Дневник
Сроки проведения: 7 - 12 мая 2004г.

Автор: Сергей Кочетков
Версия: 1.0 от 10.03.2005

Состав группы

Кочетков Сергей Анатольевич Адмирал, капитан Байдарка-2
(Свирь-Н)
Ноздрин Александр Геннадьевич
Леонов Лев Александрович Капитан Байдарка-2
(Вьюн)
Иксанова Елена Анверовна
Лунин Владимир Владимирович Байдарка-2
(Вуокса)
Логунов Дмитрий Валерьевич
Гусаров Константин Викторович Капитан Скаут
Попова Анна Михайловна
8 мая
6:59 Прибыли в Лодейное поле. К нам присоединились Костик и Аня, приехавшие питерским поездом около двух часов ночи. На вокзале нашли машину - ПАЗик. Уточненили с водителем по карте маршрут: решили ехать через Шугозеро. Договорились о цене: 3000 р. Докупили продуктов в местном магазине.
8:00 Выехали из Лодейного поля. Дорога заняла 4 часа, за которые мы проехали около 200 км. Подъезжая к Капшозеру, стали замечать перебегающих дорогу зайцев. Из придорожных зарослей иногда взлетали куропатки.
12:00 Стапель перед въездом на пантонный мост через Капшозеро. Неподалёку нашли почти оборудованное кострище. Пообедали.
16:00 Начало сплава. Почти сразу после выхода из озера (после моста) началась шивера: повороты на 90°, прижимы, брёвна. Каньон.
18:00

После очередного поворота река в который раз разделяется на две протоки. Была ли проходима правая - не знаю, все ломанулись в левую. Зашли - узкий проход с прижимом направо, который перегораживает ветка, висящая над водой как раз так, что под ней проходит только нос байдарки. Киль налево быстрый и безусловный.

Плывём: я - у кормы, Саша - держась за нос лодки. Впереди не менее живописная картина: обе байдарки, шедшие впереди нас, тоже дрейфуют килем вверх. Догоняем второй экипаж - Лену и Льва. Вижу плывущий рядом кормовой спасконец, отпускаю байдарку, хватаю его. Сбавляю скорость ногами по дну. Поворот налево, небольшой прижим к правому берегу. Вижу через 50 метров правый поворот. Успеваю зацепиться рукой за дерево на правом берегу, но надеть петлю спасконца не на что. Верёвка натягивается, отпускаю берег. Здесь надо заметить, что на корме у нас была закреплена тритоновская морковка длиной 25 метров, поэтому когда я отпускал дерево байдарка уже заходила в правый поворот. Вот тут началось самое интересное: как раз здесь у берега плавало несколько брёвен, и верёвка тянула прямо под них. Время начинает замедляться. Почему-то сразу вспомнились отрывки из отчёта питерской группы «ТАК НЕ БЫВАЕТ! НА ТАКИХ РЕЧКАХ ТОНУТЬ ГЛУПО!!!» Ныряю. Глубоко. Спасконец, увлекаемый вместе с байдаркой мощным течением очередного быстротока, протаскивает меня под брёвнами. Всплываю. Казалось, это длилось не меньше минуты, хотя в реальности занимало от силы секунд пять.

А впереди новое препятствие: река снова разделяется небольшим островком на две протоки. Нас несёт в правую. Находясь метрах в двадцати от лодки, у меня есть пара секунд в запасе. К счастью, островок начинался длинной отмелью, по которой я успеваю добежать до первых деревьев. Первый раз за все походы поблагодарил бобров - передо мной стоял небольшой аккуратно заточенный «под карандаш» пенёк, идеально подходящий под петлю в морковке. Надеваю, фиксирую ногой. Всё, слава богу, успел. Хотя нет, Саня может не ожидать что сейчас произойдёт. Изо всей силы кричу: «Держись!!!» Вроде услышал. Трос моментально натягивается как струна... и Саня отрывается от носа. Его спасла размотавшаяся при киле чалка, которую он сразу поймал в воде.

На островке нас оказывается трое: я, Саша и Лев. После правого поворота Вьюн прижимает к левому берегу, где он цепляется верёвкой обвязки за ветку и фиксируется на плаву. Елене и экипажу первой байдарки удаётся выбраться на левый берег. Начинаем спасработы. Первым делом неимоверными усилиями вытаскиваем перевёрнутую байдарку со струи на отмель, переворачиваем. Поскольку весь островок на 20 сантиметров залит водой, просто так освободить судно не получается, и мы минут десять отчерпываемся касками. Как выясняется Санина М-10 для этих целей совершенно не подходит - как сито для воды. Лев начинает мёрзнуть: нижняя часть его гидрокостюма - обычные неопреновые шорты, а вода через островок течёт с приличной скоростью. Меняемся, согреваясь в процессе работы касками.

Наконец, судно на плаву. Перебрасываемся с Димой спасконцами и начинаем переправу. Закрепляем один трос жёстко на деревьях, а вторым, с помощью карабина, усилиями Димы, Кости и Ани переправляем Сашу и Льва на берег. Я покидаю этот остров последним, траверсируя струю на своей байдарке, пердварительно закрепив её на димином спасконце.

Тот самый островок
Переправляем Сашу
Переправляем Льва
Сплошной бобруйск
Ракета на подводных крыльях
Ракета без подводных крыльев
Сплошной бобруйск
Ракета на подводных крыльях
Ракета без подводных крыльев

Следующая задача, стоявшая перед нами - снять с ветки Вьюна. Байдарка висела всего в трёх метрах от берега, однако достать её было не так просто: на внешней стороне правого поворота дно сразу уходило вглубь и человека смывало уже в метре от берега. Кроме того, в десяти метрах ниже по течению струя со всей силы била под завал между кустами.

Поступили так: я сажусь в байдарку, стоящую против течения, нос которой на спасконце на берегу удерживает Дима и команда. После нескольких попыток, аккуратно балансируя на струе, удаётся подплыть к Вьюну и зацепить морковку. Дальше - дело техники. Подтащили к берегу, переворачиваем. Из байдарки начинают выплывать непривязанные гермешочки. Их самомсплав нам удаётся предотвратить. Особенно счастлива была Лена, чья обувь была спасена в последние секунды.

Вытащив всё на берег, оказалось, что вся байдарка больше часа провисела на тонюсенькой (4 мм.) верёвке обвязки. Однако, по словам Льва, метр этой чудо-верёвочки стоил более 30 рублей. После осмотра байдарок мы не обнаружили в них серьёзных дыр. Единственное, что уплыло - весло Льва.

Снимаем с ветки Вьюн
Одно неосторожное движение - и вы под завалом
Одно неосторожное движение - и вы под завалом
20:00 Наконец, спасработы были закончены и мы приступили к установке лагеря. Костя на своём скауте пролетел это злосчастное место по правой протоке и зачалился в двух километрах ниже по течению. Прогулка к нему за гермешками с едой и вещами заняла 30 минут туда и 50 обратно. Саму лодку решили оставить на ночь в тех же краях, предварительно немного замаскировав. Когда я, Костя и Саша вернулись, ужин был почти готов.
9 мая
8:00-9:00 Подъём. Приготовили завтрак, досушили и упаковали вещи. На этот раз в байдарках всё было привязано раза в два крепче. Вышло солнце, стало тепло и комфортно даже в полусырой гидре. Случайно кто-то из нас заметил на противоположном берегу недалеко от стоянки между плавающих веток и брёвен небольшой предмет синего цвета.
Лагерь-1
Готовимся к старту
Готовимся к старту
14:30 Вышли. Лев сбегал по правому берегу узнать, а не его ли это весло там плавает. Точно, оно самое! Так, с полным боекомплектом мы продолжили сплав по каньону до деревни Ребовичи. Характер препятствий: крутые повороты, прижимы, шиверы, брёвна. По мере приближения к деревне река расширяется. В деревне вышли на берег, посмотрели мост, поплыли дальше.
Деревня Дмитровка
Деревня Дмитровка
Деревня Дмитровка
Деревня Дмитровка
Деревня Дмитровка
Деревня Дмитровка
18:30 Встали лагерем на поляне на левом берегу.
Лагерь-2
Лагерь-2
Лагерь-2
Лагерь-2
1:20 Отбой. Посидели душевно!
10 мая
8:30 Подъём.
12:50 Отплыли.
15:00 Проплыли автомобильный мост, за которым поблизости располагается деревня Дмитровка.
16:45 Проплыли деревню Пирозеро. Сразу после неё встали. Погода начинала заметно портиться, река - сплошные плёсы. Дальше по описанию должны быть пара шиверок, но желания сплавляться ни у кого, кроме Кости с Аней не осталось. Сходили в деревню, а от неё через мост - на автобусную остановку. Оказалось, автобус ходит здесь раз в неделю, во вторник утром, то есть завтра. В 7:15 заезжает в Новинку, а в 8:20 возвращается в Лодейное поле. Такой случай мы упускать не хотели. Было принято решение разделиться - мы заканчиваем маршрут здесь, а Костя с Аней на скауте плывут дальше. «Плыть дальше можно, а отпуск один», - аргументировал Константин. Рассчитались с деньгами. Большую часть имевшихся продуктов погрузили на скаут, остальное отдали в деревню.
18:50 Костя с Аней поплыли дальше, а мы начали разбирать байдарки. Временами моросил дождь и мы начали убеждаться в правильности принятого решения закончить маршрут здесь.
23:30 Отбой.
11 мая
5:00 Подъём. Байдарки и большая часть вещей были упакованы ещё вечером, так что торопиться не пришлось.
7:00 Вышли со стоянки и, оставив лишние продукты в деревне, двинулись к остановке.
7:30 Неспеша подошли к остановке. Через некоторое время начали подтягиваться местные. В автобус влезли без проблем. Билет стоил 54 р. за место.
9:00 Алеховщина.
10:15 Прибыли в Лодейное поле. Первым делом сдали вещи в камеру хранения (35 р.) и купили за 323 р. билеты на поезд №181 отправлением в 0:16 (в Москву приходит в 12:20). Сделали окончательный расчёт по деньгам. До семи вечера ходили по городу, изучали достопримечательности. Обошли все работавшие кабаки («Берёзка», «Корчма», «Арагви»). Больше всего нам понравилось в последнем, где и просидели нескольлько часов кряду, плавно отходя от походной кухни. А погода к тому времени окончательно испортилась: дул сильный ветер и шёл снег с дождём. Не раз мы с содроганием вспоминали отважный экипаж скаута, ощущавшего в это время все прелести весны под открытым небом.
А в это время скаут...
Костя: Сплав закончили во вторник вечером, примерно в 7 часов, в Усть-Капше у моста. После расставания с вами мы шли где-то до девяти вечера, прошли крупную деревню Коковичи и тормознулись километрах в шести ниже. На следующий день вышли в 12 и в 6 вечера, т.е. ровно через сутки после расставания с вами, пришли в Ганьково, ну а еще примерно через 40 минут достигли устья. В общем, все оказалось гораздо проще и быстрее, чем предполагалось. Вечером успели собраться. С транспортом на выброске повезло (в 6.30 автобус на Тихвин, в 8.00 из Тихвина автобус на Питер, в 13.10 дневным поездом я выехал в Москву и в 9 вечера уже был в Москве). А вот с погодой не совсем: в последний вечер резко похолодало, а ночью выпал снег. Утром вылезаем из палатки и видим, что вернулась зима. Определенные трудности доставила упаковка лодки и палатки: при низкой температуре окружающего воздуха все это стало жёстким, сворачивалось с трудом и в свернутом виде перестало входить в отведенные объемы. Так что пришлось повозиться.
Костя со скаутом
Почти лето...
Костя со скаутом
Почти лето...
Костя: Пороги, обозначенные на карте ниже Пирозера, ничего особенного собой не представляют, за исключением, быть может, порога между шоссейным мостом и поселком Ерёмина Гора. Там шивера с прижимом и довольно приличными валами. Мы там на камень сели. А так, в остальном, это просто прогоны с небольшими, до полуметра, валами. Река в нижнем течении становится шире (до 40 метров), течение слабее, населёнки больше.
Капша в нижнем течении
Капша в нижнем течении
Капша в нижнем течении
Капша в нижнем течении