Дневник Никиты Чеснокова
Сроки проведения: 5 - 14 ноября 2004г.

Автор: Чесноков Никита
Версия: 1.1 от 25.02.2005

«Нет, господа-товарищи, если ехать на Кавказ осенью, то лучше делать это в ноябре. В сентябре мы ещё толком не отдохнули от «отдыха» в Саянах, в октябре пока и в Москве неплохо - тепло, осень золотая. А вот когда подступает ноябрь-месяц, и в средней полосе начинают готовиться к лыжному сезону, душа просится на юг, в горы. За два трудовых месяца работа да учеба как следует надоели, и тут вот нате, пожалуйста: ноябрьские праздники. Чем не повод рвануть на Кавказ? Тем более, что там-то ещё тепло, а осенние дождики могут налить изрядно водички в реки. Вот в прошлом году мы удачно попали на остатки грандиозного дождевого паводка на Белой, так может и сейчас повезет с водой?» - такие вот оптимистические мысли крутились в моей голове, пока я трясся в переполненном вагоне метро где-то между станциями «Кропоткинская» и «Библиотека им. Ленина». До старта похода оставалась пара дней, и мысли мои были полностью обращену к грядущему празднику души, так сказать, и тела. Ну, ещё бы, ведь наконец-то я попаду на речку, которая грезилась мне с тех пор, как я начал заниматься водным туризмом, - на Большую Лабу. Одни названия порогов, такие как «Прощай Родина» и, особенно «Полный Пэ..» просто не могут оставить равнодушными, и поэтому наша команда не откажет себе в удовольствии посетить эти славные места. А до кучи метнемся ещё и на другую знаменитую речку - Белую, причем со вполне конкретной целью: пройти Гранитный каньон.

Кстати, наша команда.

Захаров Алексей (ЗАХ) - руководитель и идейный вдохновитель, как спортивной части похода, так и алкогольной его части. А по совместительству капитан катамарана-1. А заодно ещё и видеооператор.
Кочетков Сергей - матрос того же катамарана, тоже оператор.
Шульман Антон - капитан второго катамарана, и, вы будете смеяться, тоже оператор. Самое интересное, что у каждого оператора своя камера, причем у каждого цифровая. А у ЗАХа ещё и штатив есть. Во как. Неслабое можно будет кино сделать. Впрочем, я отвлекся.
Цаун Ольга - матрос того же катамарана, и, нет, не оператор. Фотограф. А кроме того ещё и завхоз.
Чесноков Никита - ваш непокорный слуга, каякер (каяк Rainbow Vector). А заодно, вы догадались, тоже фотограф.
В качестве приглашенных звезд, из Питера были выписаны два мега-каякера (чтобы нас, дураков, было кому спасать), а именно Алексей Белокуров (на Eskimo Salto) и Саша Козырев (Wavesport Y). Помимо своих каячных способностей, уникальны они ещё и тем, что не являются ни операторами, ни фотографами.

В поезде на Кавказ
В поезде на Кавказ
В поезде на Кавказ
А вы всё пьёте...
В поезде на Кавказ
В поезде на Кавказ
А вы всё пьёте...

Итак, Кавказ, Лаба, Белая, 5-14 ноября. Поехали.

6 ноября

А вот мы уже и приехали! Невинномысск! Восемь утра, все в сборе, машина ждет, осталось только вызволить каяк из багажного отделения, где он должен дожидаться меня уже четыре дня. Первый сюрприз: багажное отделение работает только с 14 часов! Люблю эту страну. Впрочем, быстро находится мужик, который без проблем выдает мне лодку, причем даже не взяв деньги за хранение. Забыл, наверное. Ладно, поехали дальше. Преодолев милицейские кордоны, которые с пристрастием проверяли наши паспорта на предмет непонятно чего, доезжаем до речки. Дальше газель не едет. Пересаживаемся на грузовик, и не торопясь под водочку доползаем до поляны вблизи порога «Прощай Родина». Попутно прямо с дороги разглядываем Затычку и Кирпич, и обсуждаем ситуацию с наличием воды. Ситуация складывается своеобразная. Воды не то чтобы мало, ее просто нет. Кирпич, которым интернет-форумы усердно запугивают молодежь, как детей - серым волком или милиционером, превратился в милую шиверку. Затычка для катамаранов вообще негабарит. Вот вам и ноябрь. Кстати, ещё подлянка от ноября: холодно, блин. Днем, пока светило солнце (а облаков, кстати, за всё время похода я видел две или три штуки), было ещё нечего. А вот под вечер, наступивший уже в пять часов, начало подмораживать. Причем такими темпами, что стало очевидно: для поддержания теплового баланса организма необходимо принимать срочные меры. И мы их приняли! Водки, кстати, взяли критически мало, и по ее окончании пришлось разойтись спать. Кстати, была совершена и ещё одна стратегическая ошибка: не взяли гитару. Основная проблема заключалась в том, что на улице темнело в 5 вечера, а светало в 7 утра. Таким образом, темное время суток составляло почти 14 часов, проспать которые выше человеческих сил. Поэтому всеми правдами и неправдами народ пытался оттянуть время ночлега хотя бы часов до 10 вечера. Без гитары это было непросто.

Ночью было холодно. Хуже, того, часа в четыре утра начало проявляться похмелье. В общем, было паршиво.

7 ноября

Итак, первый день сплава. Холодно. Поэтому все проснулись рано, а загидриваться не спешат. Часам к 10 утра, когда солнце наконец-то добралось до нашей поляны, катамараны уже окончательно собраны и нетерпеливо поджидают своих хозяев. Каяки, с которых под лучами солнца постепенно сходил иней, тоже готовы к бою. Хозяева, однако, не торопятся, деловито копошась по своим делам поближе к костру. Лезть в неопрен, пусть даже и сухой, никто желания не испытывает, однако короткий световой день торопит и не оставляет шансов дождаться приемлемой температуры воздуха.

Б.Лаба, поляна перед пор. Прощай, Родина
Б.Лаба, поляна перед пор. Прощай, Родина
Б.Лаба, поляна перед пор. Прощай, Родина

Пару слов о нашем способе передвижения. Ездили мы в режиме родео-баса, в роли родео-баса выступал давешний грузовик. Погреться в нем конечно было нельзя, да и газовой горелки конструкцией предусмотрено не было, зато вещи всё же не надо было гидрить и пихать в лодки, так что плавали мы налегке. Водитель заодно ещё и разводил костер на месте будущей стоянки, что экономило нам немало времени.

Ну вот мы и доплыли до первого препятствия - порога «Прощай Родина». Питерцы, успевшие ещё вчера сходить к нему и посмотреть, многозначительно ухмылялись и обещали «нетривиальную работу с креном». И действительно, всё нетривиально. На самого себя по большой и средней воде порог не похож совершенно. В том месте, где обычно стоит большая бочка, теперь оказывается большой унитаз. И с каким креном в него заходить совершенно непонятно. Впрочем, первым идет адмиральский катамаран, и ему всякая ерунда типа кренов совершенно безразлична. Я, бедолага, стою ниже порога с морковкой. Типа страхую. Бедолага я потому, что холодно. Не по-детски так. И солнце до места, где я типа страхую, не доходит всего-то метра три. Температура стоит незначительно выше нуля, и от реки тоже веет холодом. А неопрен на мне уже изрядно подмочен - старая юбка бессовестно протекает. А больше всего мне понравилось добираться до места, где я типа страхую, пешком по берегу. Там в одном месте надо перейти ручеёк, и в данных температурных условиях это становится ой какой нелегкой задачей. Дело в том, что все камни вблизи этого ручейка под действием брызг из него и нелетних температур совершенно обледенели. И попытка наступить на них неминуемо приведет к мгновенному соскальзыванию аккуратно в реку со всему вытекающими из нее последствиями. Пришлось лезть вверх вдоль ручейка и переползать через него, плотно обнимая двумя руками лежащее поперек течения бревно, тоже, разумеется, со всех сторон обмерзшее. Холодно, …

На чем мы остановились? Ах да, я стою и типа страхую. Вижу я только выход из порога. Скоро оттуда появляется адмиральский катамаран. Почему-то он плывет кормой вперед, но зато килем вниз. Через некоторое время из-за поворота выплывает Лёша Белокуров. Носом вперед, но килем вверх, причем встает далеко не с первого раза. Ага, думаю я, - а ведь там, наверное, плющит! Лёша кричит, чтобы мы с Козыревым шли вместе с целью уплотнения времени. Цель понятна: обрабатывали мы порог почти столько же времени, сколько я описывал героическую переправу через ручеек.

Иду к каяку (минуя полюбившийся мне ручеёк вышеописанным способом), кидаю последний взгляд на порог, сажусь в лодку, плыву следом за Сашей. Вот впереди здоровенный обливняк, прыгаю прямо через него и - в унитаз. Крен направо, крен налево - и, смотри-ка, не залёг! Заплываю в улов, расточая улыбки восторженным зрителям. Зрителей, правда, немного. Даже на камеру, как выяснилось позже, меня не засняли. Зато засняли Сашу, который тоже прошел успешно.

Последними порог прошел экипаж катамарана Шульман-Цаун, практически полностью повторив траекторию адмиральского катамарана, иными словами, тоже вышел из порога задом. На этом обработку славного порога «Прощай Родина» было решено завершить с перспективой приехать сюда снова завтра, а сегодня времени на это уже нет. Плывем к «ПП»!

Приплыли. Довольно интересное зрелище, но, в общем, очевидно: для ката - негабарит. Для каяка вполне себе габарит, но при неблагоприятном исходе посчитать головой камни или даже запиниться вероятность немаленькая. А уж поставить парочку неслабых царапин - сам бог велел. Поэтому Козырев, не долго думая, обносит новенький Y. Остаемся мы двое: Белокуров и я. Хорошая компания, но я всё равно колеблюсь. Впрочем, у Лёши всё проходит как по маслу: хорошо прошел слив, ушел от прижима. Даже завидно, хочется повторить. А, кроме того, обнос этого порога заслуживает названия «Полный П..» гораздо больше, чем сам порог. Так что я уж лучше пойду.

Вот и заход. Лёша машет с берега и что-то кричит. Что именно, я не понимаю, но основная мысль простая: «шевели корявками». Слив. Задаю нужный, как мне казалось, крен … и вот я уже считаю каской вышеупомянутые камни. Встаю … и раз - лечу аккурат в прижим, ложусь снова. Встаю ещё раз, и снова ложусь непонятно обо что. Наконец-то с третьего раза встаю окончательно. Холодно, мокро. Немножко обидно. Но лезть туда ещё раз не очень хочется, да и некогда, пора плыть дальше.

А дальше у нас Солёные Скалы, а потом и Кирпич. Вообще-то, первоначально предполагалось встать на ночевку перед ними, а с утра спокойно раскатывать. Однако обстоятельства сложились иначе. Одна стоянка не нравилась чем-то одним, другая другим. Да и немного их там, в сущности. Стоянка на правом берегу возле старого деревянного моста была всем хороша. Однако по старым доскам грузовику было не проехать, а тащить вещи лишние триста метров на горбу было лениво. Как потом выяснилось, на зиму настил на мосту частично разбирают, дабы нельзя было возить лес с другого берега без особого на то разрешения. В итоге поплыли дальше, и соответственно влетели в Солёные Скалы. Ничего страшного, впрочем, не случалось из-за небольшой мощи воды, но неслабое падение никуда, естественно, не делось, так что было весело.

А вот Кирпич посмотреть мы вышли. Вылезать из каяка неохота, в нем мокрой заднице ещё более-менее тепло. Тем не менее, прогуляться пришлось, так как выяснилось, что водила вместе с нашими вещами упилил незнамо куда. Оказалось, что через пару сотен метров после Кирпича есть неплохая стоянка, и там-то он и остановился, и даже уже развел костер. Спасибо.

Обрабатывать Кирпич по всем правилам времени не хватало, а пройти его хотелось. Решено было ломиться всей толпой, и вроде как взаимно страховать. Экипаж катамарана-2 решил отложить прохождение до завтра, и водила отвез их судно прямо к стоянке.

Старт. Первым плывут каякеры, кат за нами. Крутой поворот направо, потом налево. За ним по очереди исчезают лодки питерцев. Вот и мой черёд. Поворот крутой, за ним ничего не видно, и хотя сюрпризов быть не должно, от неизвестности страшновато. Сливаюсь с первой ступени, далеко впереди вижу каякеров и стараюсь держаться их траектории. Вот и слив. Прохожу нормально, но ленюсь выгребать и … опаньки, вот уже я стою лагом в бочке. Бочка большая, как выходить непонятно. Однако суетиться необходимо, так как сверху вот-вот приплывет адмиральский катамаран и того и гляди влетит прямо в меня носом. А носы у ЗАХовского катамарана специальные, типа «смерть каякеру» - очень жёсткие и острые. К счастью, бочка всё решает за меня, подкусив за корму. Эффектная свечка, киль, эскимос, и вот я уже немного перевожу дух. Огорчает только неслабое озерцо в лодке, охлаждающее пятую точку да и вообще изрядно мешающее управлению. Наверное, всё дело в поганой юбке.

Плывём по симпатичному каньончику, небольшие вальчики и бочечки не мешают наслаждаться видами. Мешает мокрая задница, и неприятно быстро увеличивающееся озерцо в лодке. Причины столь его быстрого роста неясны и вызывают мысли типа: а не угораздило ли меня проделать дыру в каяке замечательной фирмы Рейнбоу? Впрочем, скоро становится не до этого. Впереди уже видна наша стоянка, но путь к ней преграждает порядочный слив, который при просмотре я ухитрился не заметить. Как следствие, совершенно не представляю его форму, а главное, что там внизу ждет? Зато удалось заприметить, что идущие спереди питерцы прямо перед сливом чуть поворачивают лодки налево. Ага, смекнул я, - стало быть там какая-нибудь косая дрянь, развернусь ка я лучше посильнее. Развернулся чуть не лагом, вот уже слив и … Ну вы поняли, считаю каской камни, слив прямой оказался. Эскимосить на заполненной водой лодке нелегко, но уж очень хочется подышать. Открыв глаза, обнаруживаю, что а) плыву кормой вперед, б) прямо под нависающую скалу в прижим. Питерцы потом рассказывали, что оба в этот момент крикнули: «Крен!». Ей богу, не слышал, однако сориентировался сам и из прижима ушел с честью. Все! Хватит на сегодня водных процедур. Пора водку пить! Чалюсь, вылезаю. А вот и прикол: оказывается, напрасно я грешил сначала на юбку, а потом и на каяк. Просто сливая в прошлый раз воду, я не завернул пробочку, и так и шел Кирпич буквально с открытыми кингстонами. Еще повезло - пара сотен метров и я мог бы повторить судьбу Титаника.

Кстати, о водке. Её не было. Весь небольшой запасец мы выкушали ещё вчера. Перспектива вырисовывалась грустнейшая, однако адмирал оправдал свою высокую должность и поехал в Рожкау за божественным эликсиром сам. Так что кончилось всё хорошо, к тому же и ночь была не в пример теплее.

8 ноября

Утро одарило нас ярким солнцем (что не было уж очень оригинально, как я уже говорил ясно было на протяжении всего похода) и, главное, теплом. Ну, не курортным, разумеется, теплом, но всё же от костра отойти было не страшно. Сегодня у нас халявный день, ведь вчера мы сдуру прошли почти всю реку. Впереди только Затычка, но ее проходить недолго, да и для катамаранов там непроход, так что туда мы пока не поплывем. И на ПР ехать тоже лень. А вот раскатать Кирпич - это прикольно! Добровольцев - пять штук, то есть все кроме Антона и Саши. Однако на место на катамаране-двойке целых три желающих: ЗАХ, Сергей и Ольга, так что придется им сплавать дважды: ЗАХ+Серёга и Ольга+Серёга (всё равно желание сплавляться у Сергея неисчерпаемо). Мне же повезло тем, что осталась свободной козыревская лодка Y, которую он мне ненадолго и одолжил.

Приехали, выгрузились. Прямо возле деревянного моста - вчерашней несостоявшейся стоянки. Вроде и недалеко это от стоянки действующей, но здесь ощутимо холодней! Весь мост в инее, а у нас там тепло и солнце, к середине дня уже и без рубашки ходить можно будет. Хочется побыстрее отсюда уплыть, что и делаем. Сплав на свежую голову прошел чисто, без килей и прочих серьезных приключений. Плыть третий раз уже не хотелось, но пришлось это сделать в целях возможной страховки двойки. Впрочем, всё снова прошло гладко. Я же сплавлялся на белокуровской Сальте. Эдакий сравнительный тест получился разных лодок на одном участке в одинаковую воду. Что можно сказать? По моим ощущениям, new-school рулит, так что свою лодочку я буду менять.

Середина дня, тепло, хорошо, обед. Но пора добивать эту речку, иначе говоря, лезть в Затычку. До нее от нашего лагеря совсем недалеко. Приплываем (уже в полном составе), смотрим. Обносим каты, смотрим. Посмотрел я на всё это дело снизу, и желания идти как-то резко поуменьшилось. После основного слива вся вода ощутимо прет налево, под нависающую скалу. Ну не люблю я прижимы. Так что лучше посмотрю на прохождение питерцев. Прохождение у обоих было по одному сценарию: чистый проход слива, а потом гребля от прижима со скоростью вертолёта - несет туда реально. Посмотрел я на это, посмотрел… Да и обнес от греха подальше. Ещё успеется. Чай не в последний раз здесь.

Проплыв несколько ещё километров по реке, нашли полянку поудобнее и начали собирать шмотки. Сегодня мы переезжаем на Белую.

Уже темнело, когда мы подъехали к поселку в низовьях Лабы. Там нас терпеливо поджидала наша газелька, чтобы доставить к Гузериплю. Ехали достаточно долго, и в процессе успели поужинать в придорожном кафе. Заодно посчитали оставшиеся деньги, которых почему-то осталось немного. В общем, к месту приехали уже поздней ночью. Однако тут нас ожидал сюрпризец: за прошедший год гузерипльская поляна существенно изменилась! Со всех сторон ее теперь поджимают дома: если дело пойдет такими темпами, скоро там стоять будет негде. Но был сюрприз и приятный: здесь ощутимо теплее! Даже и без костра посреди ночи вполне можно жить. Чем и пользуемся, душевно проводя время в компании с только что купленным пивом и водкой, купленной заранее. Постепенно народ расходится по палаткам, и в итоге остается самый стойкий контингент: ЗАХ, Саша Козырев и я. К слову, именно этим составом мы и приговорили большую часть спирта в этом походе.

9 ноября

Утром я проснулся от звука крупных капель, падающих на палатку. Дождь? Нет, просто это оттаивают обмерзшие за ночь ветки деревьев. Так всё-таки ночью был минус? Странно, не сказал бы. А сейчас совсем тепло и солнечно. Пользуясь этим, пытаюсь подсушить неопрен перед сегодняшним сплавом. По плану у нас сегодня Топоры и Киши. Хотя на счет Топоров всё под большим вопросом: воды в Белой тоже нет, а для Топоров это, как известно, критично. Впрочем, во всем есть свои плюсы: по такой малой воде Гранитный (а по плану он завтра) нам точно должен быть по зубам.

Посильно помогаю приготовить завтрак. Не знаю точно, есть ли у нас формальные дежурные, но реально завтрак всё время готовят практически непьющие, а вследствие этого раньше всех встающие Антон и Оля. Мы с Серёгой встаем позже и посильно им помогаем, а Адмирал и питерцы, как правило, подходят только к завтраку.

По идее, сегодня мы должны выплыть быстро: ведь катамараны собирать не надо, они доехали в сдутом виде на крыше гезели. Надо их просто надуть. Вот тут то и начинаются приколы: адмиральский кат надуваться не желает. Вернее, он надувается, но спускает катастрофически быстро. В чем дело? Ведь только вчера всё было нормально, а с тех пор кат лежал себе преспокойненько на крыше баса. Оказалось, что при транспортировке жесткие наружные гондолы протерли несколько дыр в чернушном внутреннике по месту складки. Клеимся. Тормозим. Надуваем. Все равно травит, но всё же меньше. Черт с ним, будем чаще подкачиваться, надо плыть.

Что можно сказать о Белой до Топоров? По такой воде нет ничего. Топорики и Театральный пролетам, с трудом опознав. Всего-то примерно за час доплываем до Топоров, едва замочив юбки. А на берегу видим другую группу. Катамараны (причём, кажется, знакомые) и один каяк - тоже сальта.

Топоры производят гнетущее впечатление. Воды НЕТ! Всего-то несколько кубов. О прохождении речи не идет. (Ну то есть Белокуров долго ходил и говорил, что пролезть в принципе можно, но в итоге никто не пошел.) А впереди Киши.

От Кишей впечатление менее гнетущее. И первые, и вторые идутся катамараном, причем на вторых можно и зажечь. После непродолжительного просмотра приступаем к прохождению. Первыми лезут каякеры, остальной народ смотрит и снимает сверху. Из проезжающих мимо машин вылезают люди посмотреть на то, как мы типа будем бороться со стихией. Вот только Саша предпочел более легкий путь, решив просочиться канализацией, а мы с Лёшей прыгаем основной слив. Козырев канализирует, за ним идет Белокуров. Прыгает слив и киляется о некстати возникшую на пути скалу. Я иду за ним и киляюсь безо всяких скал. Ну точнее, почти киляюсь, опереться всё же удается, но скорость потеряна и меня прижимает к той же многострадальной скале носом, а кормой к другой, соседней скале. Так я и стою в раскоряку, пока наконец мне не удается по совету с берега просочиться кормой между скалами.

Белая, порог Топоры
Белая, порог Топоры
Белая, пороги Киши
Белая, порог Киши-1
Белая, порог Топоры
Белая, порог Топоры
Я ж говорю, заходишь кормой...
Белая, порог Киши-1
Я ж говорю, заходишь кормой...
Белая, у моста после Кишей
Установка залпового огня, вид сбоку
Установка залпового огня, вид сбоку

Каякеры стоят в улове между Кишами, а адмирал с Серёгой готовятся к своему прохождению. Задачка нелегкая: если уж каякеры имели проблемы со скалами после слива, то на кате просочиться между ними совсем непросто. Очень непросто, по крайней мере, им это не удается, и среди камней они намертво застревают. Вылезают на камень, поднимают кат, опускают кат. Всей развлекухи минут на десять. А на улице уже свежеет. Но, наконец-то, с дикими матюками (в основном старался, конечно, Захаров) катамаранщики чалятся в наш улов. На очереди Киши-2! Сначала Белокуров, потом Козырев, а потом и я разгоняемся и прыгаем - чисто! Очередь адмиральского ката. Выходит из улова, набирает скорость, слив, ну! В бочку катамаран заходит чуть под углом, но этого хватает: сначала он крутит почти полный красивейший спин, становится на баллон, стоит вертикально несколько секунд и задумчиво с достоинством киляется. Есть первый катамаранный киль! Время на реванш уже нет, скоро стемнеет, пора становиться. Где? Сначала думали остановиться на другом берегу Белой с перспективой покататься по реке Кише. Однако при нашем уровне воды подобные покатушки начисто теряют смысл, да и вещи на тот берег транспортировать лень. Да, забыл сказать, наши шмотки за нами возит нанятый мужик на грузовичке. В итоге едем к началу Гранитного каньона. Стояночка там неплохая, лагерь ставим уже в сумерках. Сегодня пьем спирт, купленный в Гузерипле.

10 ноября

Утро. Сегодня - Гранитный каньон. Сначала посмотреть. Потом подумать. Потом ещё подумать. А уж потом… На просмотр идем почти полным составом, только Сергей с Ольгой остаются в лагере. Их задача - найти и залатать дырки во всё ещё травящем баллоне.

Наш лагерь стоял в тени близлежащей горы, поэтому с утра жарко не было, и мы вышли довольно тепло одетыми. Однако под лучами солнца скоро осознали ошибку и начали постепенно заголяться. Таки сбылись мои мечты о теплом ноябре на Кавказе! Значит уже не зря приехали, даже если с Гранитным что-то и не получится. Вот Горку с Пригорком пройти не удастся точно: воды недостаточно. В Горке во втором сливе вода бьет прямо под скалу; бревнышко, брошенное туда Лёшей Белокуровым, появилось на поверхности только секунд через тридцать. А Пригорок вроде и проходим вполне, но не нравятся торчащие из слива палки и невозможность страховки. Обнос. Идём смотреть дальше.

Встречаемся с параллельной группой, которая также просматривает препятствия. Все-таки, отдельные лица я положительно где-то видел! Вот, например, с парнем в обвязке и с веревками, которого остальные зовут Гришей, мы, кажется, виделись на Колвице в 2002 году. А другого я периодически видел в Черкизовском бассейне. Всё-таки тесен мир водников. Что-то подсказывает, что мы с ними ещё выпьем сегодня вечером. Было бы что обмывать…

Пока Гранитный впечатляет не слишком. Слишком уж малый расход. Вот за крутым левым поворотом виднеется каменистая отмель, при желании там даже лагерь можно было бы поставить! Разве можно здесь такое представить при нормальном уровне воды? Но вот перед правым поворотом появляется препятствие поинтереснее. Глыбы в шахматном порядке, сливы между ними и разнообразие линий движения. Порог так и называется: Шахматы. А дальше после небольшой шиверки самое зрелищное препятствие: порог Оверкиль. Далее слив, левый поворот, правый, слив, прямая, ещё слив - и всё, конец Гранитного каньона. Я не впечатлён. Хотя хорошо известно, что снизу препятствия оказываются посложнее, чем выглядят с тридцатиметровой высоты. Да и в случае неудачи вылезать по почти вертикальным стенкам проблематично.

Пора идти? Не так быстро. Нет, страховку мы ставить не будем, невозможно это здесь. Так почему же мы тормозим? Да просто так тормозим, нравится нам этот процесс - тормозить. Или, пользуясь белокуровской терминологией, дрочить. Это уж кому как больше нравится.

Но, в общем, всё, что мы успели за сегодня, это посмотреть прохождение параллельной группы. Прохождение было не беспроблемным: в Шахматах они крепко посидели на камнях, а в Оверкиле совершили действие, соответствующее названию порога. Да, видно не так уж там всё тривиально. А ещё одна важная вещь, которую мы за тот день совершили, это переселение поближе к лагерю параллельной группы! Мое предчувствие меня не обмануло! У них, кстати, и гитара есть. Знакомимся, выпиваем за знакомство. Впрочем, как выяснилось, многие из нас знали друг друга уже давно. С кем-то с Колвицы, с кем-то с прошлогодней Белой, с кем-то ещё откуда-то. А чью-то четвёрку мы хорошо так помяли этим летом на Красненькой. Обнаружились общие знакомые, друзья, подруги. В общем, и так неширокий воднический начал казаться ещё теснее.

11 ноября

Вот уж сегодня дрочить никак нельзя. Идем Гранитный каньон! По крайней мере, один раз, хотя если понравится, может и повторим. До места старта нас довозит давешний мужичок на грузовичке, за которым Захаров не поленился съездить накануне в Гузерипль. Вопрос номер раз: где спускать суда на воду? С трудом находим тропку, по которой спускались наши соседи. К сожалению, она выходит к воде ниже по течению достаточно интересного порога Восьмерка. Поэтому каякеры полным составом заносятся на сто метров выше по течению и стартуют с маленькой площадки, на которой поместится только каяк. Причем сплывать с неё приходится по очереди, и стартовавшие передо мной немедленно исчезают за крутым поворотом в скалах. Вообще, снизу Гранитный производит впечатление. Давит. А впереди бурлит порог. Надо сказать, что перепад высот в нём оказывается гораздо больше, чем кажется сверху, и хотя все проходят его благополучно, становится немножко стрёмно.

В полном составе наша флотилия движется между высоченных стенок, некоторые из которых обладают отрицательным уклоном. После очередного несложного порожка впереди показывается каменная отмель на левом берегу. Короткий перекур перед основными препятствиями. Все напряжены, особенно адмирал. Только Антон беспечен.

Но вот впереди порог Шахматы. Первым идет адмиральский катамаран. Проходит первый слив, их кидает направо, они отчаянно выгребают налево, туда, где есть широкий проход для их ката, но не успевают и садятся на скалу. Некоторое время слезают. Потом тот же маневр повторяет и кат-2, но они садятся ещё сильнее и слезают дольше. Наконец нам дают отмашку: путь свободен. Первым идет Лёша: первый слив, уход налево, прошел! Потом Саша: аналогично. А я решил выпендриться. Зачем грести налево, если прямо по струе тоже есть проход, в который каякер вполне может поместиться?

Прыгаю первую ступень, меня бросает вправо. Ну и хорошо, мне ведь туда и надо! И тут меня поджидает крупная неприятность. Оказывается, кат-2 не снялся с камней окончательно, а просто был перетащен своим экипажем на соседние скалы, начисто перекрыв узенький средний проход! Я, как говорится, в шоке. Уходить влево уже не удастся, остается брать препятствие тараном.

Мне повезло. Если бы катамаран перегородил протоку наглухо, у меня были бы все шансы застрять под ним надолго. По крайней мере, дольше, чем я могу задерживать дыхание. Однако в метровый проход загораживала только корма одного из баллонов, которая впрочем не оставляла зазора с водой. Зато баллон был не слишком сильно накачан, поэтому нос разогнавшегося каяка легко прошел под ним, мне же оставалось только лечь спиной на деку. Струя притопила корму каяка, баллон ката чуть подался, и мне удалось проскочить, почти не снижая скорости! Повезло! А катамаран тихо и мирно снялся с камня через пару минут.

Однако удача, видимо, слишком долго сопутствовала мне, что-то должно было случиться. И случилось. Уже недалеко от начала основного каскада порогов, в небольшой шиверке я внезапно словил камень, от которого развернулся, и вдруг ни с того ни с сего залег на небольшой сбойке. Ситуация не казалась критической или даже опасной, и я уже вывел весло на эскимос, как вдруг словил камень на этот раз уже каской. Это меня не смутило также, но не успев встать, я получил по каске повторно. Меня тащило по камням вниз головой и всё никак не удавалось перевести весло на нужную сторону, об дно встать почему-то идея не пришла, и с каждой секундой становилось всё печальнее и печальнее. Кончилось это предсказуемо: отстрелом. Правда, заплыть толком не удалось: меня протащило по всем камешкам, пока я пытался одной рукой остановить ползущую рядом со мной лодку, а второй - не упустить весло. Тут шивера закончилась, стало глубоко, а впереди метрах в двадцати уже вовсю шумел Оверкиль. Ситуация становилась опасной. Надо отдать команде должное - никто не растерялся: адмиральский кат отбуксировал меня и лодочку к берегу, а кат-2 выловил весло. Перерыв. Отдыхаем.

Перевести дух определенно надо. Подобное приключение перед ключевым участком не может добавить уверенности в себе, а она бы ещё пригодилась. Очень досадно это - стрельнуться по глупости. Впрочем, как показывает практика, именно по этой причине большинство отстрелов и происходит.

Для поднятия боевого духа решено пройти злополучный участок ещё раз, благо в данном месте каньона занести лодку можно. А заодно неплохо бы потренировать и буф, в Оверкиле такое умение будет весьма полезным. Для тренировки буфа выбран здоровый бульник посреди злосчастной шиверы. Компанию мне составит Лёша Белокуров.

На этот раз всё проходит гладко, да и буф получается нормально. Ну что, после такой разминки можно двигаться дальше. В Оверкиле всё у всех благополучно, только кат-2 ненадолго застревает в камнях внизу слива. Сразу после этого начинается финишная серия препятствий. Сославшись на плохое самочувствие (простуда), Белокуров уступает право первопроходца Саше. И подговаривает его на всякие глупости. В результате за очередным поворотом вижу следующую картину: довольный как слон Белокуров потирает руки и хихикает, а Козырев эскимосит ниже по течению. Оказывается, Лёша подбил его залезть в какую-то задницу, где по его словам тот чуть не скрутил картвил. Сам же он пошёл, разумеется, по более тривиальной траектории.

Вот последний слив, и всё, конец Гранитного каньона! Наша цель достигнута! «Соня сегодня должна нажраться до зеленых соплей» - говорит Алексей Белокуров, - «шестерочный порог прошла». (Соней ещё с начала похода Лёша почему-то окрестил Олю, да так и называл всё время.) Впрочем, повод выпить есть у всех. Но потом. А пока ещё совсем рано и можно насовершать массу сплавных подвигов. Например, ещё раз пройти Гранитный. Или раскатать Киши. Или может рвануть на Хаджох посмотреть, заодно пройти всякие Девичьи слезы. Впрочем, получилось как всегда. Все заленились и на сплав забили. Решили, что лучше посмотреть Хаджох на предмет проходимости, а заодно и прочие плюшки поблизости.

Просмотр Хаджоха ясности не прибавил. Видно, что пройти можно. Но как-то боязно, всё-таки людей, это прошедших, буквально по пальцам пересчитать можно. А Белокуров как назло остался в лагере лечиться. Ничего, заснимем на видео, вечером ему покажем. Плюшки же типа Девичьих Слёз впечатления не произвели совсем, тем более что для катамарана там негабарит. Поэтому в лагерь возвращаемся без ясности насчет завтрашних планов.

12 ноября

Последний сплавной день. Надо провести его так, чтобы мало не показалось. Поэтому план на сегодня таков: сначала Гранитный по второму разу, потом на Киши, а потом, коли силы останутся, ещё раз Гранитный. Ряды наши поредели: Козырев и Шульман сплавляться не хотят, Белокуров составит нам компанию только в Гранитном. Ах да, совсем забыл. Первоначально план был другой: раскатываемся на Гранитном, и думаем по поводу Хаджоха. Весь вопрос упирался в состояние здоровья Лёши Белокурова, а оно оказалось неважным. Кильнувшись в одном из финальных порогов Гранитного практически на пустом месте, от дальнейших подвигов он отказался. Я же на этот раз залёг в Шахматах, в остальном второе прохождение Гранитного можно назвать благополучным.

Теперь едем на Киши. Воды за эти два дня стало ещё меньше, даже канализации не осталось. Сначала идет смешанный экипаж катамарана-2: Сергей-Оля. Зачем-то этот самый смешанный экипаж лезет в тесные первые Киши, где закономерно застревают минут на 15. Зато вторые проходят без проблем, бочка там совсем ослабела. Прохождение на каяке оказалось не совсем благополучно. В первых Кишах совершенно для меня неожиданно каяк достал носом дна, в результате чего я получил неслабый удар по ногам; повезло ещё, что не запинился. Зато на этот раз удачно пролез между скал. Во вторых Кишах буф снова не получился, и я полетел через свечку, поэтому пришлось заносить каяк для повторного прохождения. Ох и нелёгкая эта затея, обносить вторые Киши понизу. Зато прохождение дубль два прошло как по маслу.

Теперь трогаем к Гранитному. Все уже подустали, но шило в заднице не утаишь. Полезли. Это мой последний шанс пройти Гранитный чисто, без килей. Но что-то мне опять не везёт, и снова в Шахматах. Сначала шёл адмиральский кат и капитально засел на скалах минут на 15. Я на тех же скалах снова залёг, да ещё чуть не упустил весло, пока находился в подводном положении. От совокупности этих факторов оптимизм Захарова совсем иссяк, и он принял адмиральское решение закончить сплав и пешком выходить из каньона. Однако это оказалось проще скомандовать, чем сделать: каньон на то и каньон, вылезти из него можно только в конце. В общем, после пятнадцатиминутной дрочки все сошлись на том, что вылезать из Гранитного намного опаснее, чем его проходить, и поплыли дальше. Дальнейшее прохождение проблем, кстати, не вызвало.

На этом спортивная часть маршрута завершилась. Оставалось только широко отметить этот факт и собрать шмотки. На следующий день за нами приехали заказанные накануне машины и отвезли в Краснодар. Из дальнейших приключений можно выделить разве что процесс посадки питерцев в вагон. Отправлять лодки багажом им западло, покупать багажные квитанции тоже. В результате имелся продолжительный спор с проводником и начальником поезда на тему особенностей перевозки крупногабаритных грузов в плацкартном вагоне. Спор завершился задержкой отправления поезда на несколько минут и даже вызовом милиции. Мент, впрочем, дойти не успел: начальник вокзала по рации громко скомандовал не заниматься ерундой и отправлять поезд. На этом всё и завершилось.

За сим и кончается рассказ об этом походе. Все получили массу впечатлений, на славу поплавали, покилялись. Воды было маловато. Может и к лучшему. Почему-то в конце похода у всех начался синдром продажи снаряжения: Белокуров собрался продавать свою сальту, я - свой вектор, а Шульман - свой катамаран. На чём в следующий раз поплывем?

А уже через неделю я открывал сноуборд-сезон. Всё таки есть что-то в этом климате.

P.S. А от своей идеи насчет Кавказа в ноябре я не отрекаюсь. Просто чуть не повезло с водой.