Я долго думал - стоит ли вообще поднимать эти вопросы или не стоит, нужны они или нет.
На фоне "обсуждений" ЧП по Фиртине (о которой я зарёкся говорить), я, скорее, склоняюсь к выводу, что затронутая ныне тема тоже останется без внимания. Однако, меня всё-таки волнует целый ряд вещей и обсуждать их лишь с самим собой - не имеет смысла.
К тому же мы ходим в походы высшей категории, а не в матрасную Карелию.
Вопроса три:
Время окончания сплава; Страховка; Съёмка.
1. Время окончания сплава.
Ещё до того, как мы родились, суровые дяди ходили в походы и устанавливали путём прогресса и естественного отбора простые правила. Ряд из них морально устарел ещё при их жизни, ряд устаревает сейчас. Раньше Мажой ходили за две-три недели, а сейчас за два часа. Однако, ряд правил остаётся незыблем - я думаю найдётся мало дураков, желающих плавать без каски и спаса.
Время окончания сплава, конечно, имеет несколько меньшее значение, чем наличие каски, но, на мой личный взгляд, это значение не уступает по важности, например, ежедневной потребности в ужинах.
Правило было простое: после 5 или 6 часов вечера (в зависимости от группы и характера сплава), прекращается всякое дальнейшее движение. Причём место никак не влияет - можно поставить палатку/нельзя, есть ли дрова/нет ли - маловолнующий фактор. Если перед тобой каньон
и предполагаемое время выхода из каньона превышает 5 часов вечера, то прохождение откладывается назавтра.
Справляться с проблемой очень просто: нужно раньше выходить и не тупить. Не вышли раньше - спите на камнях без дров (например).
Почему нужно строго соблюдать такой режим?
Во-первых, это дисциплинирует. Если по твоей вине вся группа заночевала на болоте, то ты должен это осозновать.
Во-вторых, это усталость, которая неизменно накапливается. В результате чего начинается неадекватная оценка собственных сил и внешней ситуации.
В-третьих, это темнота, которая в условиях гор делает сплав по реке опасней.
и.т.д.
В нашей группе такое нарушение происходит перманентно. Конечно, нельзя сказать, что это как-то сильно навредило продвижению (ведь никто же не умер), но может мы и ужины тогда перестанем готовить - никто же не умрёт, верно?
Алтай, вечер, сумерки, р.Чулышман - авария в пороге "стадо бегемотов", когда нашему кату не хватило сил зачалиться до.
Там же, опасная чалка вечером перед порогом Каша.
Там же, порог Коварный, киль.
Во всех случах был, ну, не поздний, но вечер. Точно больше 5 часов.
Особенно удачно мы зачалились перед Кашей, когда никто точно не знал, где она.
Сплав на верхнем каньоне Фиртины тоже начался под вечер.
Первый день в Киргизии мы тоже закончили поздно.
В общем, такая практика, на мой взгляд, весьма порочна и требует кардинального переосмысления.
2. Страховка.
Я понимаю, что утопающий в первую очередь должен спасать себя сам и что мы ходим в походы где, местами, страховка в принципе невозможна, но иногда замечаю, что в ряду случаев мы халатно пренебрегаем ей. Причём, зачастую, пренебрегаем в пользу съёмки и пр.
Есть штатное расписание - штурмовой кат и остальные каты. Штурмовой проходит и встаёт на страховку, но его тоже нужно постраховать. Кроме того, если группа идёт с разным опытом (что у нас случается), то страховки одним катамараном мало. Правила на этот счёт наверняка есть, я их дословно не знаю, но интуитивно предполагаю, что две морковки лучше одной, даже при наличии страхующего катамарана.
Мне кажется, что нужно назначать страховщиков заранее, ещё до похода. И, на просмотр эти люди должны выдвигаться уже с морковками.
У нас такого не наблюдается, а стоило бы. Потому что это и экономия времени, и повышение шансов.
Примеры тоже есть:
Чулышман, Туданский, экипаж Кошелева идёт при страховке одной морковкой. Следующий экипаж, по какой-то ошибке или недоразумению, страховался одной морквой.
в пороге Коварный, четвёрка страховалась морковкой и катамараном, в то время как основная группа радовалась зрелищу.
Если бы два человека оторвались, то одно ката, кинувшегося в погоню, явно не хватило бы.
Фиртина, может я ошибаюсь, но, кажется порог Островной страховался одной морковкой (это при том, что через 50 метров начинался след порог)
Который, в свою очередь, страховался одним лишь катамараном, хотя вовремя кинутая морковка могла бы многое предотвратить.
Кекемерен, последний порог 6кс. страховался одной морковкой, причём первым экипажем шла двойка.
В общем, на мой личный взгляд, и этот вопрос требует более адекватного осмысления и подхода.
3. Съёмка.
В штатном расписании всегда значится один фотограф и один видеооператор. В больших группах возможно увеличение, но с некоторыми оговорками.
Я считаю, что штурмовой экипаж вообще не должен во время категорийного сплава держать в руках фото и видео аппараты. Остальные могут это делать только при наличии сильной страховки.
Если в группе одна морковка и два фотоаппарата - то это не правильно.
Что касается лично нас, то у меня вообще возникает некоторое недоумение - я так и не увидел видеофильмов (в свободном доступе (это-то при таком сервисе, как Ю-туб!)) ни по одному из наших походов. Да, они где-то есть. Существуют в полуразобранном состоянии. Но общая концепция приоритета съёмки в таком случае порочна.
Зачем снимать, если потом ничего с этим не делать? На это уходит и время и лишние силы.
Тот же Чулышман прекрасное тому подтверждение.
Ну, кроме того, съёмка верхнего каньона Фиртины, когда вместо камеры лучше бы взять в руки морковку.
По Киргизии полноценного кина тоже нет.
В общем, и здесь есть ряд недоработок, на которые стоит обратить внимание.
P.S. Ну, если и эти вопросы не вызовут соответствующей реакции, то, я думаю, разговаривать на какие-то серьёзные темы будет бессмысленно в дальнейшем.