Дневник
Сроки проведения: 29 апреля - 5 мая 2004г.

Автор: Алексанова Ольга

Версия: 1.0

Состав группы

Никулин Алексей Алексеевич Адмирал Каяк
Чесноков Никита Сергеевич Каяк
Панфиль Денис Александрович Капитан Кат-2
("Чижик")
Бельник Анна Павловна (Нюша) Завхоз
Игнатьев Денис Борисович Капитан Кат-4
("Пеппин")
Шлепина Людмила Александровна (Люся)
Филипьева Кира Владимировна
Романов Андрей Сергеевич
Кочетков Сергей Анатольевич Капитан Кат-4
("Танк")
Важенцев Андрей Юрьевич
Алексанова Ольга Владимировна
Ноздрин Александр Геннадьевич
Климовский Аркадий Андреевич Кат-4
Попов Алексей Сергеевич
Будкова Анастасия Сергеевна
Соловьёва Анастасия Сергеевна

30 апреля

В 6:59 по расписанию поезд №182 Москва – Мурманск прибыл на ст. Лодейное поле, где и стоял 23 минуты. За это время мы успели выгрузиться, несколько раз проверить наличие своих вещей на перроне и соответственно их отсутствие в вагоне.

Тут нас уже ждал мужичек, спрашивая Никиту. Ник с ним скоренько поговорил и мы направились к ожидавшим нас Ford-у и Wolkswagen-у (вроде миниавтобусов). Наконец-то подошел собственно адмирал со своим каяком (который длинней никитиного на 40 см, потому не влез в вагон и Леша ехал более ранним поездом, в котором был багажный вагон).

К удивлению водителей мы запихали все вещи, лодки и уселись сами. Выглядело это так, как обычно выглядит в таких случаях ;) впечатление такое, будто в машине одни рюкзаки, а за ними... там слышны голоса… там люди!

Едем по маршруту: Лодейное поле – (в объезд Олонца) – Ильинский – Видлица. Дороги ужасные, а на выезде из Лодейного поля мост через реку Свирь – ад кромешный. Где-то здесь дорога вплотную подходит к Ладожскому озеру. Вышли полюбоваться: вода в озере голубая-голубая, у берега – тоненькая кромка льда, а чуть подальше – аж снежные глыбы плавают. За ними снова синяя вода, постепенно сливающаяся с чистым небом. Кстати, само озеро довольно замусорено – что в нем только не плавает. Хотелось бы верить, что это из-за близости дороги.

Поехали дальше. На въезде в Республику Карелия дорога покрыта новеньким асфальтом, но это не надолго.

Салми – Питкярната. Здесь-то водители нам рассказывают как мы лажанулись: если бы поехали более ранним поездом, то успели бы пересесть на поезд до Питкярнаты и уже отсюда доехали бы на машине.

Питкярната – не такой уж большой населенный пункт, в нем есть ж/д станция, гостиница (не хилая надо сказать) и Магазин, собственно ради которого мы и делали здесь остановку чтобы закупиться супчиками и не только.

Едем дальше: дорога – одно название; рядом строят новую хорошую. В одном месте на повороте нам встретились, сопровождаемые машинами ДПС, две финские фуры, везущие какие-то металлоконструкции., автобус с финскими же туристами. Еще до этого метса: по бокам дороги куча кладбищ, ряд мемориалов (как наших, так и построенных финами), курганы, братские могилы. И т.п. (прямо как на Смоленщине).

В 12.00 ( » ) приехали на мост через нашу Ууксу (Ууксунйоки). Отъехали немного вниз по течению до развалин старого моста и порога Мостовой-2. Вдоль дороги – кучи снега (видимо, здесь ее чистили), застывшего причудливыми формами.

Леша с Ником поехали выше по течению – они будут сплавляться оттуда (около 50 км)и присоединятся к нам завтра утром. За старшего остается Сергей.

MTS здесь не ловит.

Вода в Карелии особенная – жесткая, темная, а на порогах кажется синей с желтыми бурунами. Сейчас вода приблизительно на среднем уровне, но мы думаем, что она будет прибывать по мере таяния снега.

Схема наших действий такая: разбить в лесу лагерь, пообедать и собрать кат, потом покататься и ужин.

Около 13.30 посмотрели, как кат-4 прошел порог; как по маслу и вроде бы несложно. В это же самое время сюда же (к нам) подъехала еще одна группа, но лагерем они здесь стоять по ходу не собираются.

Место же для нашего лагеря отличается:

  • немногими местами для палаток
  • обилием муравьев
  • радом великолепнейшее пространство для сборки катов.

 

Пообедали, разобрались с дежурством & нашли дубль в раскладке: я и Денис. Теперь у нас избыток тушенки (+15 банок) и геркулеса (+1,54 кг). Но мы быстренько придумали как это дело разбросать и уладить.

Каты в стадии активнейшей сборки. Вау, пеппинцам удалось найти абсолютно прямые деревья!

» 16.00 идут байды – пошли смотреть. Это 5 Тайменей: 4 с тезовыми шкурами, одно простая; с юбками, однако часть людей без гидр и касок. Первая прошла ровно. Вторую после основного слива повернуло лагом – киль. Третья прошла. Четвертая прошла слив, потом села на камень, ее развернуло – кильнуло + нос остался (в перевернутом состоянии) на камне. Дело это произошло прямо рядом с островком. Мужик вернулся (его сперва немного отнесло) к лодке, перевернул ее и поплыл с ней вниз по течению. Женщина осталась на острове. Пятая: вроде бы сразупосле слива попала в улово – ее повернуло лагом и тоже кильнуло. Никто открениться не пытался, наоборот они вдохнули побольше воздуха и чуть ли не сами туда нырнули. Женщина вышла на остров, а мужик поплыл с лодкой.

Чтобы выбраться на берег женщинам было необходимо перейти по бревну, точнее балке., под которой хорошо так бурлило.

Сергей помчался за морковкой (как оказалось потом, это его мучали угрызения совести, т.к. он сказал байдарочникам мол “да что тут смотреть, в основной слив и все”). Чел из другой (подъехавшей) группы буквально перетягивал их по этой балке, обвязанных спасконцом.

Собрали 2 ката: наш Верблюд и двушку. Пеппин собирается как обычно долго – девчонки пришивают уши; у другой 4-ки шьют упоры. Но мы решили покататься; собственно за этим сюда и приехали.

Первой пошла двушка: сначала перетащили кат повыше. Прошли ребята чистенько. После акробатики Тайменей как на танке прокатились. Мы пошли не так резво: перетащили кат, потом затеяли его подкачку…потом обнаружили, что не завязали веревочку…хорошо хоть раму к баллонам не забыли присоединить. За это время двушка еще раз прокатилась. Мы наконец-то уселись, прошли немного вверх по течению – попробовали повороты-развороты.

Прикольно, блин!

Пошли в порог, поворачиваем…вот, черт, солнце слепит прямо в глаза, ничего не видно, ладно идем по памяти. Заходим в слив, Андрея здорово так окатило, затем красиво покатались на валах. По мере прохождения ничего сложного не обнаружили. Решили, что можно пойти и боком, и задом, и наощупь и т.п.

Подняли (точнее сказать с трудом затащили) кат по вертикальному песчаному склону, прокатились еще разок; потренировались держать угол и всякие там смещения в струе (причем против течения). В общем свою порцию удовольствия мы получили, к тому же отработали меневры. Аж жаль было из ката вылазить.

При последнем поднятии ката увидели отъезжающий автобус “Заказной”, из которого уже выгрузилась группа (забавно мы наверное смотрелись в их глазах). Они с тоской посмотрели на наш уютный лагерь и встали рядом, но поближе к мосту и реке.

Ужин был в » 20.30. Насти постарались на славу, еда была отменной. Обсудиили несколько организационных вопросов. Точнее завхоз и и.о. адмирала сделали следующие заявления:

“Дежурим: день – катамаран; каждому экипажу выдаются продукты + переходящий приз (сахар, соль,чай и др.)”- завхоз.

“Завтра встаем, с утра не ждем каякеров, выходим. Лоция обещает, что 2,5 км ничего не будет – типа спокойной воды, потом перекат, Блюдце и еще через 30 минут спокойной воды Розовый слон. Там встаем и будем ждать каякеров.” – и.о. адмирала.

Хех, как же спокойная вода, плавали – знаем “Это все волны, просто волны!” – уже на следующем за Мостовым повороте что-то журчит и бурлит. Кстати, Тайменщики встали сразу за поворотом на склоне.

Дело к ночи. Сергей сдувает с меня пылинки (пепел от костра) и пытается выпытать, что я такое пишу.

Команда Пеппинаизобрела собственный способ накачки ката – ртом, перевернув кат на бок. Остается пожелать им удачи!

Лагерь плавно дозапаковывается, убираем в палатки вещи, готовимся…а вот и нет, не ко сну! Надо же это дело сначала отметить J

Хорошо сидим…

Поиграли в ассоциации(загадывая членов группы), забавно. Надо бы провернуть аналогичное в конце похода. Интересно, что получится.

По предложению Сергея сходили посмотрели на порого при свете луны + нескольких фонарей, и по той самой балке определили, что вода прибывает. Завтра, точнее сегодня, тьфу путанница какая! Короче дежурным вставать в 7, остальным ну в 8.30. Планируем выйти в 11 – 12.

Разошлись около 1.30

P . S . интересно, как там наши каякеры? Версий высказывалось много, завтра посмотрим какая из них верна.

1 мая

8.30 завтрак.

Как выяснилось, ночью замерзли почти все + так называемый психотропный эффект, которому подвержены лишь девушки: кажется что откуда-то дует и в каком бы то ни было теплом спальнике холодно. Хотя ночью мне думается, не казалось, а реально дуло.

Но утро все же наступило, солнышко выглянуло, растапливая заиндевевшие каты. Дежуривший с утра Андрей обнаружил в кружке, в которой по всей видимости оставалось немного воды, замысловатую корочку льда.

Что-то случилось с Аркадием – странные боли в мышцах грудной клетки. Предположений о причинах немного. Основное – может оттого, что ночью замерз.

Оплыть собираемся в 11, немного тренинга и вперед. Порядок такой: Верблюд, Пеппин, 4-ка и двушка. Рации соответственно у первых, т.е. у нас и у последних, т.е. у двушки. Связь в условно спокойной воде каждые 30 минут; в аварийном режиме каждые 10 минут.

Сворачиваем лагерь. Но медленно-медленно… делаем ставки во сколько все-таки выйдем – сходимся на 13.00

Перед проходом порога 4-ка и Пеппин немного потренировались и вперед! Прошли быстренько и все успешно. Правда 4-ку немного смутил наш с Пеппином маневр: мы встали прямо в улово позади центрального завальчика чтобы наблюдать было удобней, а ребята пошли на нас, ну и по камням немного потыркались.

Далее была парочка несложных перекатов, потом спокойная река, потом обещанный лоцией приток справа. Идем мирно & тихо. Пеппин заметно отстает. Спустя некоторое время устраиваем фотосессию. Кстати, рации хорошо работают.

Далее на нашем верблюде в условиях все той же спокойной воды пошли извращения: Саня чтобы поправить упор перелез на среднюю часть баллона, свесил в воду ножки… Кстати посадка у нас…Аркаша сидит » 20 см выше меня.

14.50 мы проморгали 2 или даже 3 сеанса связи, наконец-то о нем вспомнили. Нюша гневно напомнила, что в 15.00 полюбому встаем на обед. ОК, нашли место, зачалились, вскоре подошли и остальные. Только разожгли костер и поставлили каны, как появились долгожданные каякеры.

Ура! У них все ОК “было пара сложных мест, а так все нормально”.

В » 17.00 вышли далее. Леша пересел на 4-ку, а Настя на каяк.

Теперь наш Верблюд идет замыкающим, и мы висим на хвосте у Пеппина – почти не гребем и как следствие опять стали извращаться: сели полулежа за сидушки, вытянули ножки (балдеж!), на некоторое время Саня с Сережей поменялись местами. Но вот за следующим поворотом что-то забурлилоло. “По упорам!” – вернулись в нормальное состояние; двушка снова оказалась последней, мы же смекнули, что все необходимое для приготовления ужина у нас и пошли вперед.

Подошли к Блюдцу, где нас уже ждали остальные. Леша с Настей снова поменялись местами. Ник авторитарно заявил, что “это все фигня, идете справа, там интереснее”. Мы же решили все-таки пойти слева. Прямо скажу я ожидала чего-то большего, проехались как на танке, нас даже не забрызгало. Остальные тоже ровненько проскочили. Только вот Лешке пришлось делать эскимоску.

Идем дальше.

В одном примечательном месте (его примечательность стала ясна несколько позже) влево уходила одна протока; вообще-то тут кругом полно проток, но в остальных местах сомнений в направлении не возникало. Эта пресловутая левая протока была не такая широкая, что в значительной степени повлияло на наше решение.

Хотя, сказать по правде не особо-то мы и раздумывали, просто ломанулись прямо. Идем-идем, а каяков сзади нет…вроде бы уже должны догнать… Похолодало, решили искать место на ночевку. Периодически за поворотами слышится журчание, по времени уже должен быть слон.

Недоброе почуяли сразу – поперек реки завал и лишь узкий проход в 1,5 баллона справа. По логике до нас здесь должны были проплыть кучи групп и соответственно, где же они шли?

Значит, это была не та протока. В лоции про подобную ситуацию ничего нет (а зря!). Вышли на связь, ничего путного друг другу не сказали. Место рядом с завалом для ночевки мягко говоря плохое. Подошли все, каяки канули в бездну. Думали, размышляли, что делать. Время позднее, надо бы и на ночь становиться. Решили разобрать проход и встать прямо за ним – вроде бы нормальное место виднеется.

Наш Верблюд пошел разгребать – пару бревен мы с Андреем отпихнули, помеху справа (толстая ветка) Андрей отпилил. Осталось подводное бревно с нехорошими, грозящими разодрать баллон сучками. Саня вылез на это бревно, тем самым притопив его, и пропихивал, а точнее контролировал проход всех катов; залез на последний – Пеппин.

Встали рядышком. Где же наши каяки? На этот раз они без вещей вообще, т.к. во время обеда поотдавали их на каты.

Снова ура! Явились каякеры. Леша в гневе, ругался мол “на карту надо смотреть”. Вопрос: “где взять ту самую карту?” Но он быстро отошел и на это дело забил.

Место для стоянки так себе – мокро, кругом полно снега. Оперативно разбили лагерь, приготовили ужин. Сегодня к ночи все устали и разошлись довольно-таки быстро.

Кстати у нашего Верблюда спускает баллон – мой, завтра посмотрим, что с этим можно сделать.

2 мая

Ночь была на удивление теплой; никто не замерз. Сегодня дежурит 4-ка.

» 9.00 завтрак. Собираем лагерь чтобы идти к Розовому слону. Сережа решил покататься на каяке и вскоре кильнулся. (“Ах как жаль, что нет фотоапппарата под рукой,” – воскликнула Нюша.)

Почти что сразу как отошли началась шивера Лососевавя – пара поворотов, немного камней, в основном – валы; приятно прокатились.

Мы прошли первыми, встали в улово и фоткали остальных. Каякеры развлекались: продвигались немного вверх по течению в что-то, напоминающее бочку и там повертелись.

Дальше был небольшой перекатик и наконец мы выходим к Нему – Розовому слону. Кругом тьма народу, катаются в основном на двушках. Здесь, как сказал Леша “река поворачивает на 90 0… вниз”. Порог разбит на две части: правую и левую. Чалимся у ПБ. В правой части, как сказал Ник, “техногенная глубокая бочка”; ее он, а потом и Лешка чистенько прошли на каяках. Правую часть просматривали с ЛБ, там же поставили видеооператора. Эту левую протоку можно условно разделить на 3 части: правая - косая бочка, затем основная, левые 2/3 трети – сначала небольшая косая бочка, потом основная. В общем, идти надо по центру.

Верблюд наш пошел первым; вошли ровно, хотя немного левым бортом. За нами и остальные удачно прошли по первому разу. Затем разбили в лесу (в глубине, т.к. на самом берегу все было занять) лагерь и стали кататься, здесь я опишу наиболее примечательные случаи:

Ник пошел на каяке слева, причем с самого левого края, прошел красиво, но ему сорвало юбку – медленно уходил под воду.

По очереди ходили на двойке – колбасились как только могли, особенно выделились Настена с Нюшей – они попытались пойти немного правее, их засветило, но не кильнуло.

Верблюд (в обычном составе, но вместо Сани Настя) решили пройти задом. Хорошая была идея, но на первом гребне нас развернуло лагом – левым бортом и потом хорошенько так помесило.

Сначала Леша (Никулин), потом Настя, а потом и Ник прокатились на Верблюде обезьяной.

Аркадий и Леша пошли кататься на каяках. Леша кильнулся первым; Аркадий пошел кататься в струю против порога течения. В него кидались снежками со “слона”, вскоре Аркаша также кильтнулся. Двушка и Верблюд подобрали их и отбуксировали на “слона”, где пересадили на двушку. У берега было шоу: они причалили, Леша выпрыгнул с ката и попытался его как-то странно зачалисть с Аркадием на другом баллоне. Так вот они ее и кильнули (если честно до сих пор мне это действо сложно представить).

О, еще один незабываемый для меня эпизод: захотелось мне переправиться на ЛБ пофотографировать. Повез меня Верблюд (в составе: Сергей, Андрей, Аркадий, Настя); туда перевезли нормально. Но выходя, я обнаружила, что в герме, куда всегда клала фотик сегодня оказалась рация (вот блин!). Ну повезли они меня обратно. Я сижу на раме без каски, без спаса. И тут нас так плавно начинает сносить в порог, а потом уже не плавно, а просто сносит. Андрей гребет как минимум в 2 раза сильнее Аркадия, в итоге мы два раза крутанулись на 360 0 в непосредственной близости от входа в порог. Как потом сказал Сергей, он уже подумал было если что чалиться на островок. У меня же тряслись руки, когда же я вылазила с все-таки причаленного ката.

И наконец, на двушке пошли Люся и Денис. Что же там произошло покажет камера, т.к. процесс был заснят со страхующего их Верблюда Кирой. С ПБ это выглядело так: свеча и киль, потом полыл Денис, за ним Люся. Кат еще колбасило в бочке (Нюша & Ден наблюдали за этим с берега, медленно бледнея), но потом вынесло.

» 19.00 Настена & Нюша пошли кататься на каяках у берега. Страховать их пошли Настя и Ден на двушке, но сначала они решили пройти порог. Однако зашли они в него лагом и кильнулись. Но у них то на страховке никого не было, вылавливали их ребята на рафтах (коммерческий сплав как мы подумали о них). Девчонки молодцы, покатались и решили пройти порог справа. Их страховали уже Ник с Лешей на двушке. Обе успешно прошли, ровненько как и намечали. Сергей тоже захотел пройти слона справа на каяке & совершил это тоже вполне удачно.

Тем временем ребята на Верблюде сгоняли к Мельнице, благо она недалеко (около 400 м). Там они (Сережа, Ник, Леша и Саня) ее благополучно прошли.

» 21.30 ужин.

Небольшое шоу: захотелось дежурным срубить высокую сухую ель, стоящую прямо по серединке лагеря (ну, по всей видимости в лесу-то деревьев мало). Дабы она не упала на чью-нибудь палатку было решено привязать к ней веревку (морковку) и тянуть в необходимую сторону. Чтобы веревка была привязана по возможности выше сначала меня посадили на плечи Гику, но это оказалось тоже низковато. В итоге Ник завязывал ее, сидя на плечах у Леши Никулина. Последующее мероприятие прошло успешно, никто не пострадал.

Без всякой надежды я, как всегда вечером включила телефон и обнаружила наличие связи. Лагерь моментально встрепенулся, все всполошились. Однако потом оказалось, что связь здесь довольно-таки плохая, (залазили на пенек в борьбе за еще хотя бы одно деление на телефоне);у многих не оказалось роуминга и т.д. и т.п.

В этот вечер мы уломали Лешу поиграть на гитаре, но не на долго, т.к. последняя была расстроена вдрызг и мы это дело забросили, стали петь акапелло.

Разошлись около 1.30

3 мая

Хоть мы и подложили под палатку лапник, нас это не спасло. Ночью было дико холодно. Завтрак состоялся около 8.30

Нам и 4-ке было в лом тащить кат по склону после порога (довольно крутой и весь в снегу), и мы решили пройти порог пустыми, а потом загрузиться.

Ну-ну, это был наш самый худший проход: вошли конкретно лагом, потом все же чуток (уже почти в самой бочке) повернули влево, т.е. подставив под струю меня. Я чуть на фиг не вылетела из этих упоров, на выходе из бочки меня Сережа подтянул на кат. Еще когда мы отплывали, Леша сказал, что нас подстрахует Ник (собственно эта мысль меня успокаивала в то время как меня вырывало из упоров). Но выйдя из порога мы обнаружили Ника вместе с каяком на берегу.

И зачем я только сушила с утра гидру? Побросали вещи в кат не привязывая и пошли к Мельнице.

То, что было с 4-кой я не видела, но история аналогичная нашей, только они как лагом входили, так и остались; упоры у них на кате послабее и Настю из них вырвало (ее поймал Ник), а остальные просто чудом на кате удержались.

Мельница со стороны выглядит послабее “слона”. Основной слив виден довольно четко, но потом струя уходит вправо (во всяком случае с берега создается впечатление, что будет сносить вправо).

Наш Верблюд прошел первым: в основную струю мы вписались, потом обнаружили, что вправо там ни черта не сносит и пошли в основную бочку, которая оказалась не такой уж сильной – проехались как на танке. Встали на страховку. Сережа любит страховать поближе к самому порогу; в итоге мы почти впечатались носом в пресловутую бочку (а в нее не хило затягивает), но резвенько из нее оттабанили.

Следующим шел Ник, мы как раз только вышли из бочки, как он ее прошел (ровненько так по центру). 4-ка и Пеппин, как и мы прокатились словно на танке, и последний сменил нас на страховке.

Шла двушка. Они зашли в основную бочку бочком (кстати, они единственные шли с вещами), их смачно засветило и за тем кильнуло: Нюшу моментально сорвало с ката и выбросило из бочки; Ден же уцепился за кат, залез на него, и их вынесло вместе. Пеппин пошел спасать Нюшу, потом они зацепили и кат, перевернули его; к тому моменту когда Нюша и Ден уселись, все действо сместилось все к той же бочке (ох, как же туда затягивает). В итоге они еще раз гребанули, пытаясь от этой бочки отвернуться, но Увы их ждал второй оверкиль. Нюша выбралась на ЛБ, с трудом туда выкарабкавшись. Уже оттуда она закричала: ”Не оставляйте меня здесь! ”Разумеется, ее оттуда забрали, и они с Деном уже без приключений добрались до берега. Надо отдать им обоим должное – ни один не выпустил весла.

Едва начав привязывать вещи, мы обнаружили, что где-то пропинали веревки. Да, теперь я вспоминаю, что Нюша тоже искала свои резинки с крючочками и тоже безуспешно. Жаль, очень жаль, хорошие были веревки. Пришлось взять длиннющую стропу и 13-метровую веревку и обматывать вещи ими, что было весьма и весьма затруднительно.

Потеряв уйму времени, наконец-то погребли к третьему падуну – “каньону”. Основной ориентир – разделение реки на 2 рукава островом; ну и шуметь будет соответственно. Гребли недолго, чалились на ПБ. Пошли просматривать. Андрей, уже взглянувший на это дело, сказал, что мне лучше не смотреть & идти прям так.

В целом это выглядит следующим образом: раздваиваясь (основная протока - левая), река слегка поворачивает направо, затем немного шиверы с валами по прямой, и вот он – падун (высота » 3 – 3,5 м). Проход слева – более пологий вариант; справа – жесткая бочка.

ПБ высокий с соснячком. ЛБ же заметно ниже, заснеженный. Свое название падун получил по всей видимости из-за того, что по берегам – огромные камни, смотрятся как скалы, сам падун как бы зажат этими глыбами. За ним снова спокойная участок (удобно для страховки).

Поскольку в конце порога не видно его начала, тут то нам и пригодились рации. На высоком удобном для обзора ПБ расположились фото- и видео- операторы: Ден и Нюша; они же сообщали о выставлении страховки готовящимся к отплытию катам, которые в свою очередь предупреждали об отплытии.

Наш Верблюд снова пошел первым, страховал Леша на каяке. С берега все выглядит на много страшнее, чем на самом деле: в левую часть бочки не так уж и сложно, а там проезжаем как на кате. На мой взгляд (чисто субъективно) этот падун самый простой из всех.

Мы остались страховать всех остальных. 4-ка с Пеппином прошли без проблем так же как и мы, а вот Леша кильнулся уже в самом конце порога – отстрелился и мы его вместе с каяком вытаскивали на берег. На двушке пошел Ден с Ником. Они взяли слишком влево & вошли в бочку не совсем прямо. Ник наглядно продемонстрировал как все-таки нужно делать зацеп.

На том же высоком берегу, где проводили съемку устроили и обед. Здесь солнышко припекало нещадно: разделись кто как только мог. А на противоположном берегу появилась катавшаяся с нами на “слоне” группа: они топтались в тени на снегу, одетые… вот это контраст. Едва успев пообедать большая часть нашей группы осознала факт своего неминуемого обгорания & мы дружненько намазались кремом от загара.

Как заметил Сергей, самым распространенным словом было “идут”; едва оно звучало, как мы сбегались на край берега смотреть кто как проходит. Многие шли посмелее нас – по центру_ и нормально проходили. Уже спустились к катам, как увидели шоу: одна двушка застревает в бочке, буквально тут же туда влетает вторая, чудом не цепляя первую, но способствуя ее освобождению и обе вылетают из бочки. (невольно думаешь, что рации – хорошая штука).

Леша решил пройти на каяке еще разок, но опять же кильнулся и снова в самом конце.

Так, идем дальше. Основной ориентир – шивера, т.к. именно с нее начинается Храмина. Надо признаться, мы немного боялись проморгать эту шиверу или ее начало, но потом решили, что побочным ориентиром в принципе являются 2 стоящих на берегу каяка или, как предложил Сергей, два бегающих по берегу каякера со словами “вы куда претесь, придурки”. Однако промахнуться было невозможно. Вереница зачаленных и ЛБ катов не оставляет ни тени сомнений о нашем местонахождении.

Сначала это несложная почти прямая шивера длиной 300-400 м. Далее становятся видны по берегам остатки разрушенной ГЭС, а в центральном сужении река подает с высоты » 4м. Прохода два: справа и слева, причем слева проход получше. В центре же месиво сплошное, собственно весь смысл туда не попасть. Почти сразу же за этим делом еще одна ступенька – небольшая косая бочка в правой части (что является дополнительной трудностью для желающих пойти справа).

Мы с сначала думали идти слева. Однако первая же двушка (как я уже упоминала, здесь была не только наша группа) пошла справа, причем сделала это весьма успешно. Руководитель одной из групп также сказал нам, что одна 4-ка пыталась пройти слева, но не выгребла и попала по центру, где их поколбасило. Основная проблемы в том, что по шивере надо идти справа или на худой конец по центру (это для ката, на каяке можно идти и слева, что и сделал Ник), а перед самим сужением и падуном остается очень мало места для маневра.

Еще одна сложность Храмины в страховке – здесь уже нет никакого спокойного участка, даже улова порядочного нет.

Леша сказал, что эту тему он на каяке не пойдет. Ник пребывал в раздумьях. Время уже было позднее, и Леша также решил, что не стоит мучить двушку, а лучше сразу отнести ее на страховку, что и было сделано. Нюша заняла место Киры на Пеппине, а саму Киру поставили с рацией на развалинах ГЭС. С рациями работали по старой схеме.

Двушку-то саму на страховку отнесли, только вот без весел. Ну, Леша долго думать не стал, привязал эти весла к вещам на нашем Верблюде – пройдем и отдадим их. На связь никто не выходит. Ну и ладно, мы выходим. Последняя проверка-подвязка упоров и вперед! Ник уже было пошел, но Леша решил, что будет более верным, если он пойдет прям за нами. Уже отошли от берега, как увидели бегущего по нему Дена, спрашивающего о веслах, за ним бежала Кира с рацией. В итоге, наш проход не был зафиксирован ни на видео, ни на фото, ни даже просто увиден кем-нибудь из группы. А зря!

На входе в шиверу Леша рассказал анекдот и Сережа забыл застегнуть спасжилет. Посередине шиверы нас крутануло на 360 0, но в падун вошли хорошо, правда совсем уж справа – чуть ли не касаясь баллоном берега. Во вторую бочку нас занесло уже лагом, но мы с ней быстренько справились. Мне Храмина подарила самые яркие ощущения в этом походе. Это было круто, нас внутри хорошо так пополаскало.

Едва выскочив из порога, увидели слева благополучно прошедшего Ника (он сделал все как и планировал). Скорее всего мы проходили одновременно.

Дружно зачалились на ЛБ к лежащей на берегу двушке, отвязали страховочные весла. Для остальных теперь была хорошая страховка: двушка + каяк. На кладке разрушенной ГЭС появилась Кира с рацией, Саня. Все бы хорошо, только вот рация у Киры стояла не на том диапазоне, т.е. фактически был в нерабочем состоянии. Я это дело исправила, связались с ожидающими сигнала катами. Сюда же пришел Ден с камерой.

4-ки наши пошли тоже справа, правда Пеппин зашел конкретным лагом и его немного помесило в центральной бочке. Потом они на радости чуть не проскочили место чалки.

Итак, сегодня мы прошли все 4 падуна!!! Мы молодцы!!!

Теперь 2-3-х километровая шивера и надо становиться на ночь, не доходя до деревни, но поближе к дороге; в общем как получится.

Однако, приключения на этот день не закончились! Последними отчаливали наш Верблюд и двушка – вместе, но уже через 2 поворота двушки и след простыл. Куда они делись? Вышли из шиверы, подождали их…нету. Ну по идее шивера-то плевая была, не понятно, что у них такое случилось. Ладно, решили пойти искать их по берегу: Серега с Саней пошли, а мы с Андреем остались у ката.

Время 21.15 солнце уже заходит, стало холодно. Мы с Андреем включили рацию – вдруг ушедшие вперед догадаются сделать тоже самое. Но они то ли не догадывались, то ли просто за нас не волновались. Ждать стало холодно, учитывая то, что мы были все вымокшие. Выход былодин: чтобы согреться устроили на берегу фитнесс- club :

Если вы в своей квартире,

Лягте на пол, три, четыре

Выполняйте правильно движения.

В общем, приседали, отжимались и т.п. Немного помогло. Ребята показались на берегу уже на пределе видимости. Еще через 10 минут появилась двушка. О причинах своего отставания ребята отшутились: ”Мы все же решили пройти Храмину…понимаете дело молодое…” Как выяснилось позже, Ден забыл на берегу каску, они были вынуждены причалить в начале шиверы, и он возвращался за каской по берегу.

Мы отправили двушку вперед – все равно по чистому ходу мы быстрее их. Наконец подошли Серега с Саней и мы погребли с удвоенной силой – чтобы согреться. К тому же именно у нас были все топоры, каны и прочая утварь. Так что в лагере нас ждали.

Через пару поворотов был, собственно лагерь. К нашему приходу народ уже успел поставить палатки, развести костер.

Ближе к ужину Денис откуда-то извлек незапланированную бутылочку Чинзано. Огромнейшее ему спасибо! Лично я вдруг почувствовала жуткую усталость (“мне б сейчас забыться и заснуть”) – все-таки день был достаточно напряженный. Однако, сегодня полнолуние. В самом начале похода мы с Нюшей пообещали прыгнуть через костер, но сегодня решили это сделать Люся и Настя. Нюша и уже было отправившийся спать Ник выполняли роль операторов. Я пошла спать и действа этого не видела, слышала лишь предшествующий тому вой на луну.

Да, и еще, завтра нам все же предстоит сплавляться, т.к. дорога занесена снегом (по колено) и идти по ней далековато.

4 мая

Встали рано – в 7.00 (Во всяком случае, попытались. По привычке выключив будильник, я сказала:”7”. “8,”- отозвалась Настена.) Когда мы все же решили встать, было уже около 8, а Леша Н. С Кирой уже начали готовить завтрак.

На воду мы вышли опять же позже, чем рассчитывали. Серега придумал новую мазу: ”Когда мы пойдем пятый падун (?!), чтобы нас не поставило на свечку, нужно посильнее нагрузить нос!” Выглядело это так: на носу самые тяжелые рюкзаки + Саня & Андрей, а сзади: я, Сережа, один рюкзак и гитара. Хорошо, хоть Никовская герма не перекочевала на нос, а то меня бы в воздух подняло еще до пятого падуна.

Ситуацию “а если нас развернет на 180 0 и мы войдем задом… прикинь, как нас тогда засветит” Сергей проигнорировал, пробормотав, что “все нужно попробовать”. Хочется пожелать себе удачи.

Впереди нас ждали шиверы “с мощными валами”, потом начнется деревня и в ней падун, основных ориентиров помимо деревни не имеющий.. На спокойном участке мы догнали 4-ку, подошла двушка и устроили небольшую фотосессию.

Вот новая шивера, а по берегам дома какие-то…деревня что ли? Сережа, видимо, подумал тоже самое и успокоил нас: ”По лоции падун проходится слева…” Но за поворотом была водная гладь и блуждающие по ней каякеры.

Вот и конец нашего пути. Пятый падун мы посмотрим с берега. Чалимся на ПБ, вытаскиваем все на небольшую солнечную площадку у электростанции (хотя, скорее подстанции, я в них не разбираюсь). Разбираем каты, сушим неопрен прям на заборчике с табличкой “Не влезай, убьет!”. Леха & Ник пошли в деревню узнавать что к чему. Тем временем по другую сторону от подстанции оказались знакомые все лица – группа, с которой мы неоднократно пересекались на падунах. За ними приехал мужик на полугрузовой Газели.

… … … … …

В общем, ситуация такая: у нас будет несколько машин, поедем вечером в Лодейное поле.

Небольшой группой сходили посмотреть на падун. Но с этого берега сам падун не видно. Раньше на реке в этом месте была плотина, потом взорвали (потому и остались острые камни, о которые можно порвать баллон). Посередине реки остров. Сам падун расположен в левой части, а мы видим лишь правую: здесь больших бочек нет, но трудно маневрировать, помимо камней еще и куча поваленных деревьев. Ладно, посмотрели и вернулись.

Вскоре поступило предложение сходить посмотреть на сам падун с ЛБ. В лагере остались Леша Н., Люся и Андрей Р. А остальные под предводительством Ника отправились к бетонному мосту через Ууксу. Сразу за мостом на ЛБ оказалось кладбище, прошли его и ломанулись в лес, продвигаясь вверх по течению реки.

Ах, да с бетонного моста видели немного выше по течению мостик подвесной, решили обратно пойти по нему.

Лезли по оврагам, продирались сквозь ветки по едва приметной тропинке пока наконец не вышли на хорошую такую дорогу, по всей видимости идущую от самого кладбища. Но мы же не ищем легких путей!

Сама собой группа разбилась на две части: те, кто дошли до дороги и другие (я была в первой вместе с Деном, Нюшей, Ником, Настей и Сережей, и писать буду соответственно про нее). Идя по дороге, мы вскоре вышли к падуну. Выглядит он куда как менее внушительно, чем предыдущие четыре; здесь явно маловато воды.

Река разбита двумя быками плотины (точнее тем, что от них осталось) на три части. Самая правая (лицом вниз по течению) идеальна для каяка; в среднем пролете в принципе может пройти кат, а может и не пройти. Дальше – падун, высотой » 4 м. Каяк может пройти по правой части – там хорошая струя, правда балка лежит немного низковато – хорошо бы не стукнуться об нее головой. А куда идти дальше на кате вообще не разберешь; мало воды, помимо камней завалы из бревен, и кажется, кату здесь нигде не сманеврировать.

Ну, полюбовались и пошли обратно. Сережка куда-то делся и нас осталось пятеро. Ден пожелал засняться в снегу, стали искать подходящее место. И тут то ли Нюша, то ли Ден, короче кто-то из них бросил снежок, и понеслось! Играть в мае в снежки, что может быть забавней! Нам с Нюшей показалось, что еще забавней будет завалить в снег Ника. В итге в снегу валялись мы, а Ник был лишь немного им посыпан.

В довершение всего Нюша засунула мне снежок за шиворот со словами “Это удовольствие, доступное только взрослым”. Только мы слегка утихомирились, как подошли Сережа, Андрей & Настена. Попытка забросать Сережу снегом была весьма успешной

Вскоре к нам присоединились и все остальные (кроме Сани), и мы двинулись к подвесному мосту. Однако, мостик оказался с изъяном: он начинался немного за кромкой берега на высоте около 2 м. Сначала мы было расстроились, а потом стали потихоньку на него забираться: по натянутым тросам туда перелезли Леша, Ник, Аркаша, Сережа. Девчонок непосредственно на мостик подсаживал Андрей, остальные помогали забраться сверху. Таким образом, мы все побродили по этому мосту (слава Богу, он нас выдержал)

Вернулись в лагерь. Солнышко печет нещадно, нас разморило, но стоило мне чуток вздремнуть, как с меня потребовали рации: Леша с Ником отправились искать куда-то запропастившегося Сашу. Минут через 10 Саня сам пришел в лагерь, вернулись и “спасатели”.

В 17.00 должны быть машины, но что-то они запаздывают. Печет нещадно, делать ничего не хочется.

Сережа говорит мне, чтобы я делала побольше ссылок на время в своих записях, к сожалению, этого не получится, т.к. часов у меня нет. Да и по жизни не привыкла за временем следить.

Наконец, приехали 3 машины: Жигули-4 с багажником на крыше, куда привязали каяки; полугрузовая Газель и Wolkswagen . В Жигулях поехали Ден, Насти, Нюша; в W – Леши и Ник. Остальные разместились в Газели (мы с Андреем снова забрались на передние места).

Водитель у нас любознательный и разговорчивый (кстати оставил нам свои координаты). Дальнейшие наблюдения сделаны в дороге.

То, что мы приняли за некое подобие детского лагеря оказалось финской партизанской школой (!). Ведь до 1939г. эта территория принадлежала Финляндии (оттого большая часть названий – финские). Проехали старую границу. Здесь один деревенский дом стоит прямо на дзоте. Дальше живут карелы.

Проезжали Олонец – бывшую столицу Карелии, но смотрится деревня деревней (кстати, олонецкий район – самый бедный во всей республике). Недалеко от города по обе стороны дороги простираются поля, но которых отдыхают во время перелета серые гуси. Собирается их здесь тьма сколько: все воля в пасущихся гусях. Мы видели лишь небольшие их стайки.

Вот уже и Лодейное поле – переезжаем по мосту через р. Свирь. Сказать, что дорога на нем отвратительная все равно, что ничего не сказать. Оказывается, этот мост разводной (вот почему на въезде на него светофор!).

Едва приехали и выгрузились, как сразу же отправились в магазин.

Неспешно возвращаясь, мы увидели стоящий на перроне поезд Карелия и отсутствие наших вещей на платформе. Денис продекламировал “Мы так опаздываем, что никуда не торопимся!”

Ночью в поезде наблюдали лунное затмение.

5 мая

Около 9:00 поезд прибыл на Ленинградский вокзал. Мы, правда, чуть не забыли Пеппина в вагоне, но вовремя спохватились.

Мы расходимся кто куда, но уже в четверг снова свидимся в тоже время в том же месте.