно опасным для прохождения, и мы, как и практически все, оценили его как непроход.)

Выводы, рекомендации

Данный маршрут идеально подходит для коротких походов межсезонья. Он достаточно сложен и интересен в спортивном плане и хорошо походит для тренировки перед летним походом 6 к.с., а также его можно рассматривать как независимый поход.

Благодаря тому, что на протяжении всего сплавного участка вдоль рек идет автодорога, маршрут имеет удобные подъезды-отъезды, отличные условия для просмотра препятствий, обвоза вещей, а в некоторых случаях и для экстренного снятия с маршрута.

Для нормального прохождения маршрута с учетом тренировок, например в апреле в момент паводка в Подмосковье, с нашей точки зрения, необходимо 6-10 дней и опыта 5к.с., а части группы желающей подумать о прохождении «Гранитного» – 6-6 *к.с..

Очень рекомендуем:

  1. При прохождении кавказских рек (имеющих дороги вдоль реки) арендовать машину на все время похода – очень удобно и сильно экономит время;
  2. Надумавшим идти каньон «Гранитный» без обноса «Горки» и «Пригорка», после тщательного просмотра подумать еще раз и обязательно заранее просмотреть видео других групп, ходивших этот каньон – статистика безаварийного прохождения очень не радостная.
  3. Не слаженным группам следует не обращать внимание на время которое мы потратили на прохождение похода, а рассчитывать его исходя из личного опыта (если грубо то надо прибавить минимум по одному дню на реку, итого три дня).
  4. Группам, имеющим только «Карельский» (или аналогичный) опыт на реки Б.Лаба, Белая и Мзымта идти только после приобретения опыта на других более простых Кавказских речках. В данном случае поход 3 (с эл.6) к.с. означает, что это часть похода 6 к.с. (6/2 к.с.)

Смета расходов на 1 человека

Поезд Москва-Армавир-Москва (350р.*2) 700р.
Переезды 1400р.
Питание на маршруте 300р.
Итого 2400р.
Плюс дополнительные личные расходы в пути 1500р.