Про "Недоступный"

Про "Недоступный"

UNREAD_POST pheo » 22.09.2011 21:45

Статья опять же для "Вольного Ветра".
Содержание не соответствует действительности. Я не ставил задачу пересказать так "как всё было", смысл статьи в другом.

НЕДОСТУПНОЕ ДОСТУПНО.

На реку Малый Нарын, путешествуя по Киргизии, мы заехали в последнюю очередь. Уже основательно раскатавшись, привыкнув друг к другу и к судну, которое, несмотря на свои нестандартные размеры, легко управлялось и почти не уступало в манёвренности остальным нашим судам.
Каньон «Недоступный» - наша главная цель, основная задача похода, после полуторанедельных «тренировок» на Чон-Кемине и Кекемерене, становился реальностью, раздражающе манящий нас уже одним своим названием.
Итак, мы здесь, над этой рекой, смотрим с высоты стометровых стен вниз, гадая, что же нас ожидает там, где даже света ощутимо меньше. Погода, такая нехарактерная для этих мест, пытается нас остановить то налетающими порывами яростного ветра, то дождём, то, вдруг, затихая, оборачивается явным морозцем, да так, что за ночь все близлежащие пики покрываются снегом.
«Азия, гидрокостюм высыхает за ночь насквозь», - подшучиваем мы друг над другом, повторяя фразу из популярного отчёта. Холодные «гидрики» ждут своего часа под тентом палатки, заставляя слегка поёживаться их владельцев.
Вторую неожиданность для наших сроков путешествия представляет уровень воды – явно выше среднего, готовый тут же обратиться паводком, добавьте только ещё чуть-чуть дождя, либо солнца. У нас есть только полдня, чтобы осмотреть каньон и полдня, чтобы его пройти. Задерживаться на негостеприимных покатых полках высокого берега совсем не хочется, да и «перегореть» все боятся, последний день же.
Первая ступень расположилась удобно – недалеко от дороги, можно спуститься, осмотреть всё прямо с берега. Здесь река сужается на две трети, полностью перегороженная огромным валуном – мы можем непосредственно оценить всю мощь струи, рвущуюся в узкие ворота. Дальше всё становится сложнее. Вторая ступень тоже хорошо просматривается с дороги, но спуститься к ней уже нет никакой возможности. Это водопад, высотой 2-2,5 метра, осмотр с высоты сильно скрадывает падение. Мощная струя за ним заперта огромным валуном, страховка невозможна. Первое судно прыгает наугад, стараясь попасть в язык, а затем пробить мощный котёл. Первое судно, штурмовое, самое большое, наше. Третья ступень в пределах прямой видимости – бочка через всю реку. Если что случится, то спокойное место только за поворотом, после третьей ступени, надо это запомнить.
Всего ступеней в каскаде семь, если судить по лоции. С берега отчётливо просматриваются шесть, одна скрыта от взора нависающей скалой над поворотом. Считаем повороты, чтобы ориентироваться. Там, внутри, только это и будет единственным ориентиром. Отсюда, сверху, препятствия не кажутся нам слишком серьёзными, но это впечатление обманчиво, следует и об этом помнить, и может быть даже сильнее, чем о количестве поворотов реки. Перед последними двумя ступенями, в каньон с правого берега падает ручей – последний важный ориентир, больше мы ничего не сможем явственно различить, даже и не стоит пытаться. Наступает вечер, идём в лагерь.
Все желающие идти чуточку возбуждены, но внешне выглядят подавленными. Это от того, что каждый уже мыслями в каскаде и внутри себя переживает сильное волнение. Любое обращение, сейчас, воспринимается более сильно и нервно, а простые шутки порождают громкий, взбудораженный смех. Это быстро проходит, у костра, обсуждая завтрашнее прохождение, все становятся серьёзными и тихими.
Каждый раз, перед таким препятствием, я про себя замечаю, что готов его идти два или даже три раза, и каждый раз эта готовность улетучивается, как только я сажусь в упоры.
Утро. Снег на вершинах. Мокрый и холодный гидрокостюм.
«Какого чёрта я здесь делаю?» - думаю. И тут же вспоминаю, что именно ради этого я здесь и оказался. Ради этого чувства страха, ради его преодоления и ради того непонятного чувства, с которым ты выходишь на берег уже после всего этого.
Через пять минут мокрый неопрен начинает немного греть, а через десять тебе уже нипочём ни дождь, ни ветер.
Долго возимся с первой ступенью, ставим съёмку, страховку. И, наконец, пролетаем в узкую щель, как раскочегаренный паровоз. Больше разговоров было. Ни котёл, ни габариты, ни хаотичная струя со сбойками не мешают нам выполнить точный заход. Ещё секунда и можно принимать промежуточные поздравления. Второй катамаран, воодушевившись нашим прохождением, делает это также успешно. Отсюда начинается самое главное - теперь мы уже настоящие штурмовики, без вариантов, все смотрят на нас, а мы рассчитываем только на себя.
Отчаливаем, заходим за поворот, здесь уже нужен тонкий манёвр, чтобы правильно свалиться в водопад и уйти от запирающего центр струи камня. С высоты это казалось более выполнимой задачей, последним рывком выправляем судно и валимся в водопад ровно. Струя здесь молотит с бешеной силой, встать на страховку в складках каньона удаётся над самой третьей ступенью. Буквально прилипнув к скале, ожидаем второй катамаран. Наконец, спустя двадцать минут напряжённого ожидания, видим, как из-за поворота вылетает второй катамаран и валится в водопад полулагом. Носы судна высоко подлетают, но катамаран всё-таки выходит из котла на ровном киле, пролетает мимо нас, врезается в глубокую бочку – третью ступень и скрывается за поворотом.
Ну, что, теперь посмотрим, насколько вид сверху соответствует действительности? За третьей ступенью короткий спокойный коридор, каждый чисто рефлекторно проверяет ремни спасжилета, застёжку каски. Когда мы смотрели на эту часть каньона с высоты, всем казалось, что самое страшное осталось на первых двух ступенях, теперь же, выскочив из-за поворота, мы поняли, что действительность несколько иная. Очередная ступень встретила нас огромным падением с тугой и непонятной струёй. Там, куда следовало идти, торчали полуобливные клыки, приходилось рыскать между котлами и камнями, стены сузились, сдавливая и отражая мощный поток. Пытаемся встать на страховку второго судна, но улова, на которые мы так рассчитывали сверху, здесь снизу превратились в мощные поганки, не только не дающие спокойно причалить к стене, но и нарочно сталкивающие на середину струи, сбивая с прямого курса. После неудачной чалки, идём в следующую ступень уже изрядно вымотанными. Снова падение, снова камни, хаотично разбросанные по хаотичной струе, стены каньона стали чёрными. От постоянных усилий ориентация теряется напрочь, смотришь только на лопасть весла, пытаясь сообразить, куда его лучше воткнуть.
Где мы? В какой части каньона? Сколько уже прошли? О тех поворотах-ориентирах, намеченных сверху, даже и не думаешь. Где-то здесь стекал ручей… Ничего не понятно. После очередного препятствия, нам удаётся зачалиться и мы встаём на страховку. Тут же вылетевший из-за выступа катамаран, не тормозя, уходит ниже по течению, чужие команды перебивают рёв воды. Отчаливаем вслед за ними, ещё немного осталось. Чисто теоретически. За очередным поворотом снова падение, в русле крупный валун, разделяющий поток ровно пополам. Передний катамаран кидает во все стороны, подбрасывая на валах, мы скачем вслед за ними. Очередной поворот, очередная ступень, сил уже нет ни у кого, это чувствуется, здесь главное синхронно сработать и уйти со струи, чтобы передохнуть. Даже слегка под конец переборщив, влетаем в отмель левого берега. Прошли. Или нет? За очередным поворотом ничего не видно. Смотрим наверх, стараясь сориентироваться, но нависающие над головой скалы так похожи друг на друга, что невозможно определить своё местоположение.
- Ручей впадал?
- По-моему да, а может быть и нет.
Никто не помнит, не до ручья всем.
Наконец, отдышавшись, отправляемся дальше, «крадучись» заходя за поворот.
- Всё, прошли.
Река резко выполаживается, стенки ущелья опускаются к воде. И сразу становится как-то пусто внутри, и только тут начинаешь припоминать и соотносить друг с другом все ступени, которые видел сверху и не смог разобрать с воды.
И тут, вдруг, понимаешь, что радость-то она, конечно, будет ещё долгое время, но те чувства, которые довелось испытать в этом хаосе десять минут назад, никакими воспоминаниями не перебьёшь. И остаётся тебе только новый поход, и только новый «недоступный».

Андрей Фео.
pheo
eXtreme Team
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 24.08.2010 21:04

Re: Про "Недоступный"

UNREAD_POST aleyush » 23.09.2011 00:00

Придирка: для внешних читателей не понятно, о каком судне нестандартных размеров идёт речь в начале, и почему у него должно быть что-то с манёвренностью.
Аватара пользователя
aleyush
eXtreme Team
 
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 16.07.2009 15:50

Re: Про "Недоступный"

UNREAD_POST pheo » 23.09.2011 10:32

Спасибо. Я учту.)
pheo
eXtreme Team
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 24.08.2010 21:04

Re: Про "Недоступный"

UNREAD_POST Anton » 13.12.2011 16:38

А чу про киль то не написал? Самое интересное )
Anton
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 22.07.2009 16:44


Вернуться в Общий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron